Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа
В конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления. Республика Беларусь, в свою очередь, также имеет в своей структуре органы местного самоуправления. Местное самоуправление, наряду с местным управлением, выступает в данном случае одним из элементов государственного механизма, являясь самоуправляющейся структурой. Оно предоставляет гражданам право на автономию своего рода в решении некоторых вопросов, актуальных для определенной территориальной единицы, но при этом взаимодействуя с иерархически иными структурами, реализуя тем самым принцип единства и децентрализации власти.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ......…. 5
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ........... . 11
Раздел 2.1 Местные Советы депутатов. . . . . . . . . . . . ………........ 11
Раздел 2.2 Органы территориального общественного
самоуправления. …………………………………… …...16
Раздел 2.3 Иные формы местного самоуправления…............ ..… 20
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….………………………….......... . 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….……. . 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ. . . . . . . .......... …. . 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ......…. 5
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ........... . 11
Раздел 2.1 Местные Советы депутатов. . . . . . . . . . . . ………........ 11
Раздел 2.2 Органы территориального общественного
самоуправления. …………………………………… …...16
Раздел 2.3 Иные формы местного самоуправления…............ ..… 20
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ….…………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….……. . 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ. . . . . . . .......... …. . 34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы.
В конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления. Республика Беларусь, в свою очередь, также имеет в своей структуре органы местного самоуправления. Местное самоуправление, наряду с местным управлением, выступает в данном случае одним из элементов государственного механизма, являясь самоуправляющейся структурой. Оно предоставляет гражданам право на автономию своего рода в решении некоторых вопросов, актуальных для определенной территориальной единицы, но при этом взаимодействуя с иерархически иными структурами, реализуя тем самым принцип единства и децентрализации власти.
Объектом исследования данной курсовой работы является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые характеризуют органы местного самоуправления в Республике Беларусь, отражают и регулируют их систему и правовой статус.
Предметом исследования курсовой работы являются непосредственно органы местного самоуправления, их понятие, система и компетенция.
Цель исследования состоит в том, чтобы, на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы данной курсовой работы, то есть проанализировать понятие, систему и компетенцию местного самоуправления, дать им общую характеристику.
Задачи исследования предопределяются целью исследования, а именно:
Характеристика источников для написания курсовой работы.
Данная тема достаточно глубоко освещена как отечественными, так и зарубежными авторами, в различных учебных пособиях таких авторов, как Василевич, Г. А., Демичев, Д. М., Кивель, В. Н., Кодабович, В. А., Курак, А. И., Масловская, Т. С., монографии Гавриленко, В. Г. и другой учебной литературе.
Однако теоретическим фундаментом
все же является определенный перечень
нормативных актов, регулирующий вопросы
местного самоуправления. Прежде всего,
это Конституция Республики Беларусь,
Закон «О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь», «О статусе депутата
местного Совета депутатов», « О республиканских
и местных собраниях».
Также при подготовке были использованы
комментарии к нормативным правовым актам,
для более доступного разъяснения их положений.
Проблематика в области анализа источников
заключается в необходимости исследования
авторами особенностей нового Закона
« О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь», акцентируя внимание
на нововведениях.
При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы:
Структура курсовой работы обусловлена целью исследования, вытекающими из нее задачами и состоит из оглавления, введения, основной части, представленной тремя главами и тремя разделами к ним, в которых соответственно рассматриваются понятие местного самоуправления, его система и компетенция, а также из заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
С тех пор как существуют государства, людей постоянно волновали вопросы о соотношении местного самоуправления с местным управлением, о роли центральной власти в решении местных задач. Развитие этого вопроса привело к понятию о местном самоуправлении [4, c.3].
Теоретические основы местного самоуправления были разработаны еще идеологами буржуазной революции, связывающими его природу и роль с идеями выборности властей и самоуправления общим [13, c. 132].
В современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением [1, c. 222].
Местное самоуправление представляет неотъемлемый атрибут демократического, социального, правового государства, является способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных дел, а на этой основе – повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения [6, c. 99]
Самоуправление – это самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественных объединений и трудовых коллективов. Оно предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия с иерархически иными структурами с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории [8, c. 216].
По словарю Ожегова, С. И. и Шведовой, Н. Ю., самоуправление – это внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-либо организации, коллективе [20, c. 695].
В большинстве стран самоуправление – это категория конституционного и муниципального права и используется обычно в конституционно-правовом регулировании, особенно в таких понятиях как «народное самоуправление» и «местное самоуправление». Вместе с тем в ряде стран вопросы местного самоуправления регулируются нормами административного права [7, c.293].
Понятие «местное самоуправление» рассматривается как одно из неотъемлемых коллективных прав населения соответствующей территории и отражает сложное и многообразное явление, становление и развитие которого неразрывно связано с историческими, политическими, этническими, культурными особенностями и традициями территории [7, c. 292].
Высказываются различные точки зрения относительно понятия местного самоуправления: одни авторы утверждают, что оно является частью деятельности государства, другие полагают, что это общественная деятельность граждан в рамках той или иной территории [2, c. 741].
Например, Гавриленко определяет местное самоуправление как форму организации и деятельности граждан для самостоятельного решения (непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы) социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения [5, c. 144].
Современная юридическая форма понятия местного самоуправления нашла свое закрепление как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве значительного числа государств [14, c. 242 - 243].
Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы [1, c. 222].
В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [3].
Основными признаками Местного самоуправления выделяют:
Легальное определение понятия
«местное самоуправление» дано в статье
1 Закона «О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь»: Местное самоуправление
- форма организации и деятельности населения,
проживающего на соответствующей территории
(далее, если не указано иное, - граждане),
для самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые им органы социальных,
экономических и политических вопросов
местного значения исходя из общегосударственных
интересов и интересов граждан, особенностей
развития административно-
Главной целью местного самоуправления в Республике Беларусь является решение актуальных социальных, экономических, политических и культурных проблем местного значения для повышения уровня и качеcтва жизни населения [16, c. 177]
К основным принципам местного самоуправления в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в республике Беларусь» относятся следующие:
В соответствии со статьей 117 Конституции Республики Беларусь местное самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Законодательством не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О местном управлении и самоуправлении в республике Беларусь», иными законами республики Беларусь, а также декретами и указами Президента Республики Беларусь [16, c. 178].
Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные, например старосты).
Местное самоуправление также осуществляется через местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах [16, c. 178].
Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя Республики Беларусь, одной из форм осуществления власти народа [7, c. 297].
Развитие местного самоуправления
способствует решению современных экономических,
политических и культурных вопросов местного
значения исходя из интересов населения
данной административно-
В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ними задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением [2, c.741].
В результате вышесказанного можно подчеркнуть, что наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы. В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Также в Республике Беларусь
существует легальное определение понятия
«местное самоуправление», которое дано
в статье 1 Закона «О местном управлении
и самоуправлении в республике Беларусь»:
Местное самоуправление - форма организации
и деятельности населения, проживающего
на соответствующей территории (далее,
если не указано иное, - граждане), для самостоятельного
решения непосредственно или через избираемые
им органы социальных, экономических и
политических вопросов местного значения
исходя из общегосударственных интересов
и интересов граждан, особенностей развития
административно-
Информация о работе Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие, система, компетенция