Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:48, курсовая работа
Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие и принципы стратегического планирования…………………...4
Основные этапы стратегического планирования………………………...7
Оценка внутренней и внешней среды организации……………….....7
Установление миссии и цели организации…………………………..10
Выбор и разработка стратегии………………………………………..14
Реализация стратегии………………………………………………….16
Оценка и контроль стратегии…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.[1] Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Проблеме стратегического
планирования уделено большое внимание
в западной литературе, но, к сожалению,
в нашей стране долгое время не
уделялось должного внимания данной
проблеме. Необходимость появления
учебных пособий по планированию,
было вызвано трансформацией централизованного
планирования в систему государственного
регулирования, что потребовало
кардинального пересмотра всех элементов
системы внутрифирменного планирования.
Цель данных пособий – изучение
средств, методов и технологий обоснования
плановых решений на предприятии, приобретение
навыков разработки стратегических,
тактических и оперативно-
Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
В первой главе работы, дано определение такому понятию, как стратегическое планирование. Представлено содержание, функции и принципы стратегического планирования, а так же документы стратегического планирования. Отражены преимущества и недостатки стратегического планирования.
Во второй главе подробно расписаны этапы процесса стратегического планирования фирмы (предприятия).
1. Понятия и принципы стратегического планирования
Планирование – это
одна из основных функций менеджмента,
предусматривающая выбор и
Довольно часто мы путаем понятия стратегическое управление и планирование, поэтому хотелось бы сразу определить разницу между этими терминами. По мнению И. Ансоффа эти различия заключаются в следующем: «Стратегическое планирование сфокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, в то время как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров, новых технологий. Стратегическое планирование – аналитический результат, а стратегический менеджмент – организационный. В стратегическом планировании используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы».
Стратегическое планирование определяет путь развития организации как единого целого в долгосрочном периоде с указанием наиболее важных показателей, количественно описывающих результаты и эффективность развития. Роль стратегического планирования – обеспечить комплексный подход к развитию организации, учесть возможные изменения в окружающей среде, определить наиболее важные тенденции в ее развитии.
При рассмотрении данной темы невозможно не поговорить о принципах стратегического планирования, которые должны учитываться менеджерами и руководителями фирмы:
- системный характер планирования. Означает, что основные элементы системы планирования и взаимосвязи между ними должны обеспечивать целостность и комплексность процесса планирования;
- долгосрочный характер планирования на основе стратегических сценариев. В современной экономике никто не может точно прогнозировать будущее, но возможно построение различных вариантов состояний окружающей среды;
- единство, целостность и взаимосвязь долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного видов планирования. Означает последовательное преобразование стратегических планов в тактические, тактических – в оперативные и последних в планы работ исполнителей. Планы компании должны образовывать единое целое и не противоречить друг другу;
- комплексность и научность методов планирования, их соответствие решаемым задачам;
- определяющее влияние человеческого фактора на качество стратегического планирования и выполнение стратегических планов. Планирование на всех этапах в первую очередь зависит от принятия решений людьми, от их взаимодействия, квалификации, умения работать в командах;
- единство стратегического планирования и контроля, личная ответственность за выполнение стратегических планов и их разделов.
Указанные принципы образуют основу системы эффективного стратегического планирования. Они определяют необходимость разработки систем прогнозирования и планирования, координирования и контроля, мотивации и стимулирования менеджеров и специалистов, участвующих в стратегическом процессе. Неэффективное стратегическое планирование характеризуется разрывами связей между элементами, слабой координацией в управлении, отсутствием контроля и низкой мотивацией персонала.
Принципы системы
2. Основные этапы стратегического планирования.
2.1. Оценка внешней и внутренней среды организации.
Стратегический анализ внешней и внутренней среды – один из важнейших этапов стратегического планирования. Фирма обязательно должна строить свои стратегии с учетом конкретной конфигурации факторов внешней и внутренней среды.
Внешняя среда организации – это ее внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми организация взаимодействует, и влиять на которые в целом она не может, за исключением воздействия лишь на отдельные элементы.
Классический подход к описанию факторов внешней среды включает разделение на четыре группы в виде модели, которая называется ПЭСТ (политические, экономические, социальные и технологические):
Политические факторы: законодательство, влияние государства на сферу, в которой работает компания, политическая стабильность, взаимоотношения государства и бизнеса, уровень бюрократии и коррупции, правовая система.
Экономические факторы: ставки налогообложения, экономический рост страны, инфляция, конкуренция, доходы населения, инвестиции, финансовая устойчивость государства и рынков.
Социальные факторы: качество жизни, демографическая структура, образование населения, уровень развития трудовых ресурсов.
Технологические факторы: инновационные процессы, развитие научно-технического потенциала, транспорт, элементы инфраструктуры.
В классической модели ПЭСТ
учитываются не все факторы внешней
среды, а лишь те факторы дальнего
окружения, на которые организация
влиять не может. Но каждая фирма также
непосредственно
К наиболее значимым факторам относят:
· конкуренты. Необходимо учитывать не только существующих конкурентов, но и будущих.
· клиенты. Они ставятся на первое место, ведь именно для них работает фирма. Все связанное с клиентом: качество, цена, культура обслуживания является стратегическими факторами в планировании.
· поставщики. Компания может изменить поставщиков, но в целом на их рынок ее влияние ограничено. Тщательный выбор поставщика – одно из условий успешного развития фирмы.
· местные власти. Плохое взаимодействие с местными властями ведет к конфликтам в бизнесе.
· региональные факторы. Эта группа факторов, связанна с региональной спецификой, например, региональная политика, климатические особенности, региональные рынки.
Для анализа факторов внешней
среды следует определить характер
этого взаимодействия, сформулировать
цели и задачи организации. Каждый фактор
следует описывать
Внутренняя среда фирмы
– это ее внутренние элементы, подсистемы
и процессы, которые влияют на ее
потенциал, конкурентоспособность, способность
развиваться. Внутренняя среда может
изучаться и описываться
Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация:
· кадровый компонент: взаимоотношение менеджеров и рабочих, наем, обучение, стимулирование и продвижение кадров.
· организационный компонент: коммуникации, структура, нормы, правила, процедуры, иерархия подчинения, распределение обязанностей.
· производственный компонент: изготовление продукта, снабжение, обслуживание технологического парка, исследования и разработки.
· маркетинговый компонент: ценообразование, продвижение и сбыт продукта.
· финансовый компонент: обеспечение прибыльности и инвестиционные возможности.
Комплексная оценка состояния внешней и внутренней среды проводится с помощью SWOT-анализа.
Ситуационный, или «SWOT (СВОТ) - анализ» (первые буквы английских слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов.
Анализ сильных и слабых
сторон характеризует исследование
внутренней среды организации. Внутренняя
среда имеет несколько
Для того чтобы успешно
выживать в долгосрочной перспективе,
организация должна уметь прогнозировать
то, какие трудности могут
После выявления сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей устанавливается цепочка связей между ними, которая в дальнейшем может быть использована для формулирования стратегий организации. Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Анализ среды – это
очень важный для выработки стратегии
фирмы и очень сложный процесс,
требующий внимательного
2.2. Установление миссии и цели организации
Когда речь идет о целевом
начале организации, то обычно говорят
о двух составляющих: миссии и целях.
Установление того и другого, а также
выработка стратегии поведения,
обеспечивающей выполнение миссии и
достижение организацией своих целей,
является одной из задач высшего
руководства и составляет очень
важную часть стратегического
Ф. Котлер считает, что сущность миссии выражается как «такое заявление о миссии компании, в основе которого лежит «неосуществимая мечта», задающая направления развития на ближайшие 10-20 лет». Примеры удачных деклараций о миссии компании «В будущем мы видим себя лидерами в сегменте рынка, которому предназначены наши товары,…Мы обеспечим потребителю сказочные условия обслуживания».
В отличие от него Томпсон и Стрикленд включают миссию как элемент общего стратегического видения, состоящего из трех компонентов: миссию компании, определяющую положение бизнес - компании в настоящий момент, долгосрочный курс, вырабатываемый на основе миссии и определяющий стратегический путь компании, четкую формулировку стратегического видения.