0-1 балл ставится ребенку в том случае,
если за отведенное на выполнение задания
время (5 мин) он так и не смог ничего придумать
и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда
он придумал и вылепил из пластилина что-то
очень простое, например шарик, кубик,
палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том
случае, если он сделал сравнительно простую
поделку, в которой имеется небольшое
количество обычных деталей, не более
двух-трех.
6-7 баллов ребенку
ставится в том случае, если он придумал
что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся
богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок
получает тогда, когда придуманная им
вещь достаточно оригинальная, но детально
не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может
получить лишь в том случае, если придуманная
им вещь весьма оригинальна, детально
проработана и отличается хорошим художественным
вкусом.
Комментарии к методике
психодиагностики воображения.
Способы оценивания развитости
воображения ребенка младшего школьного
возраста через его рассказы, рисунки,
поделки выбраны не случайно. Данный выбор
соответствует трем основным видам мышления,
имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному,
наглядно-образному и словесно-логическому.
Фантазия ребенка наиболее полно проявляется
как раз в соответствующих видах творческой
деятельности.
Выводы об уровне
развития
Оценка в 10 баллов свидетельствует
о наличии у ребенка задатков к тому виду
деятельности, для которого существенно
развитие соответствующего вида воображения.
Такой ребенок, безусловно, готов к обучению
в школе по тестируемому признаку.
Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит
о том, что ребенок достаточно готов к
обучению в школе.
Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является
признаком того, что в целом данный ребенок
удовлетворительно подготовлен к обучению
в школе.
Оценка в 4-5 баллов говорит
о том, что готовность ребенка к обучению
в школе является недостаточной.
Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще
всего выступает в качестве признака неподготовленности
ребенка к обучению в начальной школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Тема "Зима в музыке"
1 класс
Цель: Подвести учащихся к осознанию
того, что музыка обладает изобразительными
возможностями, в ней можно услышать "холод
и тепло".
Задачи:
- Раскрытие изобразительных
возможностей музыкального искусства
и понимания того, что музыка умеет изображать
картины природы.
- Развитие музыкально-слуховых
представлений, музыкально-творческого
мышления, тембрового слуха, творческих
способностей, творческого воображения
- Воспитание бережного отношения
и любви к природе, умения наслаждаться
и любоваться ею.
Музыкальный материал:
- П.И.Чайковский. «У камелька» (Из цикла "Времена года")
- А. Вивальди. "Зима" (Из
цикла "Времена года")
- Зимняя пляска
Оборудование:
Портреты композиторов (Чайковский,
Вивальди), Репродукция картины И. Шишкина
"Зима" и др. художников, словарь
Ход урока
- Орг. Момент. Приветствие.
Здравствуйте, сегодня урок
проведу у вас я, меня зовут… Урок я хочу
начать с отрывка из стихотворения
И.З.Сурикова "Зима")
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно:
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы-
И зима настала.(:)
У.: О каком времени года говорится
в стихотворении?
Д.: О зиме
У.: Как описывает зиму русский
поэт? (Ответы детей)
У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста,
на картину И. Шишкина "Зима". Что
вы видите? А что слышите?
Д.: Треск сучьев, скрип снега
и т.д.
У.: Как вы думаете, зима очень
холодная? (Ответы детей)
У.: Поэтами написано много стихов
о природе, художниками написано много
картин о природе, а композиторами написано
много музыки, изображающей картины природы.
У.: Если бы вы были композиторами,
то какими звуками нарисовали бы холод?
Сегодня я приглашаю вас побывать
в царстве Деда Мороза. А чтобы попасть
туда включите ваше воображение, ведь
мы должны превратиться в снежинок. Итак…превращение
начинается…
Упражнение «Снежинки».
Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.
Дети садятся на корточки, обняв
руками колени и наклонив вперед голову.
Из этого положения снежинки начинают
медленно «расти»: сначала распрямляются
колени, потом спина, поднимается голова...
Потом как все «снежинки выросли» они,
мягко прокружившись, опускаются вниз
на стульчики.
У. Вот мы и в царстве Деда мороза
и матушки Зимы. Прислушайтесь! Может быть,
вы услышите, как бодро хрустит под ногами
снег, тихонько позванивают сосульки,
и поет ветер, музыка вам все расскажет,
только слушайте очень внимательно.
Презентация с
музыкой
Слушание. А. Вивальди.
"Зима" 2 часть концерта
У.: Как композитор в музыке
передает настроение зимы?
Д.: Музыка тихая, спокойная,
плавная, нежная, добрая, немного грустная
и т.д.
У.: В исполнении, какого инструмента
звучит произведение?
Д.: Скрипка. (показать скрипку)
У.: Это произведение написал
Антонио Вивальди - итальянский композитор,
скрипач, дирижер, педагог. (Показываю
портрет).
У этого замечательного
итальянского композитора есть четыре
концерта для скрипки с оркестром, которые
называются «Времена года». Эти концерты
имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень»,
«Зима». Каждый концерт состоит из трех
частей. И вы сейчас только что прослушали 2
часть концерта – «Зима».
Вивальди очень любил инструмент
скрипку и был мастером игры на нем, поэтому
большая часть его произведений написана
именно для скрипки.
А в первой
части концерта А. Вивальди «Зима»,
с которой вы сейчас познакомитесь, изображается
картина совсем другой зимы, послушайте
и определите.
Слушание. А. Вивальди.
"Зима" 1 часть концерта
Д. Изображена картина суровой
зимы, ненастной, вьюжной. Иногда зимой
в непогоду дует сильный ветер, завывает
вьюга. В начале слышатся равномерные
отрывистые аккорды, надоедающие звуки
вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет
снег, сыплются колкие снежинки. Природа,
скованная стужей, застыла в оцепенении
У. Да, и на этом таинственном
фоне пронзительно, тревожно, смятенно,
жалобно поёт скрипка. Порывы ветра, вьюга
внезапно налетают. Настойчиво, взволнованно
яростно звучит музыка. Сам Антонио Вивальди
написал к этой музыке такие стихи:
Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в
дуду,
Бежать, притопывая сапогами.
И ежась, и дрожа на холоду.
Давайте мы тоже сейчас выберем
вьюгу, и она нам покажет, как она летает
и морозит всех нас.
Слушание с м.р.д.
(игра)
От такой вьюги мы немного замерзли.
Греем ручки, греем ножки! А поможет нам
в этом песня «Зимняя пляска». Послушайте,
как она звучит и о чем эта песня?
Слушание песни «Зимняя
пляска»
У. Как звучит песня? (веселая,
задорная, легкая)
У.О чем в ней поется?
У. Давайте с вами разучим, но
перед разучиванием давайте распоемся,
т.е. разогреем наши горлышки.
«В царстве Дедушки Мороза чудеса
случаются.
Здесь в музыку прекрасную все
звуки превращаются».
Спойте сами зиме так, чтобы
она получилась сначала теплая, потом
холодная, а потом с ветром.
Попевка «Зи-и-и-и-ма»:
а) теплая (поем ласково на улыбке),
б) холодная (насупились,
сложили губы трубочкой),
в) с ветром (быстро) ву-ву-у-у-у-у;
«Зима –холода».
г) согреваем ручки на выдохе
«А-А-А»
Разучивание песни
«Зимняя пляска» по фразам
Исполнение с
У.: Итак, исполняем песню легко,
весело, задорно, не забываем о правилах
пения.
У.: Молодцы! Весело исполняли
песню. Давайте исполним с движениями.
Исполнение с м.р.д.
У. Молодца! Согрелись и спели
замечательно. Но можно еще согреться
дома, у печки, у камина (показ картинки)
У. Композитора, с музыкой которого
вы сегодня познакомитесь, вы наверняка
знаете – это русский композитор Петр
Ильич Чайковский. (портрет) Он написал
музыкальный альбом, который тоже назвал
"Времена года". Всего в альбоме 12
пьес, каждая из которых посвящена определенному
месяцу года. Для каждой из них подобраны
несколько строк из стихотворений русских
поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др.
Кроме названия месяца, все пьесы имеют
подзаголовок, поясняющий содержание
музыкальной картины. Прежде, чем мы послушаем
первую пьесу альбома – Январь - "У камелька"
А Камелёк
– это небольшой камин,
печка, очаг для обогревания жилища.
Я предлагаю вам на минутку превратиться
в композиторов и самим сочинить музыку,
а помогут вам слова, которые стали эпиграфом
к этой музыке строки А. С. Пушкина:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
Какую бы вы музыку сочинили?
Какая она будет по настроению, характеру?
(Ответы детей)
Творческое задание
«Мы - композиторы»
Давайте послушаем и сравним,
насколько верно подобран эпиграф к пьесе?
Как композитор в музыке передает
настроение зимы?
Слушание. П.Чайковский
"У камелька"
У.: Как композитор в музыке
передает настроение? Похожа ли наша сочиненная
музыка на музыку композитора? (Ответы
детей)
У.: Пьеса носит мечтательный
характер. Сам Пётр Ильич описывал эти
ощущения так:
«Это то спокойное чувство,
которое является вечерком, когда сидишь
один, от работы устал, взял книгу, но она
выпала из рук. Явились целым роем воспоминания.
И грустно, что так много уж было, да прошло,
и приятно вспомнить молодость. Приятно
отдохнуть и оглядеться.<...> И грустно
и как-то сладко погружаться в прошлое».
У. В исполнении, какого инструмента
звучит пьеса?
Д.: Фортепиано
У.: Правильно. Молодцы!
У.: Сегодня, ребята, вы услышали,
как русский и итальянский композиторы
в своей музыке изображают картины природы.
Одинаково или по-разному они передают
настроение зимы? (Ответы детей)