Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. 

Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Тема "Зима в музыке" 1 класс

Цель: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".

Задачи:

  1. Раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.
  2. Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей, творческого воображения
  3. Воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.

Музыкальный материал:

  1. П.И.Чайковский. «У камелька» (Из цикла "Времена года")
  2. А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")
  3. Зимняя пляска

Оборудование:

Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди), Репродукция картины И. Шишкина "Зима" и др. художников, словарь

Ход урока

  1. Орг. Момент. Приветствие.

Здравствуйте, сегодня урок проведу у вас я, меня зовут… Урок я хочу начать с отрывка  из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно:

 

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозцы-

И зима настала.(:)

У.: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д.: О зиме

У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)

У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?

Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.

У.: Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)

У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.

У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?

Сегодня я приглашаю вас побывать в царстве Деда Мороза. А чтобы попасть туда включите ваше воображение, ведь мы должны превратиться в снежинок. Итак…превращение начинается…

Упражнение «Снежинки». Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Дети садятся на корточки, обняв руками колени и наклонив вперед голову. Из этого положения снежинки начинают медленно «расти»: сначала распрямляются колени, потом спина, поднимается голова... Потом как все «снежинки выросли» они, мягко прокружившись, опускаются вниз на стульчики.

У. Вот мы и в царстве Деда мороза и матушки Зимы. Прислушайтесь! Может быть, вы услышите, как бодро хрустит под ногами снег, тихонько позванивают сосульки, и поет ветер, музыка вам все расскажет, только слушайте очень внимательно.

Презентация  с музыкой

Слушание. А. Вивальди. "Зима" 2 часть концерта

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?

Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.

У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?

Д.: Скрипка. (показать скрипку)

У.: Это произведение написал Антонио Вивальди - итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Показываю портрет).

 У этого замечательного итальянского композитора есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. И вы сейчас только что прослушали 2 часть концерта – «Зима».

Вивальди очень любил инструмент скрипку и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

А в первой части концерта А. Вивальди «Зима», с которой вы сейчас познакомитесь, изображается картина совсем другой зимы, послушайте и определите.

Слушание. А. Вивальди. "Зима" 1 часть концерта

Д. Изображена картина суровой зимы, ненастной, вьюжной. Иногда зимой в непогоду дует сильный ветер, завывает вьюга. В начале слышатся равномерные отрывистые аккорды, надоедающие звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа, скованная стужей, застыла в оцепенении

 У.  Да, и на этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, смятенно, жалобно поёт скрипка. Порывы ветра, вьюга внезапно налетают. Настойчиво, взволнованно яростно звучит музыка. Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие стихи:

Закоченев над свежими снегами,

Под резким ветром, дующим в дуду,

Бежать, притопывая сапогами.

И ежась, и дрожа на холоду.

Давайте  мы тоже сейчас выберем вьюгу, и она нам покажет, как она летает и морозит всех нас.

Слушание с м.р.д.

(игра)

От такой вьюги мы немного замерзли. Греем ручки, греем ножки! А поможет нам в этом песня «Зимняя пляска». Послушайте, как она звучит и о чем эта песня?

Слушание песни «Зимняя пляска»

У. Как звучит песня? (веселая, задорная, легкая)

У.О чем в ней поется?

У. Давайте с вами разучим, но перед разучиванием давайте распоемся, т.е. разогреем наши горлышки.

«В царстве Дедушки Мороза чудеса случаются.

Здесь в музыку прекрасную все звуки превращаются».

Спойте сами  зиме так, чтобы она получилась сначала теплая, потом холодная, а потом с ветром.

Попевка «Зи-и-и-и-ма»:

а) теплая (поем ласково на улыбке),

 б) холодная (насупились, сложили губы трубочкой),

в) с ветром (быстро) ву-ву-у-у-у-у; «Зима –холода».

г) согреваем ручки на выдохе «А-А-А»

Разучивание песни «Зимняя пляска» по фразам

Исполнение с

У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.

У.: Молодцы! Весело исполняли песню. Давайте исполним с движениями.

Исполнение с м.р.д.

У. Молодца! Согрелись и спели замечательно. Но можно еще согреться дома, у печки, у камина (показ картинки)

У. Композитора, с музыкой которого вы сегодня познакомитесь, вы наверняка знаете – это русский композитор Петр Ильич Чайковский. (портрет) Он написал музыкальный альбом, который тоже назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Прежде, чем мы послушаем первую пьесу альбома – Январь - "У камелька" А  Камелёк – это небольшой камин, печка, очаг для обогревания жилища. Я предлагаю вам на минутку превратиться в композиторов и самим сочинить музыку, а помогут вам слова, которые стали эпиграфом к этой музыке строки А. С. Пушкина:

"И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела."

Какую бы вы музыку сочинили? Какая она будет по настроению, характеру? (Ответы детей)

Творческое задание «Мы - композиторы»

Давайте послушаем и сравним, насколько верно подобран эпиграф к пьесе?

Как композитор в музыке передает настроение зимы?

Слушание. П.Чайковский "У камелька"

У.: Как композитор в музыке передает настроение? Похожа ли наша сочиненная музыка на музыку композитора? (Ответы детей)

У.: Пьеса носит мечтательный характер. Сам Пётр Ильич описывал эти ощущения так:

«Это то спокойное чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. Приятно отдохнуть и оглядеться.<...> И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое».

У. В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?

Д.: Фортепиано

У.: Правильно. Молодцы!

У.: Сегодня, ребята, вы услышали, как русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах