Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа
Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их труда, высокое качество продукции и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов, ко всем видам информации о делах фирмы.
Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента……..….5
История зарождения этики менеджмента……..………………..…....5
Этика менеджмента: понятие и сущность……………………….…..13
Правила этики в деятельности менеджера…………….……….…...16
Основные принципы этики менеджмента……………...…………….22
Глава 2. Основные этические правила менеджера..………………………..….26
Внешний вид менеджера……………….…………………………….26
Приветствие, представление, обращение……………………………31
Визитные карточки……………………………………………………34
Этикет телефонного общения…………………………………………37
Отношения «Руководитель – Подчиненный»………………………41
Смена работы. Правила увольнения………………………………..44
Особенности этики менеджеров разных стран……………………...46
Заключение……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы…………………………………………….50
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента……..….5
Глава 2. Основные этические правила менеджера..………………………..….26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….50
Введение
Долговременная выживаемость
и развитие фирмы зависят не только
от ее прибыльности, они включают в
себя справедливое отношение к работникам,
достойную оплату и безопасность
их труда, высокое качество продукции
и услуг, сохранение окружающей среды,
правдивость рекламы, соблюдение всех
обязательств перед государством, партнерами,
акционерами, работниками, участие
в социально-экономическом
Этика сосредоточена на широком
спектре различных вариантов
поведения руководителей и
На сегодняшний день очень важна моральная и этическая сторона деятельности руководителей (менеджеров).
На это существует несколько важных причин:
1) Так как менеджер служит примером для своих подчиненных, а так же для других менеджеров, то его поступки, отклоняющиеся от этических норм, будут служить неким сигналом к тому, что, якобы дозволенно делать то, что на самом деле делать нельзя. Следовательно, его нарушения моральных и этических принципов служат дурным примером, что, непременно, отразится на работе коллектива и фирмы в целом.
2) Менеджер выполняет воспитательную роль, а значит, формирует отношение подчиненных к тому предприятию, на котором они работают, к тем товарам и услугам, которые производят, к клиенту, друг к другу. Поэтому, как всякий хороший учитель, должен всеми своими поступками создавать правильное отношение ко всем выше перечисленному.
3) Любой поступок менеджера (как дурной, так и хороший) воздействует на его подчиненных и формирует комплекс этических норм и моральных устоев окружающих его людей (клиентов, поставщиков, конкурентов, покупателей)
Объект исследования - этика менеджмента.
Предмет исследования - основные этические правила менеджера.
Целью данной курсовой работы является теоретическое исследование формирования и развития этики менеджмента, а также рассмотрение основных этических правил менеджера.
В соответствии с поставленной целью сформулированы и решены следующие задачи:
Исследуемая в курсовой работе проблема достаточно широко представлена в теоретических обоснованиях отечественных исследователей, таких как А.К.Семенов, Е.Л. Маслова, М.М.Максимцова, Р.Н.Ботавина, В.К.Белолипецкий.
Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента
1.1 История зарождения этики менеджмента
Экономика, управление и
этика относятся к
1. Новаторство в технике,
технологии, организации, коммерции,
финансах и других видах
2. Соединение ресурсов
земли, труда и капитала в
едином процессе
3. Принятие решений в бизнесе.
4. Риск своими и заемными средствами, временем, трудом, деловой репутацией.
Современное понимание
предпринимательства
• прагматизм, т. е. ориентация на эффективность и полезность;
• индивидуализм, принцип которого применительно к деятельности фирмы в рыночной экономике, сформулированный А. Смитом, гласит: "...дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе";
• свобода деятельности и потребления;
• рациональность, включающую свободный рынок, свободный от принуждения труд, монетарную систему, рациональную технику, технологию и управление, учет человеческого фактора;
• признание конкуренции как свойства, изначально присущего человеку;
• взаимное доверие, честность и верность слову как необходимые условия ведения дел;
• компромиссы между субъектами рыночной экономики (собственниками, предпринимателями, менеджерами, работниками, продавцами и покупателями, производителями и потребителями), обеспечивающие учет взаимных интересов.
На практике достижение компромисса включает в себя ответы на шесть вопросов: 1. Что я отдаю? 2. Что ты отдаешь? 3. Что я получаю? 4. Что ты получаешь? 5. Какие у меня альтернативы? 6. Какие альтернативы у тебя? Наряду с общими убеждениями, характерными для рыночной экономики и ее менеджмента, существуют частные принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику, организационную культуру, а также личность их создателя. Например, Г. Форд (старший) придерживался следующих пяти убеждений:
• На первом месте стоит качество.
• Постоянное совершенствование в значительной степени влияет на наш успех.
• Участие работников в деле и прибыли - наш стиль работы.
• Торговцы и поставщики - наши партнеры.
• В деле нашей социальной и общественной значимости нет компромиссов.
Принципы компании IBM, сформулированные ее основоположником Томасом Уотсоном, гласят:
• Каждый человек заслуживает уважения.
• Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно.
• Добиваться совершенства во всем.
Данные принципы вошли в Кодекс поведения IBM, согласно которому ее работникам запрещено дурно отзываться о конкурентах, борьбу за покупателя рекомендуется выигрывать только за счет качества товаров и услуг, а не путем использования чужих слабостей. Кодекс советует не хвастаться размерами компании, ее успехами и положением, количеством средств, расходуемых на исследования и разработки. Положение о том, что компания должна управляться социально-этическими принципами, а не конкретным человеком стало одним из постулатов современного менеджмента. Если на Западе определяющее влияние на этику рыночной экономики и ее менеджмент оказывает протестантизм, то на Востоке, в особенности в Японии, на экономику, управление и общество в целом сильное влияние оказывала и до сих пор оказывает философия Конфуция, представляющая одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Центральное место в учении Конфуция занимают: гармония развития, человеколюбие, верность государству, долгу, деление на старших и младших, уважение к старшим, сыновья почтительность. Взоры Конфуция повлияли на внутреннюю текстуру японских фирм, порядок принятия управленческих решений, формы стимулирования труда, практику приема на работу. Современная японская фирма изнутри представляет собой пирамиду, состоящую из множества малых групп, каждая из которых состоит из старших и младших. Отношения старших и младших строятся таким образом, что старшие проявляют заботу о младших, а те в свою очередь отвечают благодарностью и радостью эффективно работать. Ориентация управления на группу определяет коллективную ответственность, заинтересованность работников в успехе организации в целом, а не только конкретного рабочего места, моральное и материальное стимулирование по коллективным результатам. Продвижение по службе осуществляется по принципу старшинства. Принятие управленческих решений в Японии выделяется от подобной практики на Западе, где коллективные решения принимаются большинством голосов. В Японии действует более сложный процесс принятия решений, состоящий в нахождении консенсуса, т. е. согласия участников принятия решений. Принятый порядок принятия коллективных решений ("ринги") учитывает не только мнение большинства, но и защищает интересы оказавшихся в меньшинстве, позволяет сохранить им свое лицо. Семейно-клановый характер японских фирм проявляется в практике приема на работу. Так около одной трети всех фирм использует пожизненный найм работников, которые обеспечиваются жильем и работой и в свою очередь берут на себя обещание добросовестно трудиться, а в случае производственной необходимости менять рабочее место и даже место жительства. Принципы японского менеджмента в более полном виде были сформулированы основателем компании Matsushita Electric Коносукэ Мацуситой. Эти принципы включают постулаты веры, т. е. то, во что верит компания, и этические стандарты, характеризующие то, как реализуется вера компании. Постулатами веры Matsushita Electric являются семь установок: