Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:02, реферат
Классические теории подразумевают технико-экономический (технократический) подход к управлению кадрами предприятий, который строится на научной организации труда, внедренной в управление еще в начале XX в. Основные задачи руководства компаний сводились к: строгому контролю и наблюдению за работниками; разложению задач на простые и понятные элементы; жесткому разделению управленческих и исполнительских функций, использованию авторитарного стиля руководства; обеспечению материального стимулирования работников; учету некоторых интересов работников и соблюдению их прав.
В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических
Схема управления организацией по Г. Форду
Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством.
Он применил стандартизацию и унификацию
– важнейшие элементы в управлении
качеством, организовал конвейерное
производство, что дало возможность
перейти к массовому
Свою теорию управления Форд назвал «Террор машины».
Принципы и функции управления Файоля
А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.
Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.
Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:
Разделение труда.
Полномочия и ответственность.
Дисциплина.
Единоначалие.
Единство направлений.
Подчиненность личных интересов общим.
Вознаграждение персонала.
Централизация.
Скалярная цепь
Порядок.
Справедливость.
Стабильность рабочего места для персонала.
Инициатива.
Корпоративный дух.
Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений.
Применимость и значение концепций в практике современного управления
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
четкое функциональное разделение труда;
передача команд и распоряжений сверху вниз;
единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
соблюдение «диапазона контроля»
(осуществление руководства
Все вышеуказанные принципы построения
организации справедливы и для
настоящего времени, несмотря на то, что
достижения НТП наложили на них определенный
отпечаток. Так, широкое использование
в практической деятельности электронно-вычислительной
техники упростило связи между
органами (звеньями) управления в организации
за счет ускорения обработки
Одним из видных последователей Тейлора
был известный американский ученый
Гарринггон8Эмерсон (1853—1931). В 1900 г. вышла
его книга «Производительность
как основание для управления
и оплаты труда», а в 1912 г.— главный
труд его жизни «Двенадцать
1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.
2. Здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.
3. Компетентная консультация
referama.ru © Реферат Школа научного управления и ее современные модели (Ф ТЕЙЛОР, Ф И Л ГИЛБРЕТ, Г ЭМЕРСОН, Г ФОРД, Г ГАННТ) 10
4.
Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением
. 5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации».
8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
9. Нормализация условий труда.
10. Нормирование операций, заключающееся
в стандартизации способов их
выполнения и
Эмерсон уделял большое внимание подбору персонала, более того, считал необходимым и управление им, как бы предвосхищая возникновение в будущем профессии менеджера персонала: «Крайне важно иметь хотя бы немного специалистов, обладающих интуицией, наблюдательностью, понятливостью, с одной стороны, и всем богатством физиологических, психологических и антропологических научных знаний, с другой. Только такой специалист может дать администрации и кандидату на работу действительно компетентный совет, только он может верно сказать, годиться ли кандидат на данную работу»**.
§ 3. Основные положения фордизма
Генри Форд (1863—1947), основатель американского автомобилестроения, был и одним из создателей «философии практики» XX в. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую отражение в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра». Основные его положения таковы:
высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 ч в неделю, но не больше;
обеспечить наилучшее
Принципиально важно заявление
Форда о том, что «индустрия должна
иметь своих генералов, и притом
— генералов
Форд подчеркивал, что Америка живет трудом, что она обладает талантливыми людьми, а потому важнейшая задача бизнесменов — создать условия, благодаря которым в полную мощь могут проявиться возможности ее народа, и не отдельных людей или каких-то социальных слоев, а наибольшего их числа. Как указывал Форд, одна из целей промышленности — это не только снабжать потребителей, но и создавать их. В 1914 г. Форд ввел в своих заводах самую высокую оплату труда, что вызвало возмущение многих предпринимателей, однако он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке нс появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.
Форд отмечал, что спекулянты не
в состоянии создавать
Цель своей
Руководствуясь этими
На всех предприятиях Форда тяжелые
работы выполняют машины; жестким
требованием организации
Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности.
Историческое значение деятельности Форда становится особенно ясным при сравнении его взглядов с идеями Тейлора. «Тейлор, — отмечал создатель НОТ в России А. Гастев, — разработал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной.
Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата
. Стало быть. Форд — это самое
последнее слово тейлоризма, Форд
— это Тейлор, заменивший людскую
организацию буквально сталью»*
лава 3. История управленческой социальной мысли
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искусство и наука управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
социальной — необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;
экономической — необходимость в производстве и распределении ресурсов;
оборонительной — защита от врагов и диких зверей.
Даже в самых древних
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
Наиболее длительным был первый период развития управления — начиная с 9—7 тыс. лет до н. э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9—7 тысячелетии до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000—2800 гг. до н. э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Большая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в период, называемый индустриальным (1776—1890), принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ управления оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и
практике управления связан с созданием
и использованием вычислительной техники.
В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж
разработал проект “аналитической машины”
— прообраз современной цифровой
вычислительной техники, с помощью
которой уже тогда
Наука об управлении находится в
постоянном движении. Формируются новые
направления, школы, течения, изменяется
и совершенствуется научный аппарат,
наконец, меняются сами исследователи
и их взгляды. С течением времени
управленцы изменяли ориентиры от потребностей
своей конкретной организации на
изучение сил управления, действующих
в их окружении. Некоторые из них
решали свои управленческие проблемы
теми способами, которые, казалось, срабатывали
и в прошлые периоды. Другие исследователи
искали более систематизированные
подходы к управлению. Их индивидуальные
успехи и провалы могут дать ценные
уроки для сегодняшних
Информация о работе Этапы развития науки управления персоналом