Экономические методы управления на примере ООО "Айсберг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 05:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в оценке эффективности управления и разработке рекомендаций. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть экономические методы управления;
-рассмотреть эффективность менеджмента на предприятии;
-предложить мероприятия по улучшению использования экономического менеджмента в ресторане;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения менеджмента. Данная курсовая работа основывается на использовании следующих методов: экономико-математического, расчётно-конструктивного, статистико-аналитического, табличного, графического, сравнения.

Содержание

Введение 2
1 Экономические методы как инструмент управления 4
1.1. Понятие и роль экономических методов в менеджменте 4
1.2. Классификация экономических методов управления 11
1.3. Методы анализа эффективности экономического управления 14
2 Анализ экономических методов управления в ООО «Айсберг» ресторан «Марракеш» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ экономического управления 22
2.3. Совершенствование экономического управления предприятия 35
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Экономические методы управления предполагают два основных подхода к распределению и перераспределению прибыли: сосредоточение ее в центральном звене управления организацией и распределению по подразделениям  с определенными правами ее использования. Более гибким является принцип распределение прибыли по подразделениям организации и ее использования для достижения долговременных целей.

Через финансы все подразделения обеспечиваются необходимыми ресурсами. Их источниками выступают, с одной стороны, централизованные средства организации, а с другой – привлеченные средства.

Внутренними источниками финансирования являются накопления амортизационных отчислений, нераспределенной прибыли.

Займы и кредиты – это внешний источник финансирования. Они могут быть получены от коммерческих банков, финансовых групп, международных финансовых организаций, государственных организаций, которые или сами предоставляют средства, или выступают гарантами кредитования. Источниками внешнего финансирования являются также продажа акций и формирование акционерного капитала.

Ведущим принципом финансирования считается самофинансирование, которые создаются за счет ускоренной амортизации, накопления прибыли на специальном счете в результате увеличения доли нераспределенной прибыли. На втором месте стоит использование заемных средств от коммерческих банков, специальных региональных инвестиционных организаций. В странах СНГ крупные организации могут получать специальную финансовую помощь, включая безвозмездную, займы по низким процентам.

Уровень финансового состояния организации зависит также от своевременности расчетов с родственными компаниями по предоставленным им займам и кредитам, платежам по лицензиям. Все это в целом дает возможность приспосабливаться к рыночным отношениям.

 

1.2. Классификация экономических методов управления

 

Первый из экономических методов управления - хозрасчет.

 «Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным здесь является первое слово, а «расчет» – второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение Собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя, из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета.

Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике – важнейшая задача менеджера и сонета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов – управленцев, экономистов, правовиков.

Второй экономический метод управления – ценообразование. Процесс который выражается в методах образования цен.

В рыночной экономике различают следующие виды цен:

1) Производственная цена,  по  которой производитель  поставляет  товар крупными партиями оптовым торговцам

2) Оптовая цена – цена, по  которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.

3) Розничная цена – цена, но  которой ведется продажа товара  в магазинах в розницу и небольшими партиями. Розничные цены – эта цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Розничная цена образовывается из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торговая скидка, налог с продаж. Торговая надбавка  состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается  предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

4) Рыночная цена – цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.

5) Базисная цена – согласуется  путем переговоров между продавцом  и покупателем крупных партий товара.

6) Монопольная цена – это  цена, устанавливаемая монополиями  выше или ниже цены производства. Выше – для сбыта своих товаров  и ниже – для товаров, приобретаемых  у других фирм.

7) Номинальная  цена  –  та,   которая  публикуется  в  прейскурантах,  справочниках, биржевых котировках (сокращенно - номинал).

8) Скользящая цена – цена, устанавливаемая  договором в зависимости от  условий конъюнктуры на определенную  дату.

9) Твердая цена – цена, фиксируемая  в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена. Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта  и не подлежит изменению в течение срока его действия. Твердая цена применяется как в сделках с немедленной поставкой и с поставкой в течение короткого срока, так и в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки.

10) Цена   «падающий   лидер»   –  цена,   используемая   торговцами   для   привлечения  покупателей. Обычно снижается цена  лишь па один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим  фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.

11) Цена спроса – цена, складывающаяся  на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложениями

Третий экономический метод управления - финансирование.

Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли для общества работу выполняет предприятие, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, нужна - будет прибыль, не нужна - прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.

Финансовая самостоятельность предприятия то, что мы сегодня называем самофинансированием, предусматривает не только новые права руководителя, но и высокую финансовую ответственность его перед собственником и трудовым коллективом.

 

1.3. Методы анализа эффективности экономического управления

 

Принятие управленческого решения, по существу, является промежуточной фазой между управленческим решением и управленческим воздействием. Исходя из этого, эффективность управленческих решений следует охарактеризовать как совокупность эффективности разработки управленческих решений и эффективности осуществления этих управленческих решений.

Эффективность — это результативность производства, труда или управления

Рассчитывается большое количество частных показателей экономической эффективности деятельности коллектива организации (всего таких показателей существует более шестидесяти).

К этим показателям относятся рентабельность, оборачиваемость оборотных средств, фондоотдача, фондоемкость, окупаемость капитальных вложений, производительность труда, соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы, и др.

Можно оценивать как эффективность деятельности аппарата управления данной организации в целом, так и эффективность отдельных управленческих решений. Также объемные показатели, а также удельные качественные показатели. Здесь эффективность организационно-технических мероприятий, осуществленных в соответствии с принятым управленческим решением, выражается путем соизмерения затрат по этим мероприятиям и результатов, полученных вследствие их проведения.

При оценке эффективности управленческих мероприятий может быть использовано понятие совокупного экономического эффекта, поскольку в составе полученных результатов имеется определенный трудовой вклад членов коллектива организации, имеющих различные профессии.

Организации ориентируются, с одной стороны на необходимость удовлетворения требований потребителей их продукции (работ, услуг), а с другой стороны — на улучшение экономических показателей своей хозяйственно-финансовой деятельности. Вследствие этого при оценке эффективности управленческих решений необходимо учитывать как социальный, так и экономический аспекты эффективности.

Рассмотрим порядок оценки эффективности управленческих решений на примере торговой организации.

Для того чтобы правильно определить эффективность управленческих решений, необходимо осуществлять раздельный учет доходов и расходов торговой организации в разрезе отдельных товарных групп. Однако на практике ведение такого учета очень сложно. Вследствие этого целесообразно использовать при анализе так называемые удельные качественные показатели, а именно прибыль в расчете на 1 млн. рублей товарооборота, а также издержки обращения в расчете на 1 млн. рублей товарных запасов.

Эффективность управленческих решений в торговой организации проявляется обобщенным образом в количественном виде как прирост объема товарооборота, ускорение оборачиваемости товаров, уменьшение суммы товарных запасов.

Окончательный же финансово-экономический результат исполнения управленческих решений находит проявление в увеличении доходов торговой организации и в уменьшении ее расходов.

Экономическая эффективность

Определение экономической эффективности управленческих решений, в результате исполнения которых возростоварооборот, и, следовательно, увеличилась прибыль, можно осуществить по следующей формуле:

Эф = П*Т = П * (Тф — Тпл),

  • Эф — экономическая эффективность (в тыс. рублей).;
  • П — прибыль в расчете на 1 млн. рублей товарооборота (в тыс. рублей);
  • Т — прирост величины товарооборота (в млн. рублей);
  • Тф — фактический товарооборот, который имеет место после внедрения данного управленческого решения;
  • Тпл — плановый товарооборот (или товарооборот за сопоставимый период до внедрения данного управленческого решения).

В рассматриваемом примере экономическая эффективность принятия и исполнения управленческого решения выражается в снижении величины издержек обращения (расходов на продажу, или коммерческих расходов), приходящейся на остаток товаров. Это приводит к увеличению суммы полученной прибыли. Эта эффективность может быть определена по следующей формуле:

Эф =ИО*З = ИО*(З2 — З1),

  • Эф — экономическая эффективности данного управленческого мероприятия (в тыс. рублей);
  • ИО — величина издержек обращения, приходящаяся на 1 млн. рублей товарных запасов (в тыс. рублей);
  • 3 — размер изменения (уменьшения) товарных запасов (млн., рублей);
  • 31 — величина товарных запасов до проведения в жизнь управленческого решения (мероприятия) (млн. рублей);
  • 32 — величина запасов товаров после внедрения данного управленческого решения.

Кроме того, экономическая эффективность осуществленного управленческого решения сказалась на ускорении товарооборачиваемости. Это влияние можно определить по следующей формуле:

Эф = Ио*Об = Ио (Об ф — Об пл),

  • Эф — экономическая эффективность управленческого решения (тыс. рублей);
  • Ио — одновременная величина издержек обращения (тыс. рублей);
  • Об — ускорение оборачиваемости товаров (в днях);
  • Об пл — оборачиваемость товаров до внедрения управленческого решения (в днях).
  • Об ф — оборачиваемость товаров после внедрения управленческого решения (в днях).

Методы анализа управленческих решений

Рассмотрим порядок применения основных методов и приемов анализа при оценке эффективности принятия и исполнения управленческих решений.

Метод сравнения дает возможность оценить деятельность организации, выявить отклонения фактических значений показателей от базисных величин, установить причины этих отклонений и найти резервы дальнейшего улучшения деятельности организации.

Индексный метод используется при анализе сложных явлений, отдельные элементы которых измерить нельзя. В качестве относительных показателей индексы необходимы для оценки степени выполнения плановых заданий, а также для определениядинамики различных явлений и процессов.

Этот метод дает возможность осуществить разложение обобщающего показателя по факторам абсолютных и относительныхотклонений.

Балансовый метод заключается в сопоставлении взаимосвязанных показателей деятельности организации для выявления влияния отдельных факторов, а также для поиска резервов улучшения деятельности организации. При этом взаимосвязь между отдельными показателями выражается в виде равенства итогов, полученных вследствие определенных сопоставлений.

Информация о работе Экономические методы управления на примере ООО "Айсберг"