Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

Содержание

Введение
3 – 4

1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10

2. Реформа ЖКХ
11 – 18

2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14

2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18

3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29

3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21

3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23

3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24

3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29

4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32

5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35

Заключение
36 – 37

Список использованной литературы
38 – 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая март.docx

— 159.72 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплинам:

Экономика муниципального хозяйства, Основы организации  муниципального хозяйства, Хозяйственное право, Занятость населения и рынок труда, Муниципальный менеджмент  

на  тему:

Жилищная  политика муниципального образования 

и механизмы ее реализации 

по  специальности 

080504.52  Государственное  и муниципальное  управление 

               
 
 
 

                 
                                Студент (ка)   группы ГУ-42

                                Мокеева Ю.А. __________________ 

                                Руководитель 

                Аветисова Т.Ю. _________________


 
 
 
 
 

Астрахань

2012

Содержание 

Введение 3 – 4
1. Жилищно-коммунальное  хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства 5 – 10
    1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
    1. Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
    1. Жилой фонд, его состояние и  структура, учет
8 – 10
2. Реформа  ЖКХ 11 – 18
2.1. Предпосылки  реформы, ее цели и задачи 11 – 14
2.2. Основные  направления и инструменты реализации реформы ЖКХ 14 – 18
3. Жилищная политика муниципального  образования 19 – 29
    3.1. Содержание  жилищной политики
19 – 21
    3.2. Социальные  стандарты в жилищной политике
21 – 23
    3.3. Инвестиции  в строительство жилья
23 – 24
    3.4. Организация  эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование  деятельности муниципального образования в жилищной сфере 30 – 32
5. Капитальное строительство и  решение жилищной проблемы г. Астрахани 33 – 35
Заключение  36 – 37
Список  использованной литературы 38 – 39

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Жилищная  политика является важнейшей составляющей экономической стратегии государства  в целом. Она позволяет решить комплекс задач по улучшению жизненных  условий граждан, социальному оздоровлению и стабилизации общества, созданию надежного инструмента накоплений и ликвидного обеспечения для внутренних и внешних инвесторов, направляющих свои ресурсы на развитие жилищной сферы.

      Современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на основную часть работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющую жилье в собственности в результате бесплатной приватизации, сделать новый акцент на решение жилищных проблем социально незащищенных групп населения.

      Развитие  рынка доступного жилья является одним из направлений работы. В нашей стране потребность улучшить свои жилищные условия испытывают десятки миллионов человек. Такая постановка вопроса получила живой отклик в обществе, об этом говорят публикации в средствах массовой информации, об этом говорят и данные опросов общественного мнения, и реакция со стороны участников жилищного рынка.

      Жилищная  политика занимает уникальное положение  в общей системе государственной стратегии и политики, поскольку, с одной стороны, затрагивает экономические интересы каждого гражданина, а с другой – находится в тесной связи с прочими направлениями социально-экономической политики государства.

      Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.

      Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
  • проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
  • рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

     Объектом  исследования в работе является жилищная политика, а предметом исследования – муниципальное образование «Город Астрахань».

     В работе мною были использованы следующие методы исследования:

  • системный подход, позволивший изучить основные элементы жилищной политики, методологию программного подхода, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные принципы и задачи, направления реализации программ по государственной поддержке в получении жилья; определить полномочия государства и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики;
  • структурно-функциональный метод (были изучены структура и функции системы жилищной политики);
  • сравнительный метод использовался в основном при анализе реализации целевых программ в Российской Федерации и муниципальном образовании «Город Астрахань»; применение нормативно-правового метода обусловлено необходимостью анализа нормативно правового материала, регламентирующие основы жилищной политики в России и г. Астрахани, а также долгосрочные приоритетные целевые программы государства.

      Нормативную базу работы составляют: Конституция  РФ, ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Жилищный кодекс РФ, Федеральная целевая программа «Жилище» на 2006-2010гг., Целевая программа города Астрахани «Переселение граждан г. Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006-2010гг.».

      Теоретическую базу работы составили труды таких авторов как: Воронин А.Г., Соколова Т.В., Тихонова Н.Е., а также материалы, полученные из Интернет-ресурсов.

      Научная новизна курсовой работы направлена на изучение новых направлений развития жилищной политики в рамках целевых программ, а также в стратегических перспективах разработанных органами местного самоуправления г. Астрахани.

      Курсовая  работа имеет практическую значимость, данные представленные в работе могут быть использованы в качестве материала для научно-исследовательских работ, выпускной квалификационной работе и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Жилищно-коммунальное  хозяйство – важнейшая составляющая         муниципального хозяйства

1.1. Муниципальное хозяйство  и особенности  его функционирования 

     Термин  «муниципальное хозяйство» отражает политико-правовое и экономическое своеобразие  исторически сложившейся городской общины. Говоря о понятии «муниципальное хозяйство», необходимо, прежде всего, понимать, что представляет собой «хозяйство». Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется деятельность.

     Исходя  из этого, муниципальное образование  можно определить, как совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования  хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

     Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области  производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственным  ресурсами, а от частного хозяйства  – общественным характером использования  результатов деятельности.

     Из  определения муниципального хозяйства  следует, что некоторое число  предприятий и учреждений, выполняющих  общественно значимые функции, нуждается  в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют  органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулированиях хозяйственных отношений не просто разделены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах компетенции, все предприятия, в том числе муниципальные, равны.1

     Основной  вид деятельности органов местного самоуправления – подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.

     Структуру муниципального образования достаточно легко обозначить, зная, что муниципальное образование – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей и интересов населения.

     Исходя  из этого, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства является роль и место элемента в реализации общественных потребностей. Можно выделить следующие элементы:

     – муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена  интересам населения муниципального образования;

     – иные предприятия и учреждения, чья  деятельность частично связана с  реализацией общественных интересов  населения муниципальных образований;

     – органы местного самоуправления.

     Роль  каждого из названных элементов  различна. Муниципальные предприятия  свои результаты, будь то прибыль или  конкретные товары (услуги), направляют на общественные нужды. Иные предприятия  и учреждения вынуждены участвовать  в реализации общественных интересов в силу нормативного либо общественного принуждения. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию – регулируют деятельность двух вышеназванных элементов в интересах населения муниципального образования.

     Ценность  такого выделения элементов муниципального образования состоит в том, оно  позволяет определить место и  роль каждого элемента в решении  вопросов местного значения, цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности, а также увидеть как строятся отношения между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения.

     В свою очередь, структура управления муниципальным образованием должна обеспечивать процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла, комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений, завершенность и поступательность развития.

     В соответствии с этим сформулированы и определены основные принципы, которые  обеспечивают и поддерживают функционирование муниципального образования. К их числу  можно отнести следующие.

     Принцип целевой ориентации муниципального образования – умение грамотно определять и устанавливать цели развития – наиболее важный и значимый элемент управления. Первичное определение целей и задач деятельности муниципального образования происходит при его формировании посредством определения его компетенции.

     Принцип горизонтального и вертикального  разделения функций – разграничение  их между органами и должностными лицами одного уровня, между иными структурами.

     Принцип комплексности важен для целостности  при построении структуры и требует  при анализе структуры исходить, прежде всего, из целостности той  или иной функции.

Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации