Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

   И латал свой  колпачок хвойною иголкой.

 

2.Гному было много лет, он не удивлялся,

   Что колпак за  столько лет у него порвался.

   Ти – ла – ла, да ти – ла - ла он не удивлялся

   Что колпак за  столько лет у него порвался.

 

         3. От заплаток колпачок пестрый  был у гнома,

   Синий, красный, голубой, розовый зеленый.

   Ти – ла – ла, да ти – ла – ла пестрый был у гнома,

   Синий, красный, голубой, розовый зеленый.

 

4.Ну а гномик песню  пел на пеньке под елкой,

   И латал свой  колпачок хвойною иголкой

   Ти – ла – ла, да ти – ла - ла на пеньке под елкой

   И латал свой  колпачок хвойною иголкой.

 

Учитель:   Весельчаку очень понравилась песня, он согласен нам помочь. Давайте же скорее пойдем к колдунье.

Вот и речка пробежала,

И деревья нам поют,

Птицы, бабочки летают

Рады очень все они,

Что пришли мы в гости рано

К обитателям лесным!

( фоновая музыка  )

  1. Повторение изученного.

Учитель:   Но вот на встречу нам попалось кто-то очень страшный! Давайте прослушаем музыку русского композитора Анатолия Константиновича Лядова, который изобразил музыкальными красками это существо. Закройте глаза и попробуйте представить кого изобразил композитор.. (прослушивание песни кикимора)

Как вы думаете кого же изобразил композитор? (кикимору)

Какой был герой добрый или же наоборот злой?

Учитель:     Да ребята, вы правильно угадали- это была одна из сказочных героинь, которую зовут кикимора. ( картина кикимора)

По одним поверьям она живет за печкой, по другим в болоте, а наша кикимора живет в Каменных горах! С самого утра до позднего вечера, тешет кикимору кот Баюн (картинка кота), рассказывая ей сказки заморские.

Учитель:     Давайте послушаем еще раз музыку композитора Лядова Анатолия Константиновича.  Каким же он изобразил нашу кикимору. ( слушаем)

Какая кикимора? ( вредная, злая)

Как звучала музыка? (таинственно, тревожно. Резкие пронзительные звуки, то ли это крики птиц, то ли самой кикиморы).

Учитель:   Весельчак знает как прогнать злую кикимору, нам нужно позвать храброго батыра, который поможет нам победить. А чтобы позвать батыра, нам нужно спеть песню, какую песню вы знаете? (Салават батыр)

           Учитель:  А вы знаете кто такой Салават батыр?(Картинка Салавата Юлаева) ( это башкирский национальный герой- Салават Юлаев. Он храбро защищал свою родину, когда ей грозила опасность. Но кроме этого Салават Юлаев писал песни, стихи. Так же он возглавлял революционные востания, боролся за свободу башкир. И мы отмечаем  этот праздник 11 октября.)

Учитель:     Скажите, а вы где-нибудь уже слышали это имя- Салават Юлаев? ( Хоккейная команда РБ, не зря их название такое, ведь Салават был храбрым, сильным, мужественным, так и игроки)

                              Давайте же скорее вспомним ее и победим злую кикимору.

  1. Итог урока.

          Учитель:   Вот и появился наш батыр на славном коне и прогнал  кикимору. Теперь сказочная страна будет жить в мире и крепкой дружбе. Нам же пора прощаться и возвращаться. Давайте скорее сядем правильно и закроем глаза.

(звук самолета) 

                              И так ребята, сегодня на уроке  мы с вами отправились в  волшебную страну, что же мы  там делали?

                              Что вам запомнилось больше  всего?

                               С помощью муз.красок Лядов А.К. описал сказочного героя- кикимору.

Учитель:   Во время урока за активную работу вы получали жетоны, давайте же посмотрим, кто сегодня заработал жетоны. Молодцы! Я надеюсь, что в следующий раз, ребята у которых меньше жетонов, будут работать активней и получат много жетонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №10

Тема: «Музыка моего народа».

Цель: Ввести детей  в мир народных музыкальных инструментов, показать  их самобытность и место в жизни  русского человека, познакомить с приёмами исполнительского  развития в  народной музыке. 

 Задачи:

Обучающие

1. Учить различать тембры  музыкальных инструментов, запоминать  их названия.

2. Обучать  навыкам исполнения  музыки по несложным оркестровым  партитурам  используя музыкальные  инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, свирели, бубен ) .

3. Откликаться на изменение  характера музыки и средств  музыкальной выразительности различными  приёмами игры на музыкальных  инструментах.

Развивающие

1. Развивать у детей  тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.

2.Развивать у обучающихся  второклассников  осознание значимости  коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения  личного вклада каждого исполнителя.

3. Развивать их логическое  мышление, память, умение работать  в группе и индивидуально (музыкальное  лото-загадка).

Воспитательные

1.Через народное устное  творчество (сказку), формировать  интерес  к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать любовь  и уважение к традициям и  истории своей страны.

 

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.

 

Учитель: Здравствуйте ребята. (здравствуйте учитель) 

 

  1. Актуализация знаний.

 

Учитель:  Дорогие ребята, послушайте произведение «Полянка» , определите настроение и характер муз. произведения.

Скажите, как вы думаете, кто сочинил это музыкальное произведение?

   Русский народ – самый талантливый в мире .Сколько красивых песен сочинили русские люди, сколько придумали и смастерили музыкальных инструментов, а сколько волшебных русских сказок знаем мы с вами!

  1. Формулировка темы.

 

Учитель:  Сегодняшний урок мы с вами проведем с музыкальной сказкой, герои которой будут не совсем обычные- это музыкальные инструменты.

И называется она так: «Сказка про  то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».  Эта сказка  поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке  вы не только услышите сказку, но и  познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса.

 

3.Объяснение нового  материала.

 

 Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке  умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра  и  до позднего вечера  умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель -  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье   были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо   домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они  не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они  все вместе  до поры  до времени.

 

Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.  Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на  весёлое представление скоморохов.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  Были среди них  гусли и  балалайка.

 

Учитель: Умные и полезные вещи остались дома, но и до них,  доносились звуки  задорной  музыки  и весёлые  песни скоморохов, потешавших народ.

 

Учитель: Вскоре наступил вечер,  и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки,  в которой  жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи  решили поговорить с музыкальными инструментами.                            

 

«Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

«Весело живётся»,  - ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни  не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

Учитель: Тут в разговор вступили гусли.

 «За песни  да за  пляски весёлые любят нас на  Руси. Везде встречают, да привечают. Мы,  своей музыкой, людям радость  приносим!».

 «Ой!»,  - воскликнул  рожок.  «Как бы и нам,   хотелось  тоже всем людям радость  приносить».

«Так давайте  вместе с нами  по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели  гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи  стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

 

Учитель: С тех самых пор,   путешествуют они вместе  большой дружной семьёй.  И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

         Давно уже нет на свете  ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов  продолжает звучать   и  приносить радость всем, кто её слышит.

 

Учитель: А вы,  ребята, хотели бы  услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?

 

Учитель: А сказка наша  продолжается.  Не сразу научились музыкальным премудростям  в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты  разговаривают между собой  на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Если, музыкальный инструмент  не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится  красивой и  ладной

 

Учитель:  У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если  музыкант  будет играть по оркестровой партитуре  свою мелодию точно, то он не  будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.

 

Учитель: Музыканты - народ творческий. Каждый раз,  исполняя музыкальную мелодию,  они старались  немного изменить её, добавив в неё новые  музыкальные краски.  Для этого  они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполняли её  в разных регистрах.

Такое повторное исполнение мелодии  с  изменениями  в музыке, называется -  вариацией. 

 

Учитель: А теперь попробуем, с вами исполнить песню «Бравые солдаты», так как скоро у нас праздник посвященный дню защитника отечества.

Бравые солдаты с песнями идут 
А мальчишки следом радостно бегут. 
Эх! Левой! Левой! С песнями идут 
А мальчишки следом радостно бегут. 
 
Хочется мальчишкам в армии служить 
Хочется мальчишкам подвиг совершить. 
Эх! Левой! Левой! В армии служить 
Хочется мальчишкам подвиг совершить. 
 
Храбрые мальчишки нечего тужить 
Скоро вы пойдёте в армию служить. 
Эх! Левой! Левой! Нечего тужить 
Скоро вы пойдёте в армию служить. 
 
Будете границы зорко охранять 
Будете на страже Родины стоять. 
Эх! Левой! Левой! Зорко охранять 
Будете на страже Родины стоять.

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах