Методика 
«Несуществующее животное»
Выделяют 3 основных способа 
изображения (не считая «нулевого» уровня, 
когда рисуется реальное животное).
  - Новое существо собирается 
  из деталей реальных животных.
Этот способ характерен для 
рационалистического подхода к творческой 
задаче.
  - По образу и подобию существующих 
  животных создается целостный образ нового, 
  несуществующего животного (хотя оно может 
  отдалённо напоминать дракона, слонопотама или что-то еще). Этот тип изображения характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче.
- При собственно творческом 
  складе воображения создаётся абсолютно 
  оригинальное существо.
Такой способ изображения- и 
рациональный, и художественный, если 
у человека есть реальные творческие возможности. 
Разница между вторым и третьим способами 
конструирования состоит в том, что второй 
строится по стандартной схеме живого 
существа: голова с глазами, туловище, 
конечности, хвост, крылья…
Поэтому-то оно всегда более 
или менее похоже на что-то существующее.
Для каждого способа изображения 
выделяются уровни, соотносимые с уровнями 
общеинтеллектуального развития. Для 
рационалистического способа изображения 
существенна степень отклонения от реального 
образца. (Если скомбинированы элементы 
пяти животных, это, естественно, более 
сложное изобретение, чем собака с птичьим 
клювом). Для определения уровня художественного 
способа изображения выразительным критерием 
является степень своеобразия: несуществующее 
животное всегда что-то напоминает, и чем 
больше оно похоже на что-то существующее 
(в природе или в культуре) тем ниже уровень 
исполнения.
Уровень собственного творческого 
способа изображения определяет степень 
естественности. Если изображение слишком 
вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, 
сколько об оригинальничании: не о подлинных 
возможностях творчества, а о стремлении 
произвести впечатление.
Подчеркнутая человекообразность 
или роботообразность фигуры не существующего 
животного рассматривается как проявление 
неудовлетворенной потребности в общении. 
У подростков это явление почти нормальное: 
им положено иметь настолько высокую потребность 
в общении, что она почти никогда не бывает 
удовлетворена. 
Описание жизни образа несуществующего 
животного дает дополнительную информацию 
об интеллектуальном развитии ребенка. 
Так, все названные органы должны для чего-то 
служить. Разумеется, если орган особенно 
значим, то о сверхнагрузочной сфере ребёнок, 
скорее всего, умолит. Но такое нарочитое 
умолчание, уход от описания того, что 
явно изображено – показатель очень выразительной 
и, разумеется, не свидетельствующей о 
каких либо нарушений логики. Так, если 
о нарисованных рогах ничего не сказано, 
то ребенок, скорее всего, боится агрессии.
Ориентированность ребенка 
в реальности проявляется в том, хватает 
ли у изобретенного им существа всего, 
что необходимо для жизни; не забывает 
ли ребенок в рассказе об образе жизни 
животного о самых главных жизненных функциях, 
прежде всего – о питании ( о дыхании младшие 
школьники задумываются редко, о размножении 
тоже не обязаны заботится).
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Методика 
тест Г. Дэвиса
Тест-опросник Г. 
Дэвиса
  - Я думаю, что я аккуратен (тна).
- Мне интересно знать, что делается 
  в других классах школы.
- Я любил (ла) посещать новые 
  места вместе с родителями, а не один (одна).
- Я люблю быть лучше всех в чем-либо.
- Если у меня есть сладости, то 
  редко делюсь ими с кем-то ещё.
- Я очень переживаю, если работа, 
  которую делаю, не лучшая, не может быть 
  мною сделана наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит 
  вокруг, найти причину.
- В детстве я не был (а) заводилой 
  среди сверстников.
- Я иногда поступаю по-детски.
- Когда я хочу что-либо сделать, 
  то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими 
  и не могу работать один (одна).
- Я знаю, когда я могу сделать 
  что-либо по-настоящему хорошо.
- Если даже я уверен (а), что прав 
  (а), стараюсь менять свою точку зрения, 
  если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю, 
  когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
-  Я достигну известности, когда вырасту.
-  Я люблю смотреть на красивые вещи.
-  Я предпочитаю знакомые игры новым.
-  Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
-  Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
-  Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство. 
Ключ к опроснику:
Креативность в случае ответов 
(+) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19
и в случае ответов (-) по вопросам: 
1,3,5,11,13,14,15,18,20,21.
Сумма соответствующих ключу 
ответов указывает на степень креативности. 
Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих 
ключу ответов равна 15, то можно предположить 
наличие творческого воображения, способностей 
у отвечающих. Нужно помнить, что это еще 
не реализованные, «дремлющие» способности.
Смысл ответов:
  - Отношение к беспорядку;
-  Интерес к окружающему;
-  Готовность к риску, к неожиданному;
- Желание выделиться;
-  Альтруизм или эгоизм;
-  Недовольство собой ( самооценка);
-  Наличие любознательности;
-  Общительность;
-  Самостоятельность;
-  Инициатива, сила воли;
-  Индивидуализм или коллективизм ( интроверт или экстраверт);
-  Самооценка;
-  Независимость (или зависимость) увлечений;
-  Боязнь ошибки;
-  Наличие (или отсутствие) увлечений;
-  Жизненная установка;
-  Чувство красоты;
-  Стремление к новизне;
-  Рефлексия, способность к анализу;
-  Азартность или осмотрительность;
-  Исследовательская активность.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Методика 
«Вербальная фантазия»
В ходе рассказа фантазия ребенка 
оценивается по следующим признакам:
  - Скорость процессов воображения;
-  Необычность, оригинальность образов;
-  Богатство фантазии;
-  Глубина и проработанность (детализированность) образов;
-  Впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков 
рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный 
признак в рассказе практически отсутствует.
1 балл рассказ получает в том случае, 
если данный признак имеется, но выражен 
сравнительно слабо.
  - балла рассказ получает тогда, когда 
  соответствующий признак не только имеется, 
  но и выражен достаточно сильно.
Если в течении 1 минуты ребенок 
так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор 
сам подсказывает ему какой-либо сюжет 
и за скорость воображения ставит 0 баллов.
Если же сам ребенок придумал 
сюжет рассказа к концу отведенной на 
это минуты, то по скорости воображения 
ребенок получает оценку 1 балл.
Наконец, если ребенку удалось 
придумать сюжет рассказа очень быстро, 
в течении первых 30 секунд отведенного 
времени, или если в течении 1 минуты он 
придумал не один, а как минимум два разных 
сюжета, то по признаку «скорость процессов 
воображения» ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность 
образов расценивается следующим образом.
 Если ребенок просто пересказал 
то, что когда-то от кого-то слышал или 
где-то видел, то по данному признаку он 
получает 0 баллов. Если ребенок 
пересказал известное, но при этом внес 
в него от себя что-то новое, то оригинальность 
его воображения оценивается в 1 балл. И, наконец, 
в том случае, если ребенок придумал что-то 
такое, что он не мог раньше где-либо видеть 
или слышать, то оригинальность его воображения 
получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка 
проявляется также в разнообразии используемых 
им образов. При оценивании этого качества 
процессов воображения фиксируется общее 
число различных живых существ, предметов, 
ситуаций и действий, различных характеристик 
и признаков, приписываемых всему этому 
в рассказе ребенка.
Если общее число названного 
превышает 10, то за богатство фантазии 
ребенок получает 2 балла. Если общее 
количество деталей указанного типа находится 
в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков 
в рассказе мало, но в целом не менее 5, 
то богатство фантазии ребенка оценивается 
в 0 баллов.
Глубина и проработанность 
образов определяются по тому, насколько 
разнообразно в рассказе представлены 
детали и характеристики, относящиеся 
к образу (человеку, животному, фантастическому 
существу, объекту, предмету и т.п.), играющему 
ключевую роль или занимающему центральное 
место в рассказе. Здесь также даются оценки 
в трехбалльной системе.
0 баллов ребенок получает тогда, когда 
центральный объект его рассказа изображен 
весьма схематично, без детальной проработки 
его аспектов. 1 балл ставится 
в том случае, если при описании центрального 
объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине 
и проработанности образов ребенок получает 
в том случае, если главный образ его рассказа 
расписан в нем достаточно подробно, с 
множеством разнообразных характеризующих 
его деталей.
Впечатлительность или эмоциональность 
образов оценивается по тому, вызывают 
ли они интерес и эмоции у слушателя.
Если образы, использованные 
ребенком в его рассказе, малоинтересны, 
банальны, не оказывают впечатления на 
слушающего, то по обсуждаемому признаку 
фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если 
образы рассказа вызывают к себе интерес 
со стороны слушателя и некоторую ответную 
эмоциональную реакцию, но этот интерес 
вместе с соответствующей реакцией вскоре 
угасает, то впечатлительность воображения 
ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, 
если ребенком были использованы яркие, 
весьма интересные образы, внимание слушателя 
к которым, раз возникнув, уже затем не 
угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь 
эмоциональными реакциями типа удивления, 
восхищения, страха и т.п., то впечатлительность 
рассказа ребенка оценивается повысшему баллу — 
2.
Таким образом, максимальное 
число баллов, которое ребенок в этой методике 
может получить за свое воображение, равно 
10, а минимальное  0.
Для того чтобы в ходе прослушивания 
рассказа ребенка экспериментатору было 
легче фиксировать и далее анализировать 
продукты его воображения по всем перечисленным 
выше параметрам, рекомендуется пользоваться 
схемой, представленной в таблице. Ее надо 
готовить заранее, до начала проведения 
обследования.
По ходу рассказа ребенка в 
нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются 
оценки фантазии ребенка в баллах.
Выводы об уровне 
развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Методика 
«скульптура»
Ребенку предлагается набор 
пластилина и задание: за 5 мин смастерить 
какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается 
от 0 до 10 баллов.