Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
В связи с вышеизложенным задачами исследования являются:
- провести теоретический анализ исследования по данной проблеме;
- разработать систему рекомендаций по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
- провести диагностику музыкальных способностей младших школьников.
Введение
ГЛАВА 1.
1.1.Способности как психолого-педагогическая категория.
1.2. Особенности младшего школьного возраста.
1.3.Классификация музыкальных способностей.
ГЛАВА 2.
Диагностика музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.
Заключение.
Литература
Продуктивный компонент музыкального мышления, как следует из анализа седьмого занятия, находится у большинства детей на начальной стадии развития. Их сочинения имеют, как правило, апробирующий характер. Чаще всего (10 случаев) используется гаммаобразный ход по клавишам.
В некоторых сочинениях появлялись очень простые мелодические обороты. Сочинения некоторых детей составили музыкальные импровизации из рассказов о животных.
Анализ результатов последнего, восьмого занятия, дает основания считать, что дети этого возраста не могут воспроизвести мелодическую и ритмическую структуру музыкального отрывка по памяти. 5 детей из 15 смогли воспроизвести лишь её протяженность. У них получился четырех такт, заполненный их собственными мелодиями и ритмическими оборотами, не имеющими ничего общего с оригиналом. Некоторые вообще отказывались от выполнения задания, говоря: «Не помню»; «Я забыл музыку».
Вывод по 2 главе:
Итак, из этого эксперимента мы увидели, что относительно сформированными у детей, на этом этапе онтогенеза оказались наиболее простые компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, динамический и тембровый слух, те стороны чувства ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации, репродуктивная часть мышления (способность к интонационному анализу общего характера произведения) и узнавания, входящее в музыкальную память. Что касается более сложных составляющих музыкальных способностей, то они представляют собой позднейшие образования.
Заключение
Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной
культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального
развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства
дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и
как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет
примитивным, но оно значимо для личности.
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей
(музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной
культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст
музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито
музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их
последующего развития, духовного становления.
Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке,
умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в
процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не
являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих
способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные
ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через
познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его
приумножать.
Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического
мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и
воспитателей.
Подводя итог о теории музыкальных способностей нужно подчеркнуть, что наиболее сложные проблемы музыкальных способностей – их природа, детерминация и закономерность развития.
Их изучение, естественно определяется подходом общепсихологической теории способностей к этим проблемам в их общем выражении.
В советской психологии проблема
способностей рассматривается в
русле общепсихологической
«Связь способностей, - по мнению С.Л.Рубинштейна, - с психологическими процессами – мышлением, восприятием, чувствительностью и так далее – «родовыми» свойствами, присущими всем людям, является той основой, на которой должно строится изучение способностей как особенностей, дифференцирующих людей».
1 Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959, с. 7.
2 Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.—Л., 1951, с. 8.
* Варламов А. Полная школа пения. AV, 1953, с. 18.
4 Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982, с. 68.
5 Римски й-К Н. [О музыкальном образовании]. — Поли, собр. соч. произведения и переписка, т. 2. М., 1963, с. 180
6 Б. Проблемы индивидуальных различий. М., , с. 51.