Взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование взаимоотношений государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий
Объект исследования - государственная и муниципальная власть .
Предмет - взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты взаимоотношений государственной и муниципальной власти 5
1.1 Органы государственной власти в Российской Федерации 5
1.2. Сущность и назначение муниципальной власти 13
1.3 Государственная и муниципальная власть в политической системе 19
2 Взаимоотношение государственной и муниципальной власти на примере Приморского края 25
2.1. Правовой анализ взаимоотношений государственной и муниципальной власти в Приморском крае 25
2.2. Оценка эффективности программ поддержки местного самоуправления 33
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

к383-1.docx

— 83.76 Кб (Скачать файл)

     Тема:  Взаимоотношение государственной  и муниципальной власти. Разграничение  полномочий

Содержание 

Введение 3

1 Теоретические аспекты   взаимоотношений  государственной  и муниципальной  власти 5

1.1 Органы государственной  власти в Российской  Федерации 5

1.2. Сущность и назначение  муниципальной власти 13

1.3 Государственная  и муниципальная   власть в политической  системе 19

2 Взаимоотношение  государственной  и муниципальной   власти на примере  Приморского края 25

2.1. Правовой анализ  взаимоотношений  государственной  и муниципальной   власти в Приморском  крае 25

2.2. Оценка эффективности  программ поддержки  местного самоуправления 33

Заключение 41

Список  использованной литературы 44 
 

 

     

     Введение

 

     Актуальность  темы  курсовой работы заключается в том, что в современных условиях происходит  активное переосмысление сущности управления развитием  России. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль института местного самоуправления. Требуется его  активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправного  партнера с органами государственной власти. Крайне важным является рассмотрение местного самоуправления как политического института, встроенного в общую систему политических структур, отношений и взаимосвязей. Муниципальная власть функционирует в сложной системе отношений и взаимосвязей с государственной властью, возникающих в политическом пространстве, поэтому    актуальным является исследование этих взаимоотношений. 

     Органы  местного самоуправления активно взаимодействуют с органами государственной власти, они испытывают на себе давление различных групп интересов, они могут становиться объектом влияния со стороны политических сил. Все это требует рассмотрения взаимоотношений государственной и муниципальной власти.

     Проблемы  взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий всегда привлекали  внимание исследователей. Истории развития местного самоуправления в нашей стране посвящены работы В.В. Еремяна, М.В. Федорова, Е.М. Ковешникова, Л.Ф. Лисарьковой, Е.Е. Некрасова, В.З. Черняка, А.Ю. Шутова и др.

     Юридические аспекты  взаимоотношений рассмотрены в работах А.С. Автономова, Н.А. Емельянова, М.А. Краснова, О.Е. Кутафина, А.Н. Писарева, В.В. Пылина, В.И. Фадеева П.И. Шлемина, Е.С. Шургиной и др.

     Несмотря на большое количество работ проблема взаимоотношений государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий, по-прежнему, актуальна.

     Цель  курсовой работы  - исследование взаимоотношений государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий

     Объект  исследования  - государственная и муниципальная власть .

     Предмет  - взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав,  заключения  и списка использованной литературы.

 

      1 Теоретические  аспекты  взаимоотношений  государственной и муниципальной власти

     1.1 Органы государственной власти в Российской Федерации

 

     Одна  из главных функций любой конституции  состоит в устройстве государственной власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека во взаимодействии.

     Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции  РФ. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций  и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня. И поскольку весь этот громадный вертикальный и горизонтальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает права человека, очень важно иметь ясное представление о том, что собой представляет орган государственной власти и чем он отличается от разного рода органов, организаций и учреждений, которые с конституционно-правовой точки зрения органами государственной власти не являются.

     Российская  Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

     Органы  государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

     Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

     Каждый  государственный орган наделен  государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

     Государственно-властные полномочия присущи всем органам  государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.

     Государственно-властные полномочия находят выражение в  компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

     Компетенция свойственна органу государственной  власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В то же время в структурах исполнительной власти существуют самостоятельные подразделения (например, Департамент морского транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органами исполнительной власти. Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

     Надо  сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают  не только органы государства, но и  органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.

     Каждый  государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).

     Каждый  государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     Каждый  государственный орган действует  в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст. 114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.

     Деятельность  органов государственной власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

     Каждый  государственный орган является составной частью единой системы  органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

     Вышеизложенное  дает основание сделать вывод  о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

     Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

     Из  названных черт органа государственной  власти видно, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение и т.д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и т.д., которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.

     Органы  государственной власти состоят  из выборных депутатов или назначенных  государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Такими являются Президент РФ, президенты республик и губернаторы (главы администраций) субъектов РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

     В своей совокупности государственные  органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно ст. 11 Конституции РФ, в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

     Единство  системы государственных органов  Российской Федерации обусловлено  тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

     Единство  системы государственных органов  Российской Федерации проявляется  в разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

     Единство  системы государственных органов  Российской Федерации усиливается  еще и тем, что ее составные  части сами образуют системы органов. Так, согласно ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий