Этика и этикет предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что этика деловых (предпринимательских) отношений – это один из важнейших компонентов предпринимательского поведения.
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 65.65 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что этика деловых (предпринимательских) отношений – это один из важнейших компонентов предпринимательского поведения.

Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок - это не просто некоторое  множество продавцов и покупателей  определенного товара (продукта или  услуги). Это сложнейшая система  взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов  и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными  нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Hо кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения  людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть этикой рынка. Само это понятие  будет рассмотрено дальше, ведь оно  намного шире, чем просто неписаные  законы взаимоотношений: это и поведение  предпринимателя, и его имидж, и  деловой этикет, и умение управлять  подчиненными и т. д.

Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и  продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно  имеет дело с людьми - руководит  подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

Предпринимательство - это  профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это  еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство это  культура.

В данной работе будет рассмотрена  проблема предпринимательской этики  в широком смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут  даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и  многое другое.

Поэтому цель данной работы - понять и рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки зрения предпринимательства, но и с точки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого успеха. Поэтому в работу включен большой раздел "Этика и современное управление".

Этика предпринимательства  служила объектом изучения издавна. Еще Аристотель приравнивал прибыль  к ростовщичеству. Бизнес трактовался  как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось  ключевому элементу предпринимательства - бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело. Но, прежде всего, охарактеризуем базовые  понятия и определения того, что  является предметом рассмотрения в данном издании.

Предпринимательство - инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и  заемных средств на свой риск и  под свою ответственность, целью  которой является становление и  развитие собственного дела для получения  прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового  коллектива, общества в целом.

Иными словами, предпринимательство - это профессиональная экономическая  деятельность, построенная на инициативе и постоянных инновациях, направленная на увеличение капитала, получение  прибыли, используемой на расширенное  воспроизводство и качественное совершенствование предприятия, своего дела, удовлетворение собственных и  общественных потребностей. Цель бизнеса  в России сегодня — не только получение прибыли и рост хозяйственных  оборотов, но и способность выжить в условиях перманентного кризиса.

Этика предпринимательства - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать  на рынке в соответствии с действующим  законодательством, установленными правилами  и традициями.

То обстоятельство, что  результаты предпринимательской деятельности в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся  в его распоряжении, предопределяет особую значимость психологических  факторов. Психология бизнеса становится фундаментом, на котором строится ныне здание делового успеха.

Психология бизнеса - сфера  науки, занимающейся психологическими проблемами и специфическими особенностями  управления. Объектами изучения здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе. Основные психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой деятельности; психологический анализ построения и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов, автоматизированных систем управления; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, взаимодействия и взаимоотношений в них людей, факторов формирования благоприятного морально- психологического климата; исследование психологии руководства и лидерства, личности и деятельности руководителя, отношений между руководителем и подчиненными, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, вопросов подготовки кадров руководителей, психологических аспектов управления персоналом, факторов, влияющих на процессы принятия и реализации управленческих решений.

Глава 1. Этические нормы  в предпринимательстве и культура предпринимательства

Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика - это учение и  практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и идеалами, моральных  принципов и норм поведения. Это  учение о назначении человека, о  смысле его жизни. Это система  моральных и нравственных норм, включая  общеобязательные правила поведения  людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические  критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам  предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право  нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются  законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения  свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства  является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве  представляют собой совокупность признаков  поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и  государства. Предпринимательская  этика базируется на общих этических  нормах и правилах поведения, сложившихся  в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся  в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами  поведения граждан предпринимательская  этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны  с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных  черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном  понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления  рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства  в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской  этики сказываются формы общественного  сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение  самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его  ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика  опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения  предпринимателей как собственников  дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства  имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется  в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности  за невыполнение установленных правовыми  нормами обязанностей.

Чтобы овладеть навыками корректного  поведения, нужно соблюдать:

- правила представления  и знакомства;

- правила проведения деловых  контактов;

- правила поведения на  переговорах;

- требования к внешнему  облику, манерам, деловой одежде;

- требования к речи;

- культуру служебных документов  и другие элементы предпринимательского  этикета, который является составной  частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми  индивидуумами, с которыми предприниматель  контактирует не только при осуществлении  своего бизнеса, но в любой жизненной  ситуации.

Культура предпринимательства  в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично возникновение  культуры предпринимательской организации  и дальнейшее ее формирование можно  представить следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Возникновение и  формирование культуры предпринимательской  организации

Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними  факторами:

- предметом предпринимательской  деятельности, осуществляемым бизнесом;

- организацией предпринимательской  деятельности;

- мотивацией собственника  фирмы и служащих;

- уровнем управленческой  культуры, механизмом взаимоотношений  руководителей фирмы и наемных  работников;

- наличием особого стиля  управления, который способствует  достижению ведущих позиций на  рынке;

- созданием таких условий  деятельности служащих, которые  способствуют осознанию их полной  причастности к результатам деятельности  фирмы;

- наличием набора четких, определенных представлений о  ценностях, к которым стремится  фирма;

- высокой профессиональной  компетентностью руководителей  фирмы, менеджеров и сотрудников  и возможностью их обучения;

- достижением высокого  качества и интенсивности труда  сотрудников с соответствующим  материальным вознаграждением;

- ориентацией деятельности  фирмы на высокую эффективность  и качество предлагаемых товаров  и услуг;

- хорошо организованным  сервисным обслуживанием продукции 
у потребителей;

- высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих  необходимый уровень качества  товаров и услуг;

- созданием необходимых  санитарно-гигиенических и безопасных  условий труда;

- обеспечением здорового  морального климата в фирме  и др.

Формирование такой корпоративной  культуры наряду с другими факторами  обеспечивает предпринимательский  успех.

Можно определить, культурна  ли фирма, если провести анализ по следующим  критериям и получить положительный  ответ на поставленные вопросы:

- готова ли фирма к  риску и нововведениям;

- направлена ли активность  фирмы (сотрудников) на решение  главных целей;

- акцентируется ли внимание  на внешних задачах (хорошее  обслуживание клиентов, взаимоотношения  с потребителями и др.);

- не поощряются ли конформизм, индивидуализм;

- стимулирование работников  ориентировано на конечные индивидуальные  результаты;

- принятие решений в  фирме децентрализовано;

- предпочтение отдается  групповым формам принятия решений;

- деятельность подчинена  заранее составленным планам;

- работа сопровождается  инновационными процессами;

- имеется сотрудничество  между группами и отдельными  работниками;

- сотрудники верны интересам  фирмы и преданы ей;

- они целиком информированы  о том, какова их роль в  достижении целей фирмы;

- отношения в фирме  неформальны;

- фирма является открытой  для высшей системы.

1.1. Сущность и понимание  предпринимательской этики и  этикета

Этика предпринимательства  является неотъемлемым элементом организации  предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре  русского языка С.И. Ожегова. Далее  в Словаре дается еще одно определение  этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Информация о работе Этика и этикет предпринимателя