Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:07, курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что этика деловых (предпринимательских) отношений – это один из важнейших компонентов предпринимательского поведения.
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство.
Введение
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что этика деловых (предпринимательских) отношений – это один из важнейших компонентов предпринимательского поведения.
Среда функционирования предпринимателя
- рынок. Но рынок - это не просто некоторое
множество продавцов и
Предприниматель имеет дело
не только с ресурсами, машинами и
продуктами, не только с различными
документами, производственными, снабженческими
и сбытовыми процессами, он постоянно
имеет дело с людьми - руководит
подчиненными, советуется со специалистами,
ведет переговоры с партнерами, общается
с трудовым коллективом. И от того,
насколько хорошо он это делает,
зависит его репутация и
Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство это культура.
В данной работе будет рассмотрена проблема предпринимательской этики в широком смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое.
Поэтому цель данной работы - понять и рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки зрения предпринимательства, но и с точки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого успеха. Поэтому в работу включен большой раздел "Этика и современное управление".
Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства - бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело. Но, прежде всего, охарактеризуем базовые понятия и определения того, что является предметом рассмотрения в данном издании.
Предпринимательство - инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.
Иными словами, предпринимательство - это профессиональная экономическая деятельность, построенная на инициативе и постоянных инновациях, направленная на увеличение капитала, получение прибыли, используемой на расширенное воспроизводство и качественное совершенствование предприятия, своего дела, удовлетворение собственных и общественных потребностей. Цель бизнеса в России сегодня — не только получение прибыли и рост хозяйственных оборотов, но и способность выжить в условиях перманентного кризиса.
Этика предпринимательства - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.
То обстоятельство, что
результаты предпринимательской
Психология бизнеса - сфера науки, занимающейся психологическими проблемами и специфическими особенностями управления. Объектами изучения здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе. Основные психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой деятельности; психологический анализ построения и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов, автоматизированных систем управления; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, взаимодействия и взаимоотношений в них людей, факторов формирования благоприятного морально- психологического климата; исследование психологии руководства и лидерства, личности и деятельности руководителя, отношений между руководителем и подчиненными, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, вопросов подготовки кадров руководителей, психологических аспектов управления персоналом, факторов, влияющих на процессы принятия и реализации управленческих решений.
Глава 1. Этические нормы
в предпринимательстве и
Предпринимательская этика
- одна из сложных проблем формирования
культуры цивилизованного
Предпринимательская деятельность,
как и любая экономическая, хозяйственная,
профессиональная деятельность дееспособных
граждан, имеет правовые и этические
критерии, нормы, правила поведения,
отступление от которых грозит субъектам
предпринимательской
Этические нормы в предпринимательстве
представляют собой совокупность признаков
поведения граждан, осуществляющих
предпринимательскую
На формировании предпринимательской
этики сказываются формы
Этические проблемы предпринимателей
постоянно возникают и
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
- правила представления и знакомства;
- правила проведения деловых контактов;
- правила поведения на переговорах;
- требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
- требования к речи;
- культуру служебных документов
и другие элементы
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.
Культура предпринимательства
в целом зависит от формирования
культуры предпринимательских
Схематично возникновение
культуры предпринимательской
Рис. 2. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:
- предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;
- организацией
- мотивацией собственника фирмы и служащих;
- уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;
- наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;
- созданием таких условий
деятельности служащих, которые
способствуют осознанию их
- наличием набора четких,
определенных представлений о
ценностях, к которым
- высокой профессиональной
компетентностью руководителей
фирмы, менеджеров и
- достижением высокого
качества и интенсивности
- ориентацией деятельности
фирмы на высокую
- хорошо организованным
сервисным обслуживанием
у потребителей;
- высокой культурой
- созданием необходимых
санитарно-гигиенических и
- обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:
- готова ли фирма к риску и нововведениям;
- направлена ли активность
фирмы (сотрудников) на
- акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);
- не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
- стимулирование работников
ориентировано на конечные
- принятие решений в фирме децентрализовано;
- предпочтение отдается
групповым формам принятия
- деятельность подчинена заранее составленным планам;
- работа сопровождается инновационными процессами;
- имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;
- сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
- они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;
- отношения в фирме неформальны;
- фирма является открытой для высшей системы.
1.1. Сущность и понимание предпринимательской этики и этикета
Этика предпринимательства
является неотъемлемым элементом организации
предпринимательской
Культура - это совокупность
производственных, общественных и духовных
потребностей людей. Так определяется
сущность этого понятия в Словаре
русского языка С.И. Ожегова. Далее
в Словаре дается еще одно определение
этого комплексного понятия: культура
- это высокий уровень чего-