Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
В связи с вышеизложенным задачами исследования являются:
- провести теоретический анализ исследования по данной проблеме;
- разработать систему рекомендаций по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
- провести диагностику музыкальных способностей младших школьников.
Введение
ГЛАВА 1.
1.1.Способности как психолого-педагогическая категория.
1.2. Особенности младшего школьного возраста.
1.3.Классификация музыкальных способностей.
ГЛАВА 2.
Диагностика музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.
Заключение.
Литература
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
ГЛАВА 1.
1.1.Способности
как психолого-педагогическая
1.2.
Особенности младшего
1.3.Классификация музыкальных способностей.
ГЛАВА 2.
Диагностика музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.
Заключение.
Литература
Введение.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в младшем школьном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. В основе педагогических исследований развития младшего школьного возраста лежат работы известных отечественных психологов: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Н. Люблинской, С.Л. Новоселовой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других. На протяжении многих лет среди специалистов ведутся дискуссии: есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки». К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы.
Причем взаимодействие между
музыкальным руководителем
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Комплексный подход к воспитанию
творческой личности охватывает широкий
круг вопросов, относящихся к проблемам
обще-эстетического и
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.
Каждая личность характеризуется
своеобразным отношением к явлениям
окружающей действительности. Это отношение
сформировалось в процессе жизни
человека. Человек воспринимает взаимоотношения
с людьми, поведение людей сквозь
систему сложившихся у него убеждений,
установок, привычных для него подходов
к явлениям и событиям жизни. Было
бы ошибочно думать, что это справедливо
лишь применительно к взрослому,
уже полностью
Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, определяющихся особенностями организма человека. Неравномерность развития личности означает, что в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой медленнее.
Проблема индивидуальных
различий очень сложна. Трудно назвать
хоть одно какое-то свойство, черту, качество
человека, которое не входило бы
в круг этой проблемы. Известно, что
дети в одном и том же классе
очень отличаются друг от друга. Определение
индивидуальных путей интеллектуального
и личностного развития учащихся
является в настоящее время одним
из основных условий повышения
Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Объект исследования – музыкальные способности младших школьников.
Предмет – особенности развития музыкальных способностей ребенка младшего школьного возраста.
Целью исследования является изучение особенностей формирования музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
В связи с вышеизложенным задачами исследования являются:
- провести теоретический анализ исследования по данной проблеме;
- разработать систему
рекомендаций по развитию
- провести диагностику
музыкальных способностей
Гипотеза исследования: музыкальные способности в младшем школьном возрасте имеют особенности, которые можно диагностически изучить через показатели: музыкальный слух, эмоциональный отзыв на музыку, музыкальная память, музыкальное мышление, метроритм.
Методы исследования:
Теоретические – изучение музыкальных способностей и их классификация.
Эмпирические - наблюдение, эксперимент, беседа с родителями, анкетный опрос родителей, анализ.
Диагностические – методика
диагностирующая уровень
База исследования: Няндомская детская музыкальная школа №16
Одной из центральных в
музыкально-психологических
Когда говорят о способностях
человека, то имеют в виду его
возможности в той или иной
деятельности. Эти возможности приводят
как к значительным успехам в
овладении деятельностью, так и
к высоким показателям труда.
(Рубинштейн, Леонтьев, Выготский). Показательно
в этом смысле определение способностей,
данное Н.С.Лейтесом: «Способности –
это отдельные психические
В.В. Богословский
в учебном пособии «Общая
Человеческая деятельность
сложна и многогранна. Она
По мнению В.В.
Богословского, способность –
синтез свойств человеческой
личности, отвечающей требованиям
деятельности и обеспечивающие
высокие достижения в ней. Так
же В.В. Богословский выделяет
виды способностей по их
Под общими способностями
понимается такая система
Под специальными
способностями понимают такую
систему свойств личности, которая
помогает достигнуть высоких
результатов в какой-либо
Таким образом,
каждая деятельность
Проблема способностей
рассматривается многими
Однако знания, умения
и навыки остаются внешними
по отношению к способностям
только до тех пор, пока они
не освоены. Обнаруживаясь в
деятельности по мере их
Таким образом,
можно сказать, что
Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».
«Во-первых, под способностями
понимается индивидуальные
Во-вторых, способностями
называют не всякие вообще
индивидуальные особенности, а
лишь такие, которые имеют
В-третьих, понятие
«способность» не сводится к
тем знаниям, навыкам или
Рассматривая соотношение
способностей и деятельности, следует
отметить, что если человек не
справляется с требованиями, которые
предъявляет к нему
Не всякая деятельность развивает способности личности. Поскольку деятельность индивида не всегда может дать простор для развития способностей, то между нею и способностями существует известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении способности шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности. С другой стороны, реальная деятельность оказывается шире способностей, необходимых для конкретного ее вида. В связи с этим способности можно разделить на актуальные и потенциальные.
Потенциальные способности
не реализуются в конкретном
виде деятельности, но способны
актуализироваться при