Этапы стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие и принципы стратегического планирования…………………...4
Основные этапы стратегического планирования………………………...7
Оценка внутренней и внешней среды организации……………….....7
Установление миссии и цели организации…………………………..10
Выбор и разработка стратегии………………………………………..14
Реализация стратегии………………………………………………….16
Оценка и контроль стратегии…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы стратегического планирования.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Понятие и принципы стратегического планирования…………………...4
  2. Основные этапы стратегического планирования………………………...7
    1. Оценка внутренней и внешней среды организации……………….....7
    2. Установление миссии и цели организации…………………………..10
    3. Выбор и разработка стратегии………………………………………..14
    4. Реализация стратегии………………………………………………….16
    5. Оценка и контроль стратегии…………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

   Введение

     Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.[1] Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Проблеме стратегического  планирования уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме. Необходимость появления  учебных пособий по планированию, было вызвано трансформацией централизованного  планирования в систему государственного регулирования, что потребовало  кардинального пересмотра всех элементов  системы внутрифирменного планирования. Цель данных пособий – изучение средств, методов и технологий обоснования  плановых решений на предприятии, приобретение навыков разработки стратегических, тактических и оперативно-календарных  планов.

 

Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия  в условиях рыночной экономики. В  современной быстроменяющейся экономической  ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

В первой главе работы, дано определение такому понятию, как  стратегическое планирование. Представлено содержание, функции и принципы стратегического  планирования, а так же документы  стратегического планирования. Отражены преимущества и недостатки стратегического  планирования.

Во второй главе подробно расписаны этапы процесса стратегического  планирования фирмы (предприятия).

 

     1. Понятия и принципы стратегического планирования

Планирование – это  одна из основных функций менеджмента, предусматривающая выбор и формулирование целей, определение наиболее эффективных  способов их достижения и потребностей в ресурсах. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью стратегического менеджмента, главное  назначение которого заключается в  разработке и успешном внедрении  стратегии.

Довольно часто мы путаем понятия стратегическое управление и планирование, поэтому хотелось бы сразу определить разницу между  этими терминами. По мнению И. Ансоффа эти различия заключаются в следующем: «Стратегическое планирование сфокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, в то время как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров, новых технологий. Стратегическое планирование – аналитический результат, а стратегический менеджмент – организационный. В стратегическом планировании используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы».

Стратегическое планирование определяет путь развития организации  как единого целого в долгосрочном периоде с указанием наиболее важных показателей, количественно  описывающих результаты и эффективность  развития. Роль стратегического планирования – обеспечить комплексный подход к развитию организации, учесть возможные  изменения в окружающей среде, определить наиболее важные тенденции в ее развитии.

При рассмотрении данной темы невозможно не поговорить о принципах  стратегического планирования, которые  должны учитываться менеджерами  и руководителями фирмы:

 

- системный характер планирования. Означает, что основные элементы системы планирования и взаимосвязи между ними должны обеспечивать целостность и комплексность процесса планирования;

- долгосрочный характер планирования на основе стратегических сценариев. В современной экономике никто не может точно прогнозировать будущее, но возможно построение различных вариантов состояний окружающей среды;

- единство, целостность и взаимосвязь долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного видов планирования. Означает последовательное преобразование стратегических планов в тактические, тактических – в оперативные и последних в планы работ исполнителей. Планы компании должны образовывать единое целое и не противоречить друг другу;

- комплексность и научность методов планирования, их соответствие решаемым задачам;

- определяющее влияние человеческого фактора на качество стратегического планирования и выполнение стратегических планов. Планирование на всех этапах в первую очередь зависит от принятия решений людьми, от их взаимодействия, квалификации, умения работать в командах;

- единство стратегического планирования и контроля, личная ответственность за выполнение стратегических планов и их разделов.

Указанные принципы образуют основу системы эффективного стратегического  планирования. Они определяют необходимость  разработки систем прогнозирования  и планирования, координирования  и контроля, мотивации и стимулирования менеджеров и специалистов, участвующих  в стратегическом процессе. Неэффективное  стратегическое планирование характеризуется  разрывами связей между элементами, слабой координацией в управлении, отсутствием контроля и низкой мотивацией персонала.

 

Принципы системы стратегического  планирования являются существенными. Нарушение любого из них разрушает  целостность и снижает качество всей системы стратегического планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2. Основные этапы стратегического планирования.

2.1. Оценка внешней и внутренней среды организации.

Стратегический анализ внешней  и внутренней среды – один из важнейших этапов стратегического  планирования. Фирма обязательно  должна строить свои стратегии с  учетом конкретной конфигурации факторов внешней и внутренней среды.

Внешняя среда организации  – это ее внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми организация  взаимодействует, и влиять на которые  в целом она не может, за исключением  воздействия лишь на отдельные элементы.

Классический подход к  описанию факторов внешней среды  включает разделение на четыре группы в виде модели, которая называется ПЭСТ (политические, экономические, социальные и технологические):

Политические факторы: законодательство, влияние государства на сферу, в  которой работает компания, политическая стабильность, взаимоотношения государства  и бизнеса, уровень бюрократии и  коррупции, правовая система.

Экономические факторы: ставки налогообложения, экономический рост страны, инфляция, конкуренция, доходы населения, инвестиции, финансовая устойчивость государства и рынков.

Социальные факторы: качество жизни, демографическая структура, образование населения, уровень  развития трудовых ресурсов.

Технологические факторы: инновационные  процессы, развитие научно-технического потенциала, транспорт, элементы инфраструктуры.

В классической модели ПЭСТ учитываются не все факторы внешней  среды, а лишь те факторы дальнего окружения, на которые организация  влиять не может. Но каждая фирма также  непосредственно взаимодействует  с рядом факторов внешней среды, входящих в ее ближнее окружение. Поэтому в анализе среды также необходимо учитывать и факторы ближнего окружения фирмы.

К наиболее значимым факторам относят:

·        конкуренты. Необходимо учитывать не только существующих конкурентов, но и будущих.

·        клиенты. Они ставятся на первое место, ведь именно для них работает фирма. Все  связанное с клиентом: качество, цена, культура обслуживания является стратегическими факторами в  планировании.

·        поставщики. Компания может изменить поставщиков, но в целом на их рынок ее влияние  ограничено. Тщательный выбор поставщика – одно из условий успешного развития фирмы.

·        местные  власти. Плохое взаимодействие с местными властями ведет к конфликтам в  бизнесе.

·        региональные факторы. Эта группа факторов, связанна с региональной спецификой, например, региональная политика, климатические  особенности, региональные рынки.

Для анализа факторов внешней  среды следует определить характер этого взаимодействия, сформулировать цели и задачи организации. Каждый фактор следует описывать количественными  показателями и указывать степень  его влияния на компанию.

Внутренняя среда фирмы  – это ее внутренние элементы, подсистемы и процессы, которые влияют на ее потенциал, конкурентоспособность, способность  развиваться. Внутренняя среда может  изучаться и описываться различными способами.

Внутренняя среда имеет  несколько срезов, состояние которых  в совокупности определяет тот потенциал  и те возможности, которыми располагает  организация:

·        кадровый компонент: взаимоотношение менеджеров и рабочих, наем, обучение, стимулирование и продвижение кадров.

·        организационный  компонент: коммуникации, структура, нормы, правила, процедуры, иерархия подчинения, распределение обязанностей.

·        производственный компонент: изготовление продукта, снабжение, обслуживание технологического парка, исследования и разработки.

·        маркетинговый  компонент: ценообразование, продвижение  и сбыт продукта.

·        финансовый компонент: обеспечение прибыльности и инвестиционные возможности.

Комплексная оценка состояния  внешней и внутренней среды проводится с помощью SWOT-анализа.

Ситуационный, или «SWOT (СВОТ) - анализ» (первые буквы английских слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов.

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор  ключевых процессов и элементов  организации, состояние которых  в совокупности определяет тот потенциал  и те возможности, которыми располагает  организация.

Для того чтобы успешно  выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие  новые возможности могут открыться  для нее. Поэтому стратегическое планирование, имея объектом изучения внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.

После выявления сильных  и слабых сторон, а также угроз  и возможностей устанавливается  цепочка связей между ними, которая  в дальнейшем может быть использована для формулирования стратегий организации. Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть  угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации  является учет в стратегии ее поведения  каждой из выявленных угроз и возможностей.

Анализ среды – это  очень важный для выработки стратегии  фирмы и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи  между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а так же возможностями и угрозами, которые заключены во внешней  среде. Фирма изучает среду, чтобы  обеспечить себе успешное продвижение  к своим целям. Поэтому следующим  этапов в стратегическом планировании является установление миссии и цели организации.

2.2. Установление миссии и цели организации

Когда речь идет о целевом  начале организации, то обычно говорят  о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также  выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и  достижение организацией своих целей, является одной из задач высшего  руководства и составляет очень  важную часть стратегического планирования.

Ф. Котлер считает, что сущность миссии выражается как «такое заявление о миссии компании, в основе которого лежит «неосуществимая мечта», задающая направления развития на ближайшие 10-20 лет». Примеры удачных деклараций о миссии компании «В будущем мы видим себя лидерами в сегменте рынка, которому предназначены наши товары,…Мы обеспечим потребителю сказочные условия обслуживания».

В отличие от него Томпсон  и Стрикленд включают миссию как элемент общего стратегического видения, состоящего из трех компонентов: миссию компании, определяющую положение бизнес - компании в настоящий момент, долгосрочный курс, вырабатываемый на основе миссии и определяющий стратегический путь компании, четкую формулировку стратегического видения.

Информация о работе Этапы стратегического планирования