SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, когда обостряется конкурентная борьба, необходимо иметь четко намеченный план действий, позволяющий адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся возможности деятельности предприятия. Одновременно, следует предвидеть, вероятные угрозы и работать над устранением слабых сторон.
Несмотря

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы метода SWOT-анализ………………………………
1.1 Понятие и виды стратегии, методы ее создания……………………6
1.2 Понятие, сущность SWOT-анализа и методика его проведения…17
1.3 Методы исследования организации…………………………………
1.4 Российский и зарубежный опыт по применению SWOT-анализа в разработке стратегии……………………………………………………..
2. Применение SWOT-анализа в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….42
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………..44
2.3 Проведение SWOT-анализа для разработки стратегии успеха предприятия………………………………………………………………..
2.3.1 Внутренняя и внешняя среда компании ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………………………………………………46
2.3.2 SWOT – анализ………………………………………………….52
2.3.3Разработка стратегии……………………………………………57
3. Рекомендации по реализации стратегии, разработанной на основе SWOT-анализа на предприятии «Пиротехника Сибири»………………………..59
Заключение…………………………………………………………………….65
Список использованной литературы………………………………………...66
Приложении А

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВНЫЙ.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

    Применение  аналитических методов в стратегическом управлении связано с применением системного подхода к управлению. Учеными были выделены следующие модификации системного подхода: системно-комплексный, системно-функциональный, системно-целевой, системно-ресурсный, системно-интеграционный, системно-коммуникационный, системно-исторический, системно-программный, системно-мультипликационный, системно-нормативный, системно-динамический и системный режим экономии.

    Управленческая  значимость методов анализа внешней  среды организации выражается в  возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.

    На  выбор метода анализа внешней  среды влияют следующие характеристики внешней среды [29]:

  • сложность – число факторов, на которые предприятию следует реагировать;
  • подвижность – темп изменений, скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия;
  • неопределенность – количество и надежность информации о конкретных факторах внешней среды; чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;
  • привычность событий – новизна возникающих изменений.

    Метод стратегического анализа внешней  среды должен быть направлен на:

    - установление и оценку факторов  среды, представляющих угрозу или способствующих развитию организации;

    - изучение изменений, влияющих  на текущую деятельность организации,  и установлении их тенденций;

    - разработку возможных реакций  на развитие факторов среды;

    - открытие новых способов создания  некоторой полезности, имеющей ценность для потребителей.

    Из  наиболее часто используемых методов  анализа внешней среды достоинством всех анализируемых методов анализа  внешней среды стало наглядное  изображение внешних факторов, совместное изучение внешних и внутренних факторов присуще SWOT-анализу, картам стратегических групп конкурентов. Оценка вероятности наступления нескольких событий характерна для анализа перекрестного воздействия и для матрицы «Еврокип». Среди недостатков методов анализа внешней среды отмечается практически для всех методов: статичность метода, невозможность учета внезапных событий, субъективность [3].

    Большое значение в анализе внешней среды  играют экономико-математические методы. Это экономико-статистические методы: множественная регрессия, дискриминантный, факторный, кластерный, объединенный, вариационный анализ, анализ многомерных совокупностей; методы экономико-математического моделирования: моделирование марковских процессов, модели очереди, и др.; методы оптимизации: математическое программирование, теория игр, эвристика и др.

    К недостаткам применения методов  экономико-математического моделирования  относится:

    - необходимость серьезных затрат  на организацию исследовательской  работы и оплату труда специалистов;

    - невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции развития;

    - высокую вероятность внезапных  изменений, разрушительных событий,  существенно снижающих полезный  эффект модели.

    Стратегический  управленческий анализ – это инструмент стратегического анализа, с помощью  которого руководство организации оценивает эффективность хозяйственной деятельности с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Стратегический управленческий анализ оценивает не только текущее состояние предприятия, но и направлен на выявление стратегических проблем [17].

    Портфельный анализ – это инструмент стратегического  анализа, с помощью которого руководство  организации выявляет и оценивает  свою хозяйственную деятельность с  целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (по парного сопоставления критериев). Достоинствами портфельных методов является комплексное рассмотрение определенного набора продуктов, простота и наглядность представления возможных стратегий, конкретные варианты стратегий, акцент на качественные стороны анализа. К недостаткам относят статичный характер, ограниченное количество позиций и показателей, ограниченное число стратегий, субъективизм.

    Недостаток  портфельного анализа заключается  в использовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. Построение матриц предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая в основном отсутствует в явной форме [26].

    Недостаток  классических моделей стратегического планирования в том, что они не принимают во внимание те способности организации, которые составляют основу эффективного функционирования бизнеса (отличительные особенности). Экспертные методы стратегического анализа предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. Позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных мероприятий. Достоинства экспертного метода по сравнению с интуитивным подходом состоит в возможности обмена и противопоставления идей. Экспертные методы основываются на использовании неполной и косвенной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Используются преимущественно при решении неструктурированных и слабоструктурированных проблем. Достоинствам экспертных методов можно отнести возможность обмена и противопоставления идей, коллективная интеграция идей, наглядность результатов, творческое решение проблем, выработка сценариев развития. К недостаткам относят трудность коммуникации, потребность во времени, субъективизм и др.

    И. Ансофф утверждал, что выбираемый метод  должен варьироваться в зависимости  от степени турбуленции внешней  среды, с которой сталкивается организация [22]. При этом выделял следующие требования к стратегическому анализу, он должен [1]:

    - оценивать совместные эффекты  (синергизм) связанные с новым  продуктом и/или рынком;

    - выделять варианты, в которых  фирма имеет неоспоримые конкурентные  преимущества;

    - позволять работать с вектором  потенциально несовместимых целей;

    - оценивать долгосрочный потенциал  проектов, даже если расчеты потоков  денежных средств не являются  вполне надежными.

    Также одним из важных этапов формирования стратегии развития фирмы является оценка стратегического планирования компании.

    Оценка  стратегии может сосредоточиваться  на двух направлениях:

    - оценка выработанных конкретных  стратегических вариантов для  определения их пригодности, осуществимости, приемлемости и последовательности  для организации;

    - сравнение результатов стратегии  с уровнем достижения целей.

    Таким образом, стратегия определяет, что  нужно сделать сегодня, чтобы  выжить завтра. 
 

    1.2   Понятие, сущность SWOT-анализа и методика его проведения

     

    Важнейшим этапом при выработке эффективной  стратегии фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает фирма. На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов.

    В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако, в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших  предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более «дешевых» вариантов выработки стратегий. Но и для крупных компаний «очень часто затраты на количественное обоснование выбора целей и стратегий, гораздо выше эффекта от их преимуществ, по сравнению с более простыми «качественными» методами» [5].

    В современной хозяйственной практике SWOT-анализ является, пожалуй, одним из наиболее известных и распространенных качественных методов проведения стратегического анализа.

    Привлекательность и популярность данного метода связана, с одной стороны, с его простотой, универсальностью и доступностью, с  другой – с возможностью комплексного взгляда на компанию и ее деловую  среду.

    SWOT – это аббревиатура начальных  букв английских слов:

  • Strengths – силы;
  • Weaknesses – слабости;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы.

    Таким образом, SWOT-анализ – это определение  сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды) [10].

  • Strength – сильная сторона: внутренняя характеристика компании, которая выгодно отличает данное предприятие от конкурентов.
  • Weakness – слабая сторона: внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силе улучшить.
  • Opportunity – возможность: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.
  • Threat – угроза: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников [31].

    На  основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения  по корректировке целей и стратегий  предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности.

    Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия  через систематизацию имеющейся  информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

    Задачи SWOT-анализа:

  1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;
  2. Выявить возможности и угрозы внешней среды;
  3. Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;
  4. Сформулировать стратегию развития предприятия.

    SWOT-анализ  помогает структурировать имеющуюся  информацию о предприятии и  рынке и по-новому взглянуть  на текущую ситуацию и открывающиеся  перспективы.

    Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт («база знаний») является основой управленческой стоимости любой компании.

    Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете, именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом [28].

    Процедура проведения SWOT-анализа в общем  виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем  сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

Информация о работе SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе