Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа
Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.
Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58
Отсюда следует, что переход от одной нотации к другой не является простым увеличением меры подробности фиксируемых компонентов музыкального сочинения. Это скорее предпочтение одних аспектов музыкального целого перед другими [3; с.29].
Задачу максимального
сближения решала
Революция
в нотной записи началась не
сама по себе, а явилась следствием
глубоких изменений в
Вторая авангардная
волна 1950-х г. поставила
Таким образом, в конце XX столетия сложилась особая ситуация- постоянное стремление к точности, ведь все развитие системы нотации со времен Средневековья по сей день определяется поисками большей ее точности. А точность записи неизменно отражалась на таком разделе сольфеджио, как музыкальный диктант.
Современное же состояние методики записи музыкального диктанта отличается привнесением новых аспектов:
1). Как всегда диктант ориентирован на точность записи, но тут предлагается диминуционный вариант. Сейчас практикуется не просто запись мелодии на слух, но и отражение в музыкальном отрывке всех исполняемых нюансов. Это значит проставление динамических, темповых оттенков, штрихов, возможно даже отображение в цвете тональности (цветной слух).
Диминуционный вариант – это запись диктанта известного по авторской рукописи, со всеми украшениями и всеми деталями. Этот вариант больше приемлем для средних учебных заведений и ВУЗов , так как представляет большую трудность.
2).При организации работы с диктантом необходим учет специальностей. Известно,что в основе работы разных разделов урока сольфеджио в том числе и диктанта лежат слуховые представления о характере тяготений, ладово- гармонических особенностей, тяготений устоя в неустой, соотношение тяжелых и слабых долей, ритмических особенностей , представление о форме и самое главное опора на двигательно-моторную перцептивную базу и пение. Пианисты при прослушивании диктанта проигрывают его на столе, вокалисты внутренне пропевают, учащиеся народных отделений ярче слышат гармоническую окраску. И этот факт необходимо учитывать при записи диктанта на разных отделениях.
3). Большое значение приобретает стилевой диктант.
Предлагая
учащимся тот или иной
4). Освоение процессуально
временного характера
Итак, как видим, современный диктант направлен на комплексное развитие слуха, в том числе развивается и тембровой, и полифонический слух. Очень полезно давать учащимся музыкальный диктант в звучании не только привычного для их слуха фортепиано, но и в звучании других музыкальных инструментов. Хорошие результаты дает и запись с голоса. При этом нельзя упускать главного - музыкальный диктант должен оставаться направлен на развитие музыкальности. Поэтому важное значение имеет и то, как происходит работа с материалом во время написания и после. Ведь когда диктант написан, он представляет собой большие возможности для развития творческого начала, это и: подбор аккомпанемента, сочинение второго голоса, слов, досочинение до двух- трехчастной формы и многое другое.
Таким образом мы видим, что диктант развивался с геометрической прогрессией. Он прошел большой путь эволюции: от записи простейших примеров-упражнений до записи диктантов по авторской рукописи.
Это еще
раз доказывает, что такой раздел
урока сольфеджио как музыкальн
Круг основных
проблем, возникающих при
Современное
состояние данного вопроса в
литературе широко освещается. В
настоящее время в
Все сборники диктантов делятся на:
1).художественные
2).инспективные
3).сочетание художественных и инспективных
4).стилевые
Вряд ли будет правильным
рекомендовать пользоваться
Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», первым условием является правильный выбор музыкального материала для диктанта. Островский пишет: «Пример, отобранный для музыкального диктанта должен быть образцовым по стилю, ярко образным по мелодике и фактуре, и не представлять собой общее, ничем не запоминающееся «движение вообще» [39;с.266].
Музыкальный пример, усвоенный и закрепленный в процессе записи диктанта, долго удерживается в памяти учащегося и оставляет в ней глубокий след. Этим обстоятельством еще больше подчеркивается ответственность отбора музыкальных примеров для диктанта.
В настоящее время
прогрессивная методика
У Давыдовой Е. находим: «Чем более яркими и художественно убедительными будут эти примеры, тем больше они помогут достичь цели музыкального диктанта» [13; с.18].
Проблема соотношения
Необходимость
в постановке такой проблемы
вызвана весьма распространенно
Учебный процесс
обнаруживает также резкое
Опора сознания
при восприятии такой музыки
лежит исключительно в самом
техническом приеме. При восприятии
же художественного материала
слуховое сознание получает
В основе
классификации материала
Процессуально-временной
характер музыкальной формы
Отсюда также
следует, что в основе
Поэтому современная
методика составления
Необходимость
в обосновании стилистического
метода обучения вызвана распро
При
восприятии же стилистически
выраженного материала
Следовательно, вопрос о подборе материала для занятий, для диктантов сам по себе очень важный методический принцип. Чем более разнообразный по стилям материал будет использован для работы над развитием слуха, тем лучше мы подготовим учащихся к теоретическому
осознанию стилистических особенностей музыкальных произведений.
Обзор литературы и пособий по одноголосному диктанту показывает, что сборников диктантов, имеющих последовательно стилистическую направленность по материалу и установкам в нашей музыкально-педагогической литературе нет, хотя идея стилистического метода обучения была выдвинута А.Л.Островским еще в 1946 году в его диссертации «Восприятие музыки и задачи воспитания слуха» (Ленинградская консерватория) [32; с.5].
Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио