Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:35, контрольная работа
В последнее десятилетие в отечественной исторической науке одной из активно обсуждаемых проблем является история становления и развития земского самоуправления в России. История земства и земских учреждений многогранна и интересна. Земское самоуправление служило фактором сбалансированного решения местных проблем и своеобразным ростком демократических, гражданских начал в самодержавной России.
Введение……………………………………………………………………………3..
Глава 1. Подготовка земской реформы……………………………………………5
1.1. Предпосылки проведения земской реформы…………………………..5
1.2. История создания «Положения о губернских и уездных учреждениях»………………………………………………………………………..8
Глава 2. Земская реформа 1864 года: положения и особенности……………….10
2.1. Основные положения реформы………………………………………..10
2.2. Особенности Земской реформы………………………………………..14
Глава 3. Историческое значение Земской реформы……………………………...20
Список использованной литературы……………………………………………...28
Приложение…………………………………………………………………………29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Подготовка земской реформы………………………………………
1.1. Предпосылки проведения земской реформы…………………………..5
1.2. История создания
«Положения о губернских и
уездных учреждениях»…………………………
Глава 2. Земская реформа
1864 года: положения и особенности……………….
2.1. Основные положения реформы………………………………………..10
2.2. Особенности Земской реформы………………………………………..14
Глава 3. Историческое значение
Земской реформы……………………………...
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие в отечественной исторической науке одной из активно обсуждаемых проблем является история становления и развития земского самоуправления в России. История земства и земских учреждений многогранна и интересна. Земское самоуправление служило фактором сбалансированного решения местных проблем и своеобразным ростком демократических, гражданских начал в самодержавной России.
Долгое время интерес к истории земского самоуправления был утрачен. Это было связано с тем, что после октябрьской революции 1917 года, земства оказались в лагере политических и классовых противников советской власти. После 1918 года, когда органы земского самоуправления были заменены на местах Советами рабочих солдатских и крестьянских депутатов их стали рассматривать лишь как достояние самодержавного периода нашей истории.
Однако опыт современного российского государственного устройства и проблемы совершенствования уже существующих и действующих государственных и местных органов власти обусловили обращение историков и общественности к проблеме земств. Актуальность изучения проблемы очевидна, поскольку сегодня в России важное место занимает развитие институтов местного самоуправления как неотъемлемой части и фундамента гражданского общества и правового государства. В современных условиях без самоорганизации общества невозможно обеспечить высокие социальные стандарты, сформировать гражданское общество.
К изучению Земской реформы обращался ряд исследователей. Буржуазный общественный деятель А.А. Головачёв в своих полемических очерках «Десять лет реформ. 1861-1871гг» упрекал правительство в отсутствии осознанных общих начал государственных преобразований, в силу чего реформы 60-70-х годов оказались оторванными друг от друга и не связанными общей идеей. Противоположную точку зрения высказал академик В.П. Безобразов в работе «Земские учреждения и самоуправление» (М., 1874). Единственный путь к процветанию земства он видел в объединение его с государственным управлением.
Четырёхтомная монография Б.Б. Веселовского «История земства за 40 лет» в сравнении с указанными работами была значительным шагом вперёд в оценке роли земства, поскольку автор доказывал, что деятельность земских органов местного управления направляли в своих интересах господствовавшие в земстве помещики. В основу труда Б.Б. Веселовского была положена либеральная идея о прогрессивности земства, с преуспеванием которого автор связывал тогда успехи хозяйства и культуры в государстве.
Оценку земской реформе 1864 года дал и В.И. Ленин. В своих работах «По поводу юбилея», «Картинки жизни», «Либеральные земцы уже идут на попятный», «Откровенно» и многих других определил буржуазное содержание реформ 60-70-х годов XIX века и земской реформы в частности.
Данная тема в настоящее время получила освещение в ряде исследований. Говоря о земских выборах, необходимо назвать, прежде всего, работы Л. Е. Лаптевой1 и А. Ю. Шутова2. Ранее эти вопросы рассматривались также в работах В. Ф. Абрамова, В. В. Гармизы, М. А. Горловского, В. С. Дякина, П. А. Зайончковского, Л. Г. Захаровой, В. Г. Чернухи, М. М. Шумилова и многих других исследователей. Очевидно, в будущем следует ожидать появления новых научных трудов по данной тематике.
Цель работы – рассмотреть содержание, особенности и значение земской реформы 1864 года.
Для наиболее полного изучения темы в первой главе рассматриваются предпосылки проведения Земской реформы и история создания «Положения о губернских и уездных учреждениях», во второй главе – основные положения и особенности реформы, третья глава посвящена раскрытию её исторического значения.
Глава 1. Подготовка Земской реформы
1.1. Предпосылки проведения земской реформы
Земское управление начало складываться в середине XVI века. До Ивана Грозного управление на местах строилось путем назначения в конкретные территории (области) наместников, а в волости – волостелей. В ходе проведенной земской реформы власть была передана представителям сословий, выбранным из числа местного населения, – губным старостам в уездах развитого феодального землевладения, земским старостам в местах проживания крестьян и посадских людей.
Тогда земство получило распространение в основном на территориях черносошных крестьян и посадских городов. На остальной части России наместничество было заменено воеводским управлением3. Как видим, земская реформа Ивана Грозного направлена, прежде всего, на развитие элементов местного самоуправления.
В дальнейшем земские принципы формирования властных структур перенесены и на органы государственного управления. В стране возникли общенациональные сословно-представительные учреждения – Земские соборы. Так, в начале XVII в., в годы массовых народных движений, польской и шведской интервенций созывается «Совет всея земли». Его продолжением, по существу, стал Земский собор 1613 г., избравший на престол первого Романова – Михаила Федоровича.
В этом событии отразился исконный (восходящий еще к Новгородскому и Псковскому вече) принцип русского народовластия – правителя приглашало на власть собрание представителей различных слоев народа. Кстати, основатель династии Романовых осознавал свою зависимость от земских соборов. Не случайно, именно в его царствование они созывались часто. В XVII в. земские соборы состояли из большого числа выборных людей с мест. Но созывались и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди.
Представительство различных слоев населения в значительной мере зависело от степени экстренности созыва земского собора и характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Содержание работы и причины созыва земских соборов были разнообразны. На их заседаниях обсуждались важнейшие государственные проблемы – утверждение на престоле или избрание царя, время правления и формы работы различных органов власти, введение новых налогов или изменение прежних. К их компетенции относились и вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для его содержания.
К концу XVII в. деятельность соборов как органов государственного управления отмирает. Это связано с утверждением абсолютизма и удовлетворением требований дворянства и части посадских людей, получивших права и льготы от царской власти. На смену земским соборам приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа.
Александр II, освободив крестьян от крепостной зависимости, решил возродить земство в новой форме – только как институт местного всесословного самоуправления.
Сразу же после отмены крепостного права, крестьянское общественное устройство в сельской местности (по Положению 1861 г.) представляло собой сословные волости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Должности крестьянского общественного управления замещались по выбору на три года. Сельский сход и сельский староста составляли сельское общественное управление. Сход выбирал сельских должностных лиц, решал дела о пользовании общинной землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, земских и мирских денежных сборов и т.п. Сельский староста наделялся обширными полномочиями как по делам общественным, в пределах компетенции сельского общественного управления, так и административно-полицейским (охрана общественного порядка, безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль). В отсутствие сельского старосты решения сельского схода считались незаконными.
Для контроля крестьянского управления и разрешения возможных недоразумений между крестьянами и помещиками «Положением о губернских и уездных по крестьянским делам учреждения» учреждались должности мировых посредников, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия4. На должность мировых посредников избирались местные потомственные дворяне-помещики, удовлетворяющие определенным имущественным условиям.
Волостное и сельское самоуправление при таких условиях развития не получило. Основным недостатком крестьянского самоуправления было сохранение сословного принципа в его формировании. Органы крестьянского общественного управления находились под двойным контролем, как со стороны местных учреждений по крестьянским делам, основной состав которых формировался из помещиков, так и со стороны судебно-административных органов, представители которых одновременно замещали должности по крестьянскому управлению.
Массовое недовольство
крестьян своим положением, осознание
местным дворянством
1.2. История создания «Положения о губернских и уездных учреждениях»
Изучение источников показывает, что начало законодательного развития в создании земского самоуправления было положено в конце 1850-х годов XIX века и было связано с предстоящей отменой крепостного права в 1861 году. Подготовка к реформе диктовала необходимость совершенствования государственного устройства царской России.
Примечательным было то, что единой концепции на дальнейшее развитие государства не было ни среди политических деятелей, ни среди правоведов. Сами понятия «самоуправление» и «государство» находились в состоянии изучения в юридической науке. Идея Монтескье о необходимости в государстве разделять власть на законодательную, судебную и исполнительную в этот период оставалась неосуществимой. «Лишь в 1864 году, с изданием Судебных Уставов императора Александра II, судебная власть была отделена от законодательной и исполнительной, и поручена целой системе судебных органов, с Сенатом во главе5».
Во второй половине XIX века сформировалось несколько школ, изучающих государственное право и рассматривающих теорию самоуправления. Первую школу представляли Сергеевич В.Н.6 и Владимирский-Буданов М.Ф. Основными идеями этих авторов были представления о Российском государстве как о незыблемой монархии и о самоуправлении как надклассовом институте.
Второе направление, давшее последователей, возглавлялось Чичериным Б.Н7. Он многократно развивал мысль о «служебном», то есть подчиненном характере всякого самоуправления по отношению к государству.
Третью школу создал Градовский А.Д8. Он проводил идею об «органическом единстве власти и народа», связующим центром которой было бы самоуправление.
Как видно, в теоретическом плане было много разночтений, но, еще не родившись, будущее земство или, правильнее сказать, мысли о земстве способствовали серьезной перестройке в сознании политиков, ученых, государственных деятелей.
25 марта 1859 года губернаторам
было разослано постановление
обсудить необходимость
Затем 23 октября 1859 года правительство царской России выступило с инициативой составить проект преобразования губернского управления. Выполнение такой задачи было возложено на комиссию о губернских и уездных учреждениях под председательством Милютина Н.А., а затем Валуева П.А. Работа этой комиссии, в конце концов, привела к созданию юридического документа, провозгласившего учреждение земств.
Наконец, 15 марта 1862 года
в Совет Министров был
Глава 2. Земская реформа 1864 года: положения и особенности
2.1. Основные положения реформы
1 января 1864 года было
принято «Положение о
Все места, ведавшие до 1864 года делами о земских повинностях, общественном призрении, народном продовольствии (квартирные комитеты, дорожные комиссии, комиссии народного продовольствия, больничные советы), упразднялись. Из ведения дворянского самоуправления изымались все дела, относящиеся к местному хозяйству губерний и уездов.