Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, дипломная работа
Ансамбль – это группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить
I. ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.
1.1 Психологическая совместимость исполнителей
1.2 Значение выбора партнера в ансамбле
1.3 Лидерство в ансамбле
1.4 Вопрос идентификации и подражания
1.5 Сходство и противоречия участников ансамбля
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИКИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТНЕЛЬСТВА.
2.1 Совершенствование ансамблевой техники баянистов
2.2 Ритм как фактор ансамблевого единства
2.3 Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания
2.4 Динамика как средство выразительности
2.5 Вопросы артикуляции
2.6 Тембровые особенности ансамблевого сочетания современных концертных баянов
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Смешанные тембры образуются в результате сочетания чистых «красок». Все тембры баяна родственны, и это дает возможность исполнителям применять самые различные их комбинации.
Выстаивая тембровую
драматургию произведения, многие коллективы,
в том числе и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исполнительская техника в ансамбле баянов предполагает целый комплекс средств выражения: с одной стороны – свободное владение инструментом каждым из участников ансамбля, с другой – координацию темпа, метроритма, динамики, артикуляции, тембров и других элементов произведения. Исходным ориентиром для обучающихся в выборе тех или иных средств, всегда должно быть эмоционально-образное содержание музыки. Техничен тот коллектив, который способен в звуке воплотить свои творческие намерения.
Совершенствование ансамблевого
мастерства баянистов далеко не исчерпывается
рассмотренными в настоящей работе
моментами. Принципы аранжировки для
различных баянных ансамблей, вопросы
соотношения тембровых
Данная работа может быть использована в качестве дополнительных методических рекомендаций по классу ансамбля.
Список использованной литературы
1 Наиболее известные из них: «Очерки о работе в ансамбле баянистов» Н. Ризоля, «Ансамбли и оркестры гармоник» Е. Максимова, статья Ю. Акимова «Класс баянного ансамбля в музыкальной школе» в сборнике «Баян и баянисты»(М,: Сов. композитор, 1970. – Вып.1).
2 Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.:Музыка, 1971. – С.13.
3 Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс// Камерный ансамбль. - М.:Музыка, 1979. – С.6.
4 См.: Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс// Камерный ансамбль. – С.14.
5 Кондрашин К. Мир дирижера. - М.:Музыка, 1976. – С.78.
6 Иоффе М.П. Десять очерков о художниках-сатириках. М.: Сов. художник, 1971. – С. 248-249.
7Цит. по кн.: Шаборкина Т. Заметки о Скрябине-исполнителе// А.Н. Скрябин. М. – Л., 1940. – С. 222.
8 Коган Г. Избранные статьи. – М.: Сов. композитор, 1985. С. 39.
9 Цит. по статье: Яковлев Л. Последний концерт// И.О. Дунаевский. Выступления, статьи, письма, воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1961. С. 352.
10 Цит. по кн.: Вулис А. И. Ильф, Е. Петров. – М.: Худ. Литература, 1980. – С. 89.
11 Иоффе М.П. Десять очерков о художниках-сатириках. М.: Сов. художник, 1971. – С. 220.
12 Масимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. - М.: Сов. композитор, 1979. С. 82.
13 Она характеризует прежде всего малые ансамбли, о которых сказано ниже.
14 Более подробно об этом см.: Имханицкий М.И. «У истоков русской народной оркестровой культуры». М.: - Музыка, 1987. – с. 59.
15 Известный советский фольклорист Б.Ф. Смирнов свидетельствует о стихийном возникновении на торговых площадях Поволжья, Владимирской и Ивановской областей ансамблей пастухов-рожечников численностью до 120 человек, «подряжающихся» на сезонную работу (см.: Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. – Изд. 2. – М.: Музыка, 1965. - . 4.). Наибольшим же оркестром может быть уже коллектив в 7-8 человек, если в нем хотя бы два участника исполняют одну из партий строго в унисон. Маленьким оркестром был по сути уже первый кружок балалаечников, созданный В.В. Андреевым.
16 Ансамбль, как правило, выступает без дирижера. Но им может руководить и дирижер; оркестр также может обходиться без дирижера (например, «Персимфанс» - известный, многочисленный по составу исполнителей оркестр, существовавший в Москве с 1922 по 1932 г.г.).
17 Цит. по кн.: Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. – М.: Музгиз, - 1951.- с. 12.
18 Метнер К. Мысли о работе пианиста.//Сов. музыка. – 1961. - №11 – с.92.
19 Стоковский Л. Музыка для всех нас. – М.: Сов. композитор, 1963. – С. 48.
20 Клебанов Д. Искусство инструментовки. – Киев: Музична Украi на, 1972. – с. 3.
21 Хотя тембр баяна и образуется путем соединения двух тембров – концертино и кларнета, это слияние настолько органично, что создает полный эффект однородности. Поэтому есть все основания относить баянный регистр к чистым тембрам.