Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:08, контрольная работа
Идеологический кризис в русском церковном пении, обозначившийся в последней четверти XIX века, явился закономерным результатом двухсотлетнего процесса, начавшегося в середине XVII века, когда произошел во многом насильственный слом православной певческой традиции.
Центральное противоречие кризиса рубежа XIX-XX веков заключается
в том, что с одной стороны – это был период высочайшего расцвета
певческого и церковно-композиторского искусства, о чем
свидетельствует анализ церковно-певческой практики этого периода.
свидетельствует анализ церковно-певческой практики этого периода.
С другой стороны, этот взлет в исполнительском и композиторском
церковно-певческом
искусстве отразил
трансформации богослужебного пения, что нашло отражение в
творчестве композиторов «нового направления», о чем
свидетельствует предпринятый нами анализ музыкально-духовных
циклов Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Использование
традиционных стилистических приемов древнерусского пения в
произведениях «новой» церковной музыки служит средством создания
художественного образа.
В результате церковное пение утрачивает свое основное свойство –
богослужебности, перестает быть молитвой, а становится
художественным образом молитвы. Этот процесс можно считать лишь одной из граней более всеобъемлющего и сложного процесса расцерковления жизни, сознания, быта, начавшегося в русском обществе в середине XVII века.