SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, когда обостряется конкурентная борьба, необходимо иметь четко намеченный план действий, позволяющий адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся возможности деятельности предприятия. Одновременно, следует предвидеть, вероятные угрозы и работать над устранением слабых сторон.
Несмотря

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы метода SWOT-анализ………………………………
1.1 Понятие и виды стратегии, методы ее создания……………………6
1.2 Понятие, сущность SWOT-анализа и методика его проведения…17
1.3 Методы исследования организации…………………………………
1.4 Российский и зарубежный опыт по применению SWOT-анализа в разработке стратегии……………………………………………………..
2. Применение SWOT-анализа в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….42
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………..44
2.3 Проведение SWOT-анализа для разработки стратегии успеха предприятия………………………………………………………………..
2.3.1 Внутренняя и внешняя среда компании ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………………………………………………46
2.3.2 SWOT – анализ………………………………………………….52
2.3.3Разработка стратегии……………………………………………57
3. Рекомендации по реализации стратегии, разработанной на основе SWOT-анализа на предприятии «Пиротехника Сибири»………………………..59
Заключение…………………………………………………………………….65
Список использованной литературы………………………………………...66
Приложении А

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВНЫЙ.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

      Данный  метод позволяет представить  цели, проблемы и пути решения графически, что дает возможность проследить зависимость или цепную реакцию принятия решений или достижения целей. При проведении SWOT-анализа метод дерево целей дает возможность разработки более точной стратегии предприятия [40].

    Грамотное применение методов исследования способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.  
 

    1.  Российский и зарубежный опыт по применению SWOT-анализа в разработке стратегии.
 

     Рассмотрим  применение SWOT-анализа на примере российской и зарубежной компании.

     Представим  основные результаты применения SWOT-анализа при разработке стратегии «Sweet star». Сравнивая компанию "Sweet star" с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны:

  • более образованное и динамичное молодое руководство среднего звена;
  • активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание);
  • лучшая упаковка (по некоторым видам продукции);
  • более гибкая ценовая политика;
  • вопросы снабжения сырьем решаются более профессионально;
  • менее дорогое сырье и материалы;
  • хорошая репутация у покупателей.

Слабые  стороны:

  • старое оборудование, большие объемы отходов, необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования;
  • расположение в центре города: тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции;
  • дополнительные транспортные издержки (наличие удаленного склада сырья);
  • более низкая прибыльность из-за высоких издержек.

Возможности:

  • выход на новые рынки или сегменты рынка;
  • расширение производственной линии;
  • вертикальная интеграция.

Угрозы:

  • возможность появления новых конкурентов;
  • возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков;
  • растущее конкурентное давление.

     Считается, что при выработке стратегии  основное внимание нужно уделить  полю "СИВ", так как оно дает возможность для развития. Сопоставление  на поле "СИВ" возможности выхода на новые рынки с сильными сторонами  фабрики создает благоприятные  условия, прежде всего, в отношении перспективных, с разработанным брендом продуктов.

     К этим продуктам необходимо применить  активную атакующую стратегию, расширить  производство и позиционироваться  на новых ценовых сегментах [41].

Таблица 1.8 – SWOT-анализ кондитерской компании.

  Возможности:

1. Выход на  новые рынки или сегменты рынка. 

2. Расширение  производственной линии. 

Угрозы:

1. Возможность  появления новых конкурентов. 

2. Возрастающее  влияние на цены у покупателей  и поставщиков. 

Сильные стороны:

1. Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена.

ПОЛЕ "СИВ" Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение производства - активная роль маркетинга, образованное руководство. ПОЛЕ "СИУ" Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, упаковка. Влияние на цены покупателями и поставщиками - гибкое руководство, ценовая политика.
Слабые  стороны:

1. Старое оборудование, большие объемы отходов.

2. Тесные производственные  помещения, отсутствие единого

ПОЛЕ "СЛВ" Старое оборудование - расширение производственной линии. Тесные производственные помещения - вертикальная интеграция. Низкая прибыльность, дополнительные издержки - выход на новые рынки ПОЛЕ "СЛУ" Конкурентное давление - старое оборудование, более низкая прибыль из-за высоких  издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность из-за высоких  барьеров.
 

     На  поле "СИУ" угрозы усиления конкурентного  давления касаются прежде всего основных продуктов фабрики (карамели, печенья, тортов, конфет).

     С учетом сильных сторон "Sweet star" (гибкая ценовая политика, репутация, упаковка) маркетинговую стратегию для данных продуктов можно определить как оборонительную, так как необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле "слабость и угроза".

     Оборонительная  стратегия сформулирована на основе результатов маркетинговых исследований в виде стратегий позиционирования основных продуктов фабрики " Sweet star ".

     На  поле "СЛВ" (слабость и возможность) данная комбинация факторов позволяет за счет появившейся возможности (расширения производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (старое оборудование, большие объемы отходов).

     Также вследствие вертикальной интеграции (вхождения в кондитерский холдинг) можно ослабить влияние слабых сторон организации (тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции, дополнительные издержки по внутрифабричному транспорту, более низкая прибыльность из-за высоких издержек).

     Рассматривая  SWOT-анализ российской компании, заметим, что он практически не отличается от анализа зарубежной компании. Определим сильные и слабые стороны СБ РФ, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Результаты анализа представлены в таблице 1.9.

 

     Таблица 1.9 – Матрица SWOT-анализа СБ РФ

Силы Слабости
S1 – Работа с клиентами: опыт  массового обслуживания клиентов, обширная клиентская база.

S2 –  Персонал: высокий профессиональный уровень

сотрудников, хорошо развитая корпоративная культура.

S3 –  Репутация банка: кредитный рейтинг  инвестиционного уровня, высокая  репутация банка.

W1 – Управление: консерватизм системы и управления, высокий уровень бюрократизации.

W2 –  Организационная структура: масштабность, громоздкость структуры. Невозможность  принимать оперативные решения  в филиалах.

W3 –  Кадровая политика: текучесть кадров  на низших должностях.

Возможности Угрозы
O1 –  Кредитование физических лиц:  расширение рынка потребительских кредитов.

O2 –  Кредитование юридических лиц,  инвестирование: рост инвестиционной  активности предприятий.

O3 –  РЦБ: перспективы работы на  расширяющемся РЦБ.

T1 – Региональные  банки: развитие региональных  банков.

T2 –  Рискованность: высокие темпы роста не только объемов кредитования, но и рискованности

данных  операций.

T3 –  Экономический кризис: его негативное  влияние на российскую экономику.

 

     Проведем оценку значимости параметров анализа [42].

     Параметр S1. Сбербанк, безусловно, имеет огромный опыт по массовому обслуживанию клиентов. В будущем, в условиях роста спроса на банковские услуги среди населения и организаций, этот опыт будет иметь сильное влияние на деятельности банка. Однако в перспективе крупные банки-конкуренты также смогут качественно и эффективно обслуживать клиентов, что несколько снизить значение данного параметра для Сбербанка и потребует поиска и развития иных конкурентных преимуществ.

     Параметр S2. С развитием банковского рынка в РФ значимость профессионализма возрастает, это относится ко всем сферам деятельности банка, в том числе к кредитованию и деятельности на рынке ценных бумаг.

     Параметр S3. Высокий кредитный рейтинг в настоящем не имеет большого значения с точки зрения клиентов, в частности в силу малой распространенности этой информации в среде широкого потребления. Со временем, с повышением финансовой грамотности населения, влияние этой информации возрастет, однако нельзя с высокой определенностью судить об этом параметре в перспективе, во-первых, в силу фактора времени прогноза, во-вторых, в виду увеличения в стране банков с достаточно высоким международным рейтингом. Параметр W1. Консерватизм системы и бюрократизация банковского обслуживания в настоящем имеет относительно низкое влияние. Причиной этому служит явное лидерство Сбербанка, его авторитет среди население. Но в будущем и перспективе этот параметр может существенно снизить конкурентоспособность банка в силу развития конкурентов, работа которых в меньшей степени подчинена строгой системе.

     Параметр W2. Организационная структура банка со временем будет только расти, что приведет к усложнению внутренних взаимодействий в системе и снижению мобильности. Параметр W3. Текучесть кадров может привести со временем к нехватке рабочей силы. Параметр O1. Кредитование является одним из основополагающих видов банковской деятельности, расширение рынка потребительского кредитования, в т. ч. ипотеки, на фоне относительного роста финансовой обеспеченности населения, ведет к росту возможностей прибыльной деятельности на этом рынке. Параметр O2. Инвестиционное кредитование предприятий с учетом его сроков раскрывает широкие возможности в основном в перспективе. Параметр O3. Развивающийся рынок ценных бумаг будет иметь особое значение для деятельности банка в перспективе.

     Параметр T1. Развитие региональных банков в настоящее время не представляет собой большой угрозы для Сбербанка и московских банков в целом. Однако следует отметить достаточно высокие темпы развития данного сегмента, включение ряда банков в национальные рейтинги крупнейших коммерческих банков, что впоследствии приведет к усилению регионального сегмента. Параметр T2. Большой объем кредитования населения на длительный срок при нестабильной внутренней и внешней политической и экономической ситуации обуславливает рост рискованности кредитования.

     Параметр T3. Интеграция российской банковской системы в мировую экономику повышает значение влияния возможного кризиса на отечественную экономику, однако определенность данного параметра нельзя оценивать с высокой точностью [42].

     В основе развития любой организации  лежит стратегическое планирование, которое в свою очередь базируется на анализе. Анализ фирмы (внутренней среды) и рынка (внешней среды) можно провести с помощью SWOT-анализа, получившего развитие с 1963 г. и достаточно распространенного сейчас. SWOT-анализ позволяет выявить не только сильные и слабые стороны фирмы, но и ее место на рынке, а также возможности и угрозы. Данный метод очень прост и не требует особых навыков проведения.

    Стратегия успеха требует опоры на сильные стороны: уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, создают конкурентные преимущества на рынке, потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии. С другой стороны, необходимо вмешательство в слабые стороны организации.

    Компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости, строя стратегию на сильных сторонах и предпринимая действия по устранению ситуации со слабостями. В то же самое время рейтинг сильных сторон соперников показывает, откуда можно ждать их атак и, наоборот, где они слабее. Если компания имеет конкурентные сильные стороны там, где соперники относительно слабы, то можно предпринять действия по эксплуатации этого обстоятельства.

 

    2 Применение SWOT-анализа в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» 

    2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 

    Компания  «Пиротехника Сибири» основана в 2002 году. За это время фирма успела зарекомендовать себя надежным поставщиком пиротехнических изделий.

    В настоящий момент времени компания специализируется на оптовой и розничной торговле и обслуживании населения пиротехническими заказами.

    Компания  наладила прочные связи со многими городами Кемеровской области. Компания постоянно заботится о расширении своего ассортимента. Идя навстречу своим покупателям, фирма предлагает к продаже новые востребованные на рынке позиции.

    Общество  с ограниченной ответственностью «Производственно-техническая фирма «Пиротехника Сибири», именуемое в дальнейшем «Общество», создано 15.11.2002г. в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Основными организационными документами являются Устав (приложение 2), учредительный договор, штатное расписание (приложение 3) и др.

Информация о работе SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе