Методика
«Несуществующее животное»
Выделяют 3 основных способа
изображения (не считая «нулевого» уровня,
когда рисуется реальное животное).
- Новое существо собирается
из деталей реальных животных.
Этот способ характерен для
рационалистического подхода к творческой
задаче.
- По образу и подобию существующих
животных создается целостный образ нового,
несуществующего животного (хотя оно может
отдалённо напоминать дракона, слонопотама или что-то еще). Этот тип изображения характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче.
- При собственно творческом
складе воображения создаётся абсолютно
оригинальное существо.
Такой способ изображения- и
рациональный, и художественный, если
у человека есть реальные творческие возможности.
Разница между вторым и третьим способами
конструирования состоит в том, что второй
строится по стандартной схеме живого
существа: голова с глазами, туловище,
конечности, хвост, крылья…
Поэтому-то оно всегда более
или менее похоже на что-то существующее.
Для каждого способа изображения
выделяются уровни, соотносимые с уровнями
общеинтеллектуального развития. Для
рационалистического способа изображения
существенна степень отклонения от реального
образца. (Если скомбинированы элементы
пяти животных, это, естественно, более
сложное изобретение, чем собака с птичьим
клювом). Для определения уровня художественного
способа изображения выразительным критерием
является степень своеобразия: несуществующее
животное всегда что-то напоминает, и чем
больше оно похоже на что-то существующее
(в природе или в культуре) тем ниже уровень
исполнения.
Уровень собственного творческого
способа изображения определяет степень
естественности. Если изображение слишком
вычурно, то речь идет не столько об оригинальности,
сколько об оригинальничании: не о подлинных
возможностях творчества, а о стремлении
произвести впечатление.
Подчеркнутая человекообразность
или роботообразность фигуры не существующего
животного рассматривается как проявление
неудовлетворенной потребности в общении.
У подростков это явление почти нормальное:
им положено иметь настолько высокую потребность
в общении, что она почти никогда не бывает
удовлетворена.
Описание жизни образа несуществующего
животного дает дополнительную информацию
об интеллектуальном развитии ребенка.
Так, все названные органы должны для чего-то
служить. Разумеется, если орган особенно
значим, то о сверхнагрузочной сфере ребёнок,
скорее всего, умолит. Но такое нарочитое
умолчание, уход от описания того, что
явно изображено – показатель очень выразительной
и, разумеется, не свидетельствующей о
каких либо нарушений логики. Так, если
о нарисованных рогах ничего не сказано,
то ребенок, скорее всего, боится агрессии.
Ориентированность ребенка
в реальности проявляется в том, хватает
ли у изобретенного им существа всего,
что необходимо для жизни; не забывает
ли ребенок в рассказе об образе жизни
животного о самых главных жизненных функциях,
прежде всего – о питании ( о дыхании младшие
школьники задумываются редко, о размножении
тоже не обязаны заботится).
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Методика
тест Г. Дэвиса
Тест-опросник Г.
Дэвиса
- Я думаю, что я аккуратен (тна).
- Мне интересно знать, что делается
в других классах школы.
- Я любил (ла) посещать новые
места вместе с родителями, а не один (одна).
- Я люблю быть лучше всех в чем-либо.
- Если у меня есть сладости, то
редко делюсь ими с кем-то ещё.
- Я очень переживаю, если работа,
которую делаю, не лучшая, не может быть
мною сделана наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит
вокруг, найти причину.
- В детстве я не был (а) заводилой
среди сверстников.
- Я иногда поступаю по-детски.
- Когда я хочу что-либо сделать,
то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими
и не могу работать один (одна).
- Я знаю, когда я могу сделать
что-либо по-настоящему хорошо.
- Если даже я уверен (а), что прав
(а), стараюсь менять свою точку зрения,
если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю,
когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
- Я достигну известности, когда вырасту.
- Я люблю смотреть на красивые вещи.
- Я предпочитаю знакомые игры новым.
- Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
- Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.
Ключ к опроснику:
Креативность в случае ответов
(+) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19
и в случае ответов (-) по вопросам:
1,3,5,11,13,14,15,18,20,21.
Сумма соответствующих ключу
ответов указывает на степень креативности.
Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих
ключу ответов равна 15, то можно предположить
наличие творческого воображения, способностей
у отвечающих. Нужно помнить, что это еще
не реализованные, «дремлющие» способности.
Смысл ответов:
- Отношение к беспорядку;
- Интерес к окружающему;
- Готовность к риску, к неожиданному;
- Желание выделиться;
- Альтруизм или эгоизм;
- Недовольство собой ( самооценка);
- Наличие любознательности;
- Общительность;
- Самостоятельность;
- Инициатива, сила воли;
- Индивидуализм или коллективизм ( интроверт или экстраверт);
- Самооценка;
- Независимость (или зависимость) увлечений;
- Боязнь ошибки;
- Наличие (или отсутствие) увлечений;
- Жизненная установка;
- Чувство красоты;
- Стремление к новизне;
- Рефлексия, способность к анализу;
- Азартность или осмотрительность;
- Исследовательская активность.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Методика
«Вербальная фантазия»
В ходе рассказа фантазия ребенка
оценивается по следующим признакам:
- Скорость процессов воображения;
- Необычность, оригинальность образов;
- Богатство фантазии;
- Глубина и проработанность (детализированность) образов;
- Впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков
рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный
признак в рассказе практически отсутствует.
1 балл рассказ получает в том случае,
если данный признак имеется, но выражен
сравнительно слабо.
- балла рассказ получает тогда, когда
соответствующий признак не только имеется,
но и выражен достаточно сильно.
Если в течении 1 минуты ребенок
так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор
сам подсказывает ему какой-либо сюжет
и за скорость воображения ставит 0 баллов.
Если же сам ребенок придумал
сюжет рассказа к концу отведенной на
это минуты, то по скорости воображения
ребенок получает оценку 1 балл.
Наконец, если ребенку удалось
придумать сюжет рассказа очень быстро,
в течении первых 30 секунд отведенного
времени, или если в течении 1 минуты он
придумал не один, а как минимум два разных
сюжета, то по признаку «скорость процессов
воображения» ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность
образов расценивается следующим образом.
Если ребенок просто пересказал
то, что когда-то от кого-то слышал или
где-то видел, то по данному признаку он
получает 0 баллов. Если ребенок
пересказал известное, но при этом внес
в него от себя что-то новое, то оригинальность
его воображения оценивается в 1 балл. И, наконец,
в том случае, если ребенок придумал что-то
такое, что он не мог раньше где-либо видеть
или слышать, то оригинальность его воображения
получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка
проявляется также в разнообразии используемых
им образов. При оценивании этого качества
процессов воображения фиксируется общее
число различных живых существ, предметов,
ситуаций и действий, различных характеристик
и признаков, приписываемых всему этому
в рассказе ребенка.
Если общее число названного
превышает 10, то за богатство фантазии
ребенок получает 2 балла. Если общее
количество деталей указанного типа находится
в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков
в рассказе мало, но в целом не менее 5,
то богатство фантазии ребенка оценивается
в 0 баллов.
Глубина и проработанность
образов определяются по тому, насколько
разнообразно в рассказе представлены
детали и характеристики, относящиеся
к образу (человеку, животному, фантастическому
существу, объекту, предмету и т.п.), играющему
ключевую роль или занимающему центральное
место в рассказе. Здесь также даются оценки
в трехбалльной системе.
0 баллов ребенок получает тогда, когда
центральный объект его рассказа изображен
весьма схематично, без детальной проработки
его аспектов. 1 балл ставится
в том случае, если при описании центрального
объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине
и проработанности образов ребенок получает
в том случае, если главный образ его рассказа
расписан в нем достаточно подробно, с
множеством разнообразных характеризующих
его деталей.
Впечатлительность или эмоциональность
образов оценивается по тому, вызывают
ли они интерес и эмоции у слушателя.
Если образы, использованные
ребенком в его рассказе, малоинтересны,
банальны, не оказывают впечатления на
слушающего, то по обсуждаемому признаку
фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если
образы рассказа вызывают к себе интерес
со стороны слушателя и некоторую ответную
эмоциональную реакцию, но этот интерес
вместе с соответствующей реакцией вскоре
угасает, то впечатлительность воображения
ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец,
если ребенком были использованы яркие,
весьма интересные образы, внимание слушателя
к которым, раз возникнув, уже затем не
угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь
эмоциональными реакциями типа удивления,
восхищения, страха и т.п., то впечатлительность
рассказа ребенка оценивается повысшему баллу —
2.
Таким образом, максимальное
число баллов, которое ребенок в этой методике
может получить за свое воображение, равно
10, а минимальное 0.
Для того чтобы в ходе прослушивания
рассказа ребенка экспериментатору было
легче фиксировать и далее анализировать
продукты его воображения по всем перечисленным
выше параметрам, рекомендуется пользоваться
схемой, представленной в таблице. Ее надо
готовить заранее, до начала проведения
обследования.
По ходу рассказа ребенка в
нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются
оценки фантазии ребенка в баллах.
Выводы об уровне
развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Методика
«скульптура»
Ребенку предлагается набор
пластилина и задание: за 5 мин смастерить
какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается
от 0 до 10 баллов.