Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:36, дипломная работа
В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы в современных образовательных учреждениях по развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков;
3. Провести диагностические мероприятия по выявлению уровня интереса детей экспериментальной группы к музыкальным занятиям;
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников………………………………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников……………………….7
1.2.Изучение современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-романтиков………………………………………...11
1.3.Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………24
2.1.Диагностика уровня интереса младших школьников к музыкальным занятиям……………………………………………………………………………..24
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………………45
Далее, после их синтеза мы смогли разработать методические условия, способствующие развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям, что подтвердил проведенный нами контрольный промежуточный срез.
В параграфе 1.1. мы обратились к уточнению понятия «интересы», выделили их психологическую и физиологическую основу, разновидности, порядок возникновения, условия, необходимые для создания интереса к предмету у учащихся, уровни развития учебных интересов, значение интересов в жизни человека и формировании его личности.
В параграфе 1.2. курсового
проекта в рамках изучения современного
педагогического опыта в
Таким образом, мы изучили шесть программ по музыке, которые определяют - слушательская деятельность в рамках начального общего образования призвана содействовать развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, достаточное внимание при этом уделяется знакомству с произведениями композиторов-романтиков. И лишь программа по музыке авторов Усачевой В.О., Школяр Л.В. приоритетным направлением считает обращение к музыке отечественных авторов.
В параграфе 1.3. теоретической части мы рассмотрели такой вид деятельности учащихся, как слушание, выделили методические аспекты его использования для развития интереса учащихся начальных классов к музыкальным занятиям, рассмотрели психофизиологические особенности и свойства детей названного возраста.
По завершении теоретической
части курсового проекта мы провели
опытно-экспериментальную
Таким образом, по окончанию работы над курсовым проектом, мы подтвердили актуальность и практическую значимость выбранной нами темы, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение в ходе нашей исследовательской работы.
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б., Николаева
Е.В. Методика музыкального
штейна. М., 2006. – 336с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М., 2004. – 336с.
3. Алеев В.В. Музыка 1-4 кл., 5-8 кл.. Программа для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак. М., 2007. – 90с.
4. Анисимов В.П. Диагностика
музыкальных способностей
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобра-зовательных учреждениях. Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М., 2002. – 416с.
6. Гамезо М.В. Курс психологии. М., 1967.- 315с.
7. Гильченко Н.Г. Слушаем музыку вместе. М., 2006. – 184с.
8. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки // Методические рекомендации к урокам в общеобразовательной школе. М., 1971.- 121с.
9. Дмитриева Л.Б., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Музыкальное воспитание». М., 1989. – 207с.
10. Затямина Т.А. Современный урок музыки:
методика конструирования,
11. Захараш Т.Б. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа. Ростов-на-Дону. 2007. – 165с.
12. Иванов П.И. Курс психологии. М., 2002.- 456с.
13. Иванов П.И. Психология. М., 1959.- 403с.
14. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке ( с поурочной метод. разр.) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М., 1985. – 112с.
15. Куприна Н.Г. Экология музыкально-слуховой сферы современного ребенка. М., 2007. – 448с.
16. Надолинская Т.В. Музыка 1-4. Методические рекомендации к учебному
комплекту. Книга для учителя. Таганрог. 2001. – 234с.
17. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. М., 1987. – 61с.
18. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М., 2001. – 368с.
19. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа./ Сост. Е.О. Яременко. М., 2001. – 288с.
20. Рзянкина Т. Войдёмте в мир музыки. Л., 1968. – 140с.
21. Рыцарева М.Г. Музыка и Я. М., 1994. – 367с.
22. Рябенко Н.Н. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя. М., 2006. – 112с.
23. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. М., 2007. – 128с.
24.Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие: 2 класс. М., 2003. – 216с.
25. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы: 4 класс. М., 1989. – 144с.
26. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994. – 368с.
27. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1998. С.290.
28. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для музыкального факультета, высших и средних педагогических заведений. М., 2001.-234с.
Контрольные задания для проведения констатирующего эксперимента
1. Как ты относишься к музыке?
а) люблю слушать музыку;
б) люблю петь;
в) равнодушно отношусь к музыке;
г) не нравится слушать музыку и петь;
2. Для чего музыка нужна в жизни?
3. Какие музыкальные произведения ты знаешь?
4. Какие из них самые любимые?
5. Где ты слушаешь музыку?
а) телевидение;
б) радио;
в) концерты;
6. Известны
ли тебе имена таких
а) Фридерик Шопен;
б) Феликс Мендельсон;
в) Роберт Шуман;
г) Эдвард Григ;
д) Ференц Лист;
е) Франц Шуберт;
7. Какой вид деятельности на уроке музыки ты предпочитаешь?
а) петь;
б) слушать;
в) играть на детских музыкальных инструментах;
г) беседовать о прослушанной музыке;
д) рисовать полюбившиеся образы в прослушанной музыке;
е) двигаться под музыку;
ж) играть или петь в ансамбле с учителем;
8. Занимаешься ли ты музыкой вне школы?
9. Если не занимаешься музыкой вне школы, то хотел бы?
10.Какую музыку предпочитаешь слушать?
а) эстрадную;
б) народные песни;
в) классическую;
г) джазовую;
д) рок-музыку;
11. Ты был
на представлении в
12. Что ты слушал в Музыкальном театре?
а) балет;
б) оперу;
в) концерт;
Задание № 2
Отметь знаком «+» те музыкальные фрагменты, которые бы тебе хотелось дослушать до конца.
Фрагмент №1
Фрагмент №2
Фрагмент №3
Фрагмент №4
Фрагмент №5
Фрагмент №6
Фрагмент №7
Приложение № 2
Образцы выполненных заданий в ходе констатирующего эксперимента
Фотопрезентация проведения развивающих занятий с детьми
Образцы творческих заданий детей диагностируемой группы
Конспект развивающего занятия № 1
Тема: Ф.Шуберт. «Серенада».
Цель: продолжить знакомство с творчеством Ф.Шуберта и развитие интереса к музыкальным занятиям на примере творчества композитора.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с новым музыкальным произведением, дать понятие «серенада», закрепить понятие о средствах музыкальной выразительности.
Развивающая: Развивать музыкально-слуховые представления, навык активного восприятия музыки, характеристики средств музыкальной выразительности.
Воспитательная: Воспитывать культуру слушания, формировать музыкально-художественный вкус.
Репертуар, задачи |
Ход урока |
Наглядность |
Вступительный рассказ о жизненном и творческом пути Ф. Шуберта.
Слушание. Ф.Шуберт «Серенада». Продолжать знакомство с творчеством композитора, познакомить с его произведением, определять характер музыки, различать средства музыкальной выразительности. |
Франц Шуберт – великий австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. Музыкальные способности у мальчика обнаружились рано, и он был отдан в бесплатную школу для одаренных мальчиков при придворной певческой капелле. После школы работал помощником школьного учителя. Ф.Шуберт – первый композитор-романтик. В своей музыке он выразил настроения одиночества, тоски. За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах: 9 симфоний, сонаты, увертюры, фортепианные пьесы. Но главное место занимают песни (их свыше 600). Вопросы: У. Какие произведения Ф. Шуберта вы слушали? Д. «Аве Мария», «Форель», «Шарманщик». У. Сегодня прозвучит новое произведение Ф. Шуберта «Серенада». Что такое серенада? Д.Серенада – это ночная песня, исполняемая под окном возлюбленной под аккомпанемент гитары. У. «Серенада» Шуберта – одна из проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного человека в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и скорую встречу. Установочное задание: Послушайте внимательно эту пьесу и определите ее характер. Слушание: Вопросы: У. Какой характер этого произведения? Д. Лирический, нежный, ласковый. У. Какое здесь движение мелодии? Д. Плавное. У. Какой ритм? Д. В этом произведении
сочетание ровного и У. Какой регистр? Д. Высокий регистр. У. Какая динамика в этом произведении? Д. p и mp. У. Какой инструмент здесь имитирует звучание гитары? Д. Фортепиано. Выполнение ритмического задания учащимися. У. Кто хочет поучаствовать в творческом задании, в ходе которого вы будите играть на детских музыкальных инструментах? (Вызываю двух человек, выдаю маракас и бубен). Суть этого задания
заключается в том, что нужно
исполнить ритмический |
Портрет композитора
Показ иллюстрации.
Аудиомагнитофон, диск с записью музыкального произведения. |
Конспект развивающего занятия №2
Тема: Р.Шуман. «Альбом для юношества», «Первая утрата».
Цель: познакомить детей с творчеством Р.Шумана и развить интерес к музыкальным занятиям на примере творчества композитора.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с жизнью и творчеством Р.Шумана.
Развивающая: Развивать музыкально-слуховые представления, музыкально-аналитические способности, эмоциональное восприятие музыки.
Воспитательная: воспитывать культуру слушания.
Репертуар, задачи |
Ход урока |
Наглядность |
Вступительный рассказ о жизненном и творческом пути Р.Шумана.
Слушание. Р.Шуман. «Альбом для юношества», «Первая утрата». Познакомить с его произведением, определять характер музыки, различать средства музыкальной выразительности. |
Р.Шуман – великий немецкий композитор-романтик. Музыкальные способности проявились рано, в 13 лет он уже писал музыку. Мечтатель и выдумщик, Шуман очень любил детей и много писал о них и для них. Его фортепианные пьесы, входящие в «Альбом для юношества», раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений. И вот одна из этих пьес – «Первая утрата». В этой маленькой пьесе композитор попытался выразить несколько человеческих чувств по поводу утраты чего-то. Установочное задание: Ваша задача определить, какие чувства выразил композитор в этой пьесе. Я вам сейчас раздам листочки, где эмоции по поводу этой музыки выражены на лице. А вы отметьте те лица, которые соответствуют музыке. Вспомните, что вы чувствуете, когда потеряли что-то незначительное (куклу, тетрадь). Слушание: (Собираю листочки). Вопросы: У. Какие эмоции выразил композитор в этой пьесе? Д. Сожаление, недоумение, грусть, недовольство. У. Какое здесь главное выразительное средство, которое подчеркивает грустный характер? Д. Нисходящее движение мелодии, как - будто капают слезы. У. В конце пьесы «Первая утрата» такой -же характер, как и во всем произведении? Д. Нет, здесь уже появляется недовольство, гнев. Изменяется динамика с p на mp, появляются акценты. У. Что хотел изобразить этим композитор? Д. «Удар кулаком» от отчаяния, рассердившись на самого себя. |
Потрет композитора.
Исполнение произведения учителем. |