Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:23, доклад

Краткое описание

Металлургический комплекс, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии комплекса обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой - исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургии в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

взаимодействие с  металлопотребляющими отраслями, где  есть значительный государственный капитал: ТЭК, ОПК, атомное машиностроение, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, а также реализация нацпроектов, обеспечивающая устойчивый спрос внутреннего рынка на металлопродукцию.  

В целом российский металлургический комплекс - это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. На большинстве предприятий отрасли уже приняты перспективные инвестиционные программы развития на периоды до 2010-2015 годы. По этим программам уже на период 2007-2008 годы предусматриваются значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.  

Однако, несмотря на то, что отечественные предприятия способны реализовывать крупные проекты, в том числе и за рубежом, главная задача государства - содействовать этим инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создавать дополнительные возможности для ее участников, а также брать на себя решение задач, которые бизнес решить самостоятельно не может (например, инфраструктурных в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда) и которые дают значительный мультипликативный эффект.  

Поэтому результаты выполнения Комплекса мер позволили перейти от оперативного и тактического реагирования на проблемы отрасли к разработке Стратегии развития металлургической промышленности на период до 2015 года.  

Надежным источником развития металлургического комплекса  должен стать рост экономики, предопределяющий рост внутреннего потребления металлов. В последние годы усиливается тенденция роста емкости внутреннего рынка черных и цветных металлов.  

В 2006 году в России видимое потребление готового проката  чёрных металлов возросло по сравнению с 2000 годом на 11,6 млн. тонн (на 53,4%) и составило 33,4 млн. т. Часть спроса была удовлетворена за счет импорта, который увеличился на 1,9 млн. тонн.  

Рост внутреннего  потребления чёрных металлов связан, в основном, с развитием предприятий машиностроения, на которые приходится более 40 % внутреннего потребления чёрных металлов, созданием ими новых, современных, прогрессивных видов продукции (автомобилей, железнодорожных локомотивов, вагонов и другого подвижного состава, сельскохозяйственной техники). Росту потребления способствует расширение номенклатуры и создание новых видов продукции вследствие проведения металлургическими предприятиями мероприятий по повышению технического и технологического уровня производства. Существенно увеличивается потребление черных металлов в строительстве.  

Потребление основных цветных металлов на внутреннем рынке  в 2006 году увеличилось: алюминия первичного и вторичного по сравнению с 2000 годом  на 35,4%, меди - в 3,5 раза.  

На мировом рынке  металлов ситуация для российских экспортеров черных и цветных металлов в последние годы складывалась благоприятно. Наблюдался рост цен по всем основным видам металлопродукции.  

Определяющим условием предполагаемого расширения емкости  внутреннего рынка металлопродукции является ускорение развития основных металлопотребляющих отраслей экономики - прежде всего, машиностроительного комплекса, включая оборонно-промышленный, а также рост инвестиций. При прогнозировании спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке России учитывалось влияние макроэкономической, финансовой, инвестиционной политики и изменений в структуре основных металлопотребляющих секторов.  

В прогнозируемом периоде  продолжится действие основных факторов, определяющих рост спроса на металлопродукцию:

рост мировой экономики (российская металлургия интегрирована в мировой рынок и активно в нем участвует);

импортозамещение  отдельных видов машин и оборудования;

необходимость технического перевооружения основных фондов отраслей экономики;

реализация новых  проектов в промышленности, энергетике, а также реализация национальных проектов;

расширение масштабов  строительства и реализация реформ в ЖКХ;

обновление парка  и совершенствование продукции  авиа- и судостроения;

обновление парка  подвижного состава на железнодорожном транспорте;

оживление в сфере  сельскохозяйственного машиностроения;

освоение новых  месторождений нефтегазового комплекса  и строительство новых магистральных  трубопроводов;

рост требований к качеству металлопродукции для  увеличения конкурентоспособности машиностроения и создания новой техники;

рост спроса со стороны  оборонного комплекса, в том числе  обусловленного увеличением объемов  экспорта вооружений.  

В соответствии с  прогнозами динамики ВВП, продукции  промышленности и инвестиций в основной капитал при определении спроса на металлопродукцию в период 2007-2008 гг. приняты среднегодовые темпы роста ВВП при различных вариантах развития экономики в интервале 6,1-6,5%, продукции промышленности - 5,3-5,5%, инвестиций в основной капитал - 11,2- 12,4%, в период до 2010 года - соответственно 6-6,2%, 4,5-4,7% и 9,8-10,8%. В период до 2015 года - соответственно 6,7-6,8%, 4,8-5,6% и 8,4-11,2%.  

В период до 2010 года можно ожидать оживления развития наиболее металлоемких подотраслей  машиностроительного комплекса - станкостроения, транспортного, сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, в которых производство за годы кризиса значительно сократилось, а в период 2010-2015 гг. - опережающего развития наукоемких и высокотехнологичных подотраслей машиностроительного комплекса. Ожидается также, что возрастет спрос на металлопродукцию со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса России и атомного машиностроения. Предполагается реализация программы по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобильной промышленности (в рамках промышленной сборки предусмотрено увеличение использования до 70% к 2009 г . отечественных автокопонентов, в том числе металлосодержащих) и сельхозмашиностроения, а также реализации судостроительной и авиационной стратегий (с учетом создания объединенной авиационной корпорации и судостроительной корпорации), стратегии развития транспортного машиностроения и энергетической стратегии.  

Прогнозируется рост потребления металлопродукции из черных металлов, направляемой на капитальное строительство, включая строительство новых магистральных газо- и нефтепроводов, дорожное строительство и ремонтно-эксплуатационные нужды, а также для обеспечения реализации национальных проектов. Потенциально высоким может быть спрос на металлопродукцию для железнодорожного транспорта - железнодорожные рельсы изношены на 70% и требуют замены, что окажет положительное влияние на уровень эксплуатационной безопасности железнодорожного транспорта в Российской Федерации и, кроме того, развивается спрос на рельсы для высокоскоростных магистралей.  

Рост потребления  готового проката черных металлов по реалистическому варианту прогнозируется против уровня 2005 года в 2010 году - на 48,4%, в 2015 г . - на 66,7%.  

Сохранится тенденция прогрессивных изменений в сортаментной структуре потребления готового проката в связи с опережающим развитием производств, использующих листовой прокат. Доля листового проката в общем производстве проката увеличится с 43,8% в 2005 году до 44,7% в 2010 году и 48,0% в 2015 году (реалистический вариант).  

При условии ускоренного  развития станкостроения, можно также  ожидать повышения спроса на сортовой прокат из легированных сталей - инструментальных, подшипниковых, нержавеющих.  

В соответствие с  мировыми тенденциями и спросом внутреннего рынка опережающими темпами прогнозируется рост производства и потребления жести и проката с покрытиями - против уровня 2005 года в 2010 году соответственно в 1,7 раза и в 2015 году - в 2,8 раза (реалистический вариант).  

Рынок стальных труб, как и прежде, будет зависеть от развития отраслей топливно-энергетического  комплекса - нефтедобывающей и газовой  промышленности, а также машиностроения и строительства. В связи с  этим учитывались потребности обеспечения  строительства газовых и нефтяных магистралей отечественными трубами большого диаметра. Ключевые направления и параметры развития трубопроводной инфраструктуры отражены в Энергетической стратегии России до 2020 года. Среди наиболее значимых проектов магистральных трубопроводов - Североевропейский газопровод, нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» и газопровод «Ямал-Центр».  

К 2010 г . спрос внутреннего  рынка на стальные трубы в связи  с развитием добычи газа, нефти  и их переработки может составить  по реалистическому варианту 10,4 млн.т., при этом доля импортных поставок снизится и составит не более 12%. В 2015 году спрос может возрасти примерно до 11,7 млн.т, а импортные поставки сократятся до 8,5%. Внутренний рынок стальных труб будет определяться не только строительством новых газо- и нефтепроводов, но и расширением ремонтно-восстановительных работ на действующих трубопроводах (износ отдельных участков - 80%). Потенциально широк, но пока неплатежеспособен сектор рынка стальных труб, связанный с газификацией и водоснабжением сельских населенных пунктов, мелиорацией земель.  
 

Региональная структура  потребления металлопродукции из черных металлов не претерпит существенных изменений. Основными металлопотребляющими экономическими районами и в перспективе  останутся Уральский, Центральный, Поволжский, в которых сосредоточены предприятия машиностроительного и оборонного комплексов, а также Сибирский и Дальневосточный, где основными потребителями металлопродукции являются газовая и нефтедобывающая промышленность. В связи с ростом производства в отдельных отраслях машиностроительного комплекса, включая оборонно-промышленный, возрастет потребление металлопродукции в Северо-Западном районе.  
 

Соответственно изменению  макропоказателей экономики страны в целом ожидается также рост спроса на цветные металлы. Развитие внутреннего рынка цветных металлов и прогрессивных видов металлопродукции в период до 2015 года будет связано с увеличением их потребления, прежде всего, в следующих направлениях: алюминия - на производство тароупаковочных материалов, строительных конструкций, транспортных средств; меди - на создание энергосберегающего безопасного оборудования и приборов, теплообменных аппаратов, прогрессивных видов медного и латунного проката для автомобилестроения, авиации, производства товаров длительного пользования; цинка - на увеличение производства стальной оцинкованной продукции, резинотехнических изделий и лакокрасочных материалов.  

Прогнозируемое увеличение спроса на цветные металлы будет  определяться, прежде всего, расширением потребности в продукции четвертого передела, особенно в алюминиевом и медном прокате (в 2010   году на 65% к уровню 2005 года), латунном прокате (на 55%). При этом предполагается значительный рост спроса на тонкую алюминиевую ленту толщиной 0,18- 0,20 мм для консервной тары, латунной ленты толщиной 0,05- 0,06 мм для автомобильной промышленности, на алюминиевые строительные профили и конструкции уменьшенной металлоемкости с разнообразной защитой и декоративной отделкой. В связи с реализацией авиационной стратегии предполагается значительное увеличение спроса на различные виды прокатной продукции из титановых сплавов. Развитие этих тенденций приведет к увеличению спроса на цветные металлы к 2010 году в среднем на 40-50% по сравнению с 2005 годом, к 2015 году - на 70-80%.  

В соответствии с  прогнозируемым ростом производства продукции  машиностроения, в том числе для  оборонных целей, ожидается рост спроса на редкие металлы (на легирующие металлы, сплавы, лигатуры и др.) - минимально вдвое к 2015 году.  

В соответствии с  изменениями макропоказателей и  стратегиями развития отдельных  отраслей экономики прогнозируется рост емкости внутреннего рынка  проката из черных металлов по реалистическому  варианту к 2010 году до 42,3 млн. т (36,6 и 46,4 млн.т соответственно по пессимистическому и оптимистическому вариантам), к 2015 году - 47,5 млн.т (41,7 и 52,3 млн.т.). Емкость внутреннего рынка алюминия - соответственно 1055 тыс.т к 2010 году (978 и 1087 тыс.т), 1320 тыс.т алюминия к 2015 году (1271 тыс.т и 1489 тыс.т). Емкость внутреннего рынка меди - соответственно 732 тыс.т в 2010 году (722 и 764 тыс.т), в 2015 году - 783 тыс.т (751 и 840 тыс.т), никеля - соответственно 35,6 тыс.т в 2010 году (33,5 и 38,1 тыс.т), в 2015 году - 49,5 тыс.т (44,4 и 53,6 тыс.т).

2. Системная проблема ожидаемые результаты реализации Стратегии  
 

В последние годы металлургическая промышленность России развивалась довольно успешно.  

Тем не менее, имеется  ряд проблем и факторов, затрудняющих развитие отрасли, которые делятся  на две группы. Первая - внутриотраслевые факторы, вторая - внешние по отношению к металлургической промышленности факторы, определяющие «фон», в котором работают предприятия. Негативное влияние ряда факторов может усилиться при вступлении страны в ВТО.  

В рамках внутриотраслевых факторов проявились следующие негативные тенденции:

высокий уровень  износа основных промышленно-производственных фондов;

Информация о работе Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года