Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования – разработать педагогические условия развития музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна будет наиболее эффективным, если в процессе занятий будут применены комплексные педагогические условия, опирающиеся на:
- доступные учащимся формы работы;
- целенаправленные педагогические методы и приемы;
- специально разработанную репертуарную политику, основанную на критериях доступности и построенную по принципу от простого к сложному.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей младших школьников……………………………………….....7
1.1. Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………...................7
1.2. Понятие музыкально-ритмических способностей в психолого-педагогической литературе и пути их развития ………………………………14
1.3. Педагогические условия формирования музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна………….................. …24
Выводы по первой главе…………………………........………………………..34
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна……………………….................................................35
2.1. Определение исходного уровня музыкально-ритмических способностей младших школьников (констатирующий этап).................................................37
2.2. Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников в процессе обучения (формирующий этап) …………….………………….…...45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна (контрольный этап)……………………………………….…….55
Выводы по второй главе...……………………………………………...………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
В этом произведении, как и в любом произведении моторного характера, определённой проблемой для учащегося представлялась взятие точного темпа произведения с первых тактов. Для этого, предварительно настроившись, и как можно точнее представив темп исполняемого произведения, ученик просчитывал несколько тактов «про себя» перед исполнением.
Развитие эмоциональной отзывчивости на разножанровые музыкально-ритмические формулы происходило в процессе изучения всего музыкального материала. Большое значение в процессе развития эмоциональной отзывчивости на музыку сыграл метод беседы (слушание музыки с последующим обсуждением услышанного). Также, немаловажным явилось обсуждение как самостоятельно исполняемых произведений, так и произведений, сыгранных другими учениками.
Через приобщение к музыке в живом исполнении и прослушивании баянной музыки в записях предполагалось расширить кругозор учащихся, содействовать эмоциональной отзывчивости, дать возможность каждому ученику проявить свою творческую инициативу, высказать эмоциональное впечатление от музыки и передать их в художественных образах. Суть метода беседы заключалась в том, чтобы после прослушивания или проигрывания учащимся произведения поделиться своими эмоциональными впечатлениями от услышанного, подобрать синонимические образные характеристики, проанализировать, как конкретные ритмические формулы определяют жанр и содействуют формированию музыкального образа.
Вальс – жанр европейского танца, имеющего характерную ритмо-формулу в трёхдольном метре. На уроке во 2-ом классе с учащимися Колей С., Олесей К., Мишей Н. И Соней З. мы использовали фрагмент венского вальса И. Штраус-Грюнфельда «Венские вечера», исполненный преподавателем. Одной из характерной особенностей его является изменение ритмической структуры трёхдольного размера. В ходе разбора предложенного музыкального фрагмента школьники определили размер, тональность произведения, простучали ритм, продирижировали его и выявили сложные места. Как известно венский вальс также отличается особой бравурностью характера. И бравурность эта достигается в его исполнении в более подвижном темпе (пример № 3).
Пример № 3:И. Штраус-Грюнфельд «Венские вечера» (фрагмент)
Музыка в жанре марша (от французского marche – ходьба) пишется в музыкальном размере 2/4 или 4/4, который объединяет чёткий энергичный ритм. Учащимся 2-го и 3-го классов был предложен для ознакомления и прослушивания фрагмент из первой части детской сюиты В. Семёнова «Фанфары» и «Марш солдатиков» в исполнении педагога (пример № 4).
Пример № 4: В. Семёнов «Детская сюита № 1» (фрагмент)
Учащимся 3-го класса Валере Р., Диме М. и Вике Ф. была предложена для прослушивания и анализа пьеса в жанре румба – латиноамериканский танец, происхождение которого связано с проникновением африканских ритмов. Его характерный ритм – четверть с точкой. Этот жанр был показан на примере самбы «Тика-тика» в исполнении учителя на инструменте (пример № 4), после чего учащиеся поделились своими впечатлениями и ассоциациями о прослушанном произведении, затем определили его размер, тональность, ритмическую особенность.
С этими же учащимися были прослушана и разобрана пьеса с элементами джаза. Основной характерный элемент в джазе – свинг. Он не схож с синкопой и не выявляет метрические соподчинения, а наоборот, несколько ослабляет метрические тяготения, придавая некую агогическую свободу мелодическим элементам. Подходящим примером может служить пьеса В.Власова «Шаги на снегу» (пример № 5). Ученики определили это произведение сложным для исполнения и необычным по его содержанию, также сделали разбор и анализ ритмических особенностей данного фрагмента.
Таким образом, индивидуальный характер урока в классе баяна позволил педагогу не только научить младших школьников играть на инструменте, привить им начальные знания в области сольфеджио, используя различные приёмы и методы, воздействовавшие на развитие музыкально-ритмических способностей, но и развить основные компоненты музыкально-ритмических способностей, без которых любая музыкальная деятельность была бы невозможной.
Завершающий этап опытно-экспериментальной работы имел целью провести сравнительный анализ исходного и достигнутого уровня развития музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста после применения на формирующем этапе специального разработанного комплекса педагогических условий, состоящих из таких форм работы, как слушание музыки, сольное и ансамблевое исполнительство, общедидактических методов беседы, наблюдения, и специальных методов просчитывания исполняемой музыки и схематического изображения метроритмического рисунка, наблюдения и беседы, сравнения и сопоставления на основе слуховых и зрительных представлений учащихся, а также специально подобранного музыкального материала, основываясь на музыкальных данных учеников.
В ходе опытно-экспериментальной работы метод наблюдения показал, что учащиеся стали проявлять больший интерес к занятиям, внимательнее относиться к заданиям в классе и добросовестнее выполнять домашнюю работу. Младшие школьники стали вести себя на уроках более активно, внимательно, сосредоточенно, дисциплинированно, они смогли преодолеть психологическую неуверенность в собственных способностях и их проявлениях, что сказывалось в их эмоциональном раскрепощении во время занятий. Ответы учащихся стали более чёткими, точными и отличались правильностью суждений.
Результаты педагогической работы, проведённой на формирующем этапе эксперимента, показали общий рост музыкально-ритмических способностей у всех диагностируемых детей младшего школьного возраста экспериментальной группы.
В приведённой ниже таблице показаны контрольные данные по выполнению заданий учащимися на развитие исследуемых музыкально-ритмических способностей. В связи с тем, что для развития одной способности использовалось несколько заданий, они были объединены в соответствии с той или иной музыкально-ритмической способностью и пронумерованы следующем образом:
1. Задания на развитие метроритмического чувства.
2. Задания на развитие музыкально-ритмической памяти.
3. Задания на развитие эмоциональной отзывчивости на разножанровый музыкально-ритмический материал.
Уровни развития музыкально-ритмических способностей младших школьников по заданиям на контрольным этапе опытно-экспериментальной работы
№ заданий
|
Уровни развития | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
1 |
3 |
30 |
6 |
60 |
1 |
10 |
2 |
4 |
40 |
5 |
50 |
1 |
10 |
3 |
4 |
40 |
6 |
60 |
0 |
0 |
Исходя из данных таблицы № 5, можно сделать вывод об общем росте уровня музыкально-ритмических способностей младших школьников в связи с проведённой на формирующем этапе педагогической работой.
В результате повторной диагностики уровня развития метроритмического чувства на контрольном этапе был выявлен высокий балл у троих учеников. Шесть учащихся неизменно показали средний уровень в сравнении с результатами диагностики на констатирующем этапе. У одного учащегося остался низкий показатель. Данные сравнительной диагностики приведены в нижеследующей таблице.
Динамика развития метроритмического чувства
(критерии оценки: В - высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень)
Имя Ф. |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | ||
Богдан К. |
С |
С | ||
Валера Р. |
С |
В | ||
Вика Ф. |
Н |
С | ||
Дима М. |
С |
В | ||
Коля С. |
С |
С | ||
Маша Г. |
Н |
С | ||
Миша Н. |
Н |
Н | ||
Олеся К. |
С |
В | ||
Рита Г. |
С |
С | ||
Соня З. |
Н |
С |
Процесс развития музыкально-ритмической памяти у младших школьников протекал последовательно и равномерно. С помощью применения различных форм работы, таких, как слушание музыки, сольное и ансамблевое исполнительство, тренирующих память и способствующих ритмическому развитию в классе баяна, на контрольном этапе исследования трое ученикам удалось продемонстрировать высокие результаты уровня развития данной способности. Динамику развития музыкально-ритмической памяти учащихся младшего школьного возраста в классе баяна можно проследить в таблице № 7.
Динамика развития музыкально-ритмической памяти
Имя Ф. |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Богдан К. |
Н |
С |
Валера Р. |
В |
В |
Вика Ф. |
С |
С |
Дима М. |
С |
В |
Коля С. |
Н |
С |
Маша Г. |
С |
В |
Миша Н. |
Н |
Н |
Олеся К. |
В |
В |
Рита Г. |
Н |
С |
Соня З. |
С |
С |
В отношении эмоциональной отзывчивости на разножанровые музыкально-ритмические формулы удалось добиться высоких результатов у всех учеников (таблица № 8).
Динамика развития эмоциональной отзывчивости на разножанровые музыкально-ритмические формулы
Имя Ф. |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Богдан К. |
С |
С |
Валера Р. |
В |
В |
Вика Ф. |
Н |
С |
Дима М. |
В |
В |
Коля С. |
С |
В |
Маша Г. |
С |
С |
Миша Н. |
Н |
С |
Олеся К. |
С |
В |
Рита Г. |
Н |
С |
Соня З. |
С |
С |