Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа
Актуальность исследования: перемены, происходящие в современном мире и российском обществе, активно воздействуют на систему образования, требуют от неё мобильности и адекватного решения задач переживаемого периода. В этой связи, актуализируется потребность в изменении структуры и качества образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров. Развитие системы непрерывного профессионального образования педагогов ставится в качестве одной из приоритетных задач в документе, определяющем сущность современной государственной образовательной политики "Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года".
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ШКОЛЬНЫХ УИТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Проблемы профессионализма педагогов современной школы……………………………………………………………………………………..8
1.2. Содержание, цели и функции повышения квалификации педагогов…………………………………………………………………………………14
2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1. Система повышения квалификации педагогов в РФ: организация, структуры и формы……………………………………………………………………………………18
2.2. Основные результаты и проблемы повышения квалификации педагогов в средней общеобразовательной школе № 53………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………………..28
2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1. Система повышения квалификации педагогов в РФ: организация, структуры и формы.
В России разработка подходов к оказанию профессиональной помощи учителям и их социальной поддержке началась в первой половине XIX в. Наиболее ранней формой, направленной на повышение профессионального уровня учителей, явились педагогические советы, созданные при каждой гимназии Уставом 1828 г. К настоящему моменту в системе повышения квалификации России появилась широкая сеть различных образовательных услуг. Осуществляется частичный переход на многоуровневую и вариативную систему повышения квалификации учителей, принятую во многих развитых странах. Принятие Федеральной программы развития образования до 2005 г., Национальной доктрины образования РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. свидетельствует о начале полномасштабной модернизации российского образования.
Однако наблюдаются трудности и противоречия, тормозящие процесс развития системы повышения квалификации учителей. К ним следует отнести:
- несоответствие материальных
и финансовых ресурсов
- низкую эффективность
функционирования системы
- демократизацию и гуманизацию образования на фоне снижения социальной защиты учителя со стороны государства;
- сокращение численности
педагогических кадров в
Выделим основные формы повышения квалификации.
Согласно п. 41 Типового
положения повышение
- с отрывом от работы;
- без отрыва от работы;
- с частичным отрывом от работы;
- по индивидуальным формам обучения.
Также в качестве формы повышения квалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образования в различных научно-практических конференциях. Здесь у них есть порой уникальная возможность узнать о новых образовательных тенденциях, результатах психолого-педагогических исследований и т.п., которые они могут использовать в своей педагогической деятельности. На конференциях часто ученые имеют разные точки зрения, занимают разные позиции, формулируют разные теоретические положения. И участники могут что-то принимать, а что-то нет, с чем-то соглашаться, а с чем-то поспорить (при этом может разворачиваться и внутренний диалог). Как правило на таких конференциях выступает достаточно большое количество компетентных людей, профессора, видные ученые. Здесь менее жесткие рамки, чем на специально организованных курсах по повышению квалификации, что в свою очередь требует от педагога уже сформированного понимания того, что это надо ему лично (хотя конечно это требуется и на курсах повышения квалификации).
В России разработка подходов к оказанию профессиональной помощи учителям и их социальной поддержке началась в первой половине XIX в. Наиболее ранней формой, направленной на повышение профессионального уровня учителей, явились педагогические советы, созданные при каждой гимназии Уставом 1828 г. К началу 20-х гг. ХХ в. в России сложились следующие основные организационные формы повышения квалификации учителей и других педагогических работников: съезды, курсы, конференции, совещания, обмен опытом, взаимное посещение уроков, педагогические советы.
К настоящему моменту в системе повышения квалификации России появилась широкая сеть различных образовательных услуг. Осуществляется частичный переход на многоуровневую и вариативную систему повышения квалификации учителей, принятую во многих развитых странах. Своеобразной формой повышения квалификации, осуществляемой при университетах, являются так называемые независимые консультативные группы. Они рассчитаны на учителей, обладающих достаточно богатым практическим опытом и способных заниматься самообразованием. Также учителя могут повысить свою квалификацию в таких учебных заведениях как:
- Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)
- ГБОУ ДПО Свердловской области Институт развития образования (ИРО)
- МУ ИМЦ Екатеринбургский Дом Учителя
- Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ-СИНХ)
- АНО "Учебно-методический центр Арсенал образования"
- УГТУ-УПИ имени первого президента Б.Н.Ельцина ( факультет повышения квалификации преподавателей и профессиональной переподготовки)
2.2. Основные результаты и проблемы повышения квалификации педагогов в средней общеобразовательной школе № 53
Для повышения профессионального роста педагогов в школе создаются необходимые условия. Одно из них – представление возможности для своевременного профессионального роста педагогов, которое организуется с учетом потребностей, возникших при реализации инновационных проектов, внедряемых в школе. Основные направления деятельности методической службы школы в решении вопроса профессионального роста педагогического коллектива можно обозначить следующим образом: «повышение квалификации» и «переподготовка».
МАОУ СОШ №53 основана в 1934 году. В данной школе высококвалифицированные педагоги, которые стараются идти на встречу своим ученикам, мотивируют их в участии различных общеобразовательных программ. Основными формами повышения профессионального уровня педагогов стали: курсы ПК, участие педагогов в городских педагогических чтениях, участие в организации и проведении тематических семинаров, круглых столов и мастер-классов. Опыт деятельности педагогов, в том числе инновационной, ежегодно представляется в различных научно-методических изданиях районного, городского и областного уровней. С 1995 года педагогический коллектив школы № 53 работает над проблемой территориальной доступности условий качественного вариативного (в том числе профильного) образования в микрорайоне Компрессорный, обеспечивающих возможности выявления и развития одаренности каждого школьника. Также можно посмотреть организационную структуру школы (прил.1).
1995-2005 – реализация Концепции и Программы развития «Адаптивная школа: Развитие условий профильного и вариативного образования в микрорайоне «Компрессорный»». Результатом завершения десятилетней работы явилось значительное расширение сети качественных образовательных услуг в соответствии с выявленными потребностями детей, что позволило школе после успешного лицензирования и аттестации повысить статус - от ординарного образовательного учреждения до Школы с углубленным изучением предметов естественнонаучного профиля. Так, впервые в 2005 году в микрорайоне Компрессорный появилась школа, ориентированная на реализацию образовательных программ повышенного профильного уровня;
2006-2010 – освоение Программы развития «Организация профессионально-развивающей среды педагогического коллектива как условие развития одаренности учащихся микрорайона Компрессорный».
В 2007 году по результатам участия Школы № 53 в Конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, Программа развития получила Грант Президента РФ в один миллион рублей.
В практику работы школы внедряются оптимальные формы эффективного обучения учащихся, что позволяет успешно решать главную задачу повышения качества образования: сохранение и развитие единого образовательного пространства школы, а также сохранение преемственности при переходе учащихся с одной ступени образования на другую.
К числу несомненных достижений школы за период реализации программы стоит отнести:
- рост количества педагогов
и учащихся, вовлеченных в
- устойчивые высокие результаты, демонстрируемые выпускниками на ГИА, ЕГЭ.
Педагогические работники имеют следующие трудовые и социальные права и гарантии:
1. право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;
2. право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
3. повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4. ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется законодательством Российской Федерации;
5. длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;
6. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7. иные трудовые и социальные гарантии и компенсации, установленные действующим законодательством.
Миссия школы - получение основного и общего (полного) среднего образования каждым учеником на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. Содействие ученику в адаптации к условиям реальной жизни, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, района Основные целевые ориентиры Образовательной программы: создание условий для повышения качества общего образования, его практической направленности для развития индивидуальных способностей каждого ученика. Адаптивная школа ориентирована на диалог различных образовательных моделей, использование педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения. Целью является - выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Повышение квалификации работников школы является важным фактором, обеспечивающим повышение качества образования учащихся. Сведения об образовании и квалификации педагогических работников (прил.2). На начало 2011-2012 учебного года все педагоги школы прошли курсовую подготовку по повышению уровня предметной компетенции, ознакомлению с основными тенденциями развития образования в целом, повышения уровня владения информационно-коммуникативными технологиями обучения учащихся. В школе работает 9 педагогов, имеющих стаж работы свыше 15 лет, 4 педагога – стаж работы 5 лет.
В 2011-2012 учебном году 3 члена педагогического коллектива прошли обучение по программе переподготовки педагогических кадров два человека – осваивают подобные программы в настоящий момент времени (выход на защиту диплома в декабре 2012 года). Повышение квалификации через курсовую подготовку прошли 11 педагогов. 4 педагога прошли обучение через малые формы (семинары). В течение года отказались от заявленной курсовой подготовки 5 педагогов. Данный опыт является неприемлемым, т.к. ведет за собой возможность срыва реализации образовательной программы при некомплектовании групп слушателей.
Всего повышение квалификации в 2011-2012 учебном году в школе № 53 прошли 15 педагогов, что составляет 39,8 % от общего числа педагогических работников школы. Это на 50,7 % ниже в сравнении с прошлым годом.
Курсовая переподготовка педагогов осуществлялась в образовательных учреждениях:
- ИРРО
- УрГПУ
- Педагогический университет «Первое сентября», Москва.
Педагоги проходили обучение как в очной, так и в заочной форма. Тематика осваиваемых программ разнообразна: это менеджмент, содержание образования, итоговая аттестация, образовательные технологии, психолого-педагогическое сопровождение различных категорий учащихся.
Кроме того, три педагога школы осуществляют получение высшего или среднего профессионального образования. Два педагога обучаются в магистратуре при УрГПУ. Проблемным аспектом повышения квалификации является отсутствие в ОУ системы мониторинга использования материалов курсовой подготовки и распространения опыта, полученного в ходе таковой, среди педагогов школы.
Система методической работы в школе постоянно развивается через применение новых форм и методов работы с педагогами. Если учесть несоответствие оборудования в кабинетах новым современным требованиям, неудовлетворённость оснащением современной техникой, переход на новые ФГОС, то становится очевидным необходимость принятия новых организационных решений, развитие существующих отношений в новых условиях.
Основными проблемами являются:
Опираясь на положительный воспитательный потенциал, администрация школы и педагогический коллектив ставит своей задачей воспитание у подрастающего поколения любви к малой родине, патриотизма.
Рассмотрим кадровый состав школы:
Качество образования школы.
Результаты 2011-2012 учебного года по показателю «отсев учащихся»: