Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:34, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день использование внеклассных уроков в школе являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования методов беседы о музыке и занятий в хоре как одного из видов коллективной творческой деятельности.
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству.
Низкий
- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;
- точное содержательное
высказывание ребенком об
- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;
- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;
- умение оценивать сам
процесс и результат
- достижение «пикового»
состояния в музыке и
- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;
- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;
- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;
- умение устанавливать
причинно-следственные связи
- при интерпретации
- отсутствует интерес
к восприятию музыкального
- восприятие и понимание
музыкальных образов
- способ анализа содержания
музыкального образа и средств
выразительности
- в познании музыкальных
образов речевые коммуникации
носят личностный характер, но
неадекватны содержанию
В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:
Из 16 человек – 23% детей с высоким уровнем музыкального вкуса, которые характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. 30,7% детей показали средний уровень музыкальных способностей. Большинство же ребят – 46,3%, были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы осуществлялось интенсивное приобретение учащимся знаний о средствах музыкальной выразительности, о музыкальном языке: расширение музыкально-слухового кругозора, приемы исполнения; развитие интереса к музыкальным произведениям.
В ходе обучающего этапа эксперимента, бесед о музыке, был разработан комплекс заданий творческого характера. Формами предъявления творческих заданий были:
а) анализ музыкальных произведений, ее музыкальных средств (лад, ритм, тембр и др.), жанровой специфике и т.д;
б) исполнение музыкальных произведений зарубежных, русских композиторов.
На обучающем этапе эксперимента для развития у учащихся познавательной активности, требовалось создание соответствующих условий обучения. Этому способствовало создание проблемных ситуаций, которые происходило различными способами: определение характера музыкальных произведений; анализ средств музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; подбор детских музыкальных инструментов к прослушанным произведениям; прохлопывание ритмического рисунка вокальных произведений; выразительная передача настроения во время исполнения песен.
Как видно из диаграммы, учащиеся, которые в полной мере смогли выполнить задание экспериментальных срезов: из 16 человек экспериментальной группы 46,1% справилась с заданием, выполнявших задания примерно на половину – 38,5%, а малая часть учащихся выполняла задания менее половины указанного объема – 15,4%. Кроме того в результате обработки полученных данных выяснилось следующее:
а) достаточно уверенно при анализе музыкальных произведений учащийся справляются с определением их основных средств музыкальной выразительности;
б) не вызывает затруднений у учащихся и определение жанров.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов
Значимость формирующего этапа эксперимента была обусловлена решением задач: способности оценить произведения музыкального искусства во время восприятия и выражения своих эмоций во время исполнения музыкальных произведений.
Именно качество усвоенных знаний: объем, системность, осмысленность, прочность, действенность и уровень владения умениями и навыками исполнения музыкальных произведений и стали основными показателями успешности обучающего эксперимента.
Важным показателем эффективности проводимой на обучающем этапе эксперимента работы явилось изменение уровня музыкальной культуры испытуемых, которые фиксировалось нами степенью способности понимания и пристрастия музыкальным произведениям в разных видах деятельности на внеклассных занятиях по музыке.
Таким образом, сопоставление данных, полученных по всем формам контрольных проверок (анкетирование, тестирование, творческие задания) подтвердило гипотезу нашего исследования.
Таблица № 4
Критерии и показатели эффективности формирования гармонично развитой личности
Критерии
Показатели
I. Музыкальный слух.
– Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.
– Владение широким диапазоном голоса.
– Слуховое внимание.
II. Музыкальная память.
– Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.
– Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.
III. Чувство ритма.
– Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
IV. Творческие навыки.
– Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.
– Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.
2.2 Проверка эффективности
беседы о музыке на
Беседа о музыке в системе музыкального образования строится на формировании музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки. Школьников необходимо научить эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных ими знаний, воспитывать потребность в слушательской деятельности.
Слушательская деятельность призвана содействовать:
а) развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и учебно-творческих способностей;
б) освоению музыкальных произведений и знаний о музыке;
в) овладению практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания;
г) воспитанию музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
В процессе слушательской деятельности формируются следующие представления:
– об образной природе музыкального искусства; о воплощении в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношений к природе, к жизни;
– о музыке народной и профессиональной; о композиторе — исполнителе — слушателе; о музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края;
– о выразительности и изобразительности в музыке; интонации и развитии в музыке; песенности, танцевальности, маршевости; основных средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад);
– о различных видах музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая); многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо);
– о певческих голосах (детские, женские, мужские); хорах (детский, мужской, смешанный); музыкальных инструментах; оркестрах (народных инструментов; духовом, симфоническом);
– о музыкальном искусстве в жизни страны: государственном музыкальном символе — Гимне России; музыкальных традициях родного края; важнейших событиях музыкальной жизни (конкурсы, фестивали и др.) [2, с.22 – 23].
Беседа о музыке не ограничивается только слушательской деятельностью. Как подчеркивает Д.Б.Кабалевский, уделявший в своей деятельности большое внимание данной форме приобщения школьников к музыкальному искусству, беседы о музыке могут включать в себя рассказ о музыке, ее исполнение на каком-либо инструменте, ответы на вопросы детей, пение любимых песен под аккомпанемент музыканта-педагога.
Вопрос о содержании и форме проведения бесед о музыке Д. Б. Кабалевский рассматривает в книгах «Как рассказывать детям о музыке?», «Ровесники: Беседы о музыке для юношества». При этом автор отмечает принципиальную разницу между уроками музыки и беседами о музыке.
Принципиальная разница между уроками музыки и беседами о музыке состоит в том, что для бесед характерны эпизодический характер занятий, свобода выбора содержания, а для уроков музыки – систематичность, следование определенной программе.
Общую направленность бесед о музыке Д. Б. Кабалевский формулирует следующим образом: «Каждую беседу о музыке саму по себе надо рассматривать как частицу накапливаемого опыта слушания музыки, как частицу нового ее познания и, следовательно, понимания» [13, с.77].
Д. Б. Кабалевский отмечает, что тематика бесед о музыке для детей и юношества практически не имеет границ, «особенно если представить себе, какие широчайшие горизонты открываются при рассмотрении музыки в ее сочетании с другими искусствами, с различными событиями истории человечества, короче говоря — во всех ее жизненных связях» [13, с.69].
Особое внимание придает Д.Б.Кабалевский совместному (музыканта-педагога и детей) обсуждению прослушанной музыки, подчеркивая, что «совместное обсуждение может дать лучший результат, чем высказывание безапелляционным тоном своих собственных убеждений» [13, с.78].
В своих книгах «Как рассказывать детям о музыке?» и «Ровесники» Д. Б. Кабалевский делится своим богатым опытом организации и проведения бесед о музыке и излагает собственные размышления, выводы, которые сделаны на основе многолетней работы. При этом композитор-педагог всякий раз не просто приводит какой-либо интересный пример, наблюдение, но и объясняет, в чем смысл обращения к нему. Например: «Юные слушатели гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включенные в программу, объединены какой-либо близкой им, интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соизмерять с общей темой. Надо ли говорить, насколько глубже такое восприятие в сравнении с тем, когда одно произведение слушается вслед за другим, "перебивая" друг друга без всяких сопоставлений, соизмерений, обобщений...» [13, с.70].
Ниже приведем пример знакомства детей младшего школьного возраста с циклом пьес – фантазией «Карнавал животных» Сен-Санса.
Карнавал животных
Цикл пьес «Карнавал животных» — одно из самых известных и популярных произведений Сен-Санса. «Большая зоологическая фантазия» — так назвал композитор «Карнавал животных». Сен-Санс не очень серьезно относился к этому произведению, и оно было исполнено всего два раза при жизни автора.
Кроме Лебедя, все персонажи на этом карнавале представлены композитором в шутливом, а порой даже карикатурном виде. За образами животных зачастую виделись человеческие характеры, которые они олицетворяют. Может быть, поэтому композитор не стремился публиковать и исполнять это произведение, слишком прозрачное для современников композитора? К тому же Сен-Санс имел репутацию «серьезного композитора» и он не очень хотел выглядеть несерьезно.
Фантазия композитора удивляет и свидетельствует об остроумии композитора: начиная с названия пьес, заканчивая составом музыкальных инструментов. Сен-Санс использовал довольно необычный инструментальный ансамбль в этом произведении: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон и челеста.
Все инструменты используются зачастую как солирующие и звучат так ярко, что для многих поколений любителей музыки «Карнавал животных» стал «путеводителем по музыкальным инструментам».
Тема: «Карнавал животных»
— Ребята, скажите, что такое карнавал? (Праздник, костюмированный маскарад).
— Действительно, карнавал — это костюмированный праздник в масках, и кто скрывается за ними, мы можем узнать лишь по характеру. Сегодня на карнавале будет много гостей: «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, и в каждой из них, кроме последней пьесы, появляется как минимум один герой. Обычно мы слушаем все пьесы с начала до конца. Но на карнавале — шумном, веселом и хаотичном — мы познакомимся с разными героями по фрагментам из пьес.
Информация о работе Роль внеклассных занятий по музыке в школе