Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:39, реферат
Переход экономики страны к рынку и формированию рыночных отношений требует динамичного и сбалансированного развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортную инфраструктуру. В настоящее время транспортная инфраструктура выдвинулась и заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование экономики страны, стала важнейшим условием ее дальнейшего развития и вхождения регионов в мировое хозяйство. Вместе с тем характерной особенностью транспортной инфраструктуры в течение последних лет стал ее экономический кризис из-за транспортной зависимости страны, физического и морального износа материально-технической базы, диспропорций и неравномерность размещения и развития ограниченности выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного механизма функционирования и управления. Транспортная инфраструктура, являясь важным фактором вывода экономики страны из экономического кризиса, из-за недостаточного уровня развития и размещения стала фактически сдерживающим фактором развития экономики. Транспортная инфраструктура в рамках любого региона должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую транспортную инфраструктуру, которая полностью удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах.
Введение 2
1. Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры 3
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры 3
1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры 6
1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой. Пути их решения 9
Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области 12
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры 12
2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения 20
Заключение 25
Список используемой литературы 26
15. Понятие транспортной инфраструктуры в муниципалитете. Виды транспортной инфраструктуры. Закон баланса видов; действие закона необходимой и достаточной обеспеченности муниципалитета и их взаимосвязь.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными
услугами - одна из самых сложных задач городского хозяйства. Транспорт предъявляет
соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности.
Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна (спальные
районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха
и т.д.), что обусловливает
сложности при организации
В последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения и
автосервисе возросла роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде
загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с экологией и
безопасностью дорожного движения.
Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают такие службы,
входящие в состав транспортного комплекса, как транспортные парки (автобусные,
трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы
автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети,
подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т.п.
Важную роль в жизни города играют объекты инфраструктуры транспорта:
железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.
Введение
Актуальность проблемы исследования.
Переход экономики страны к рынку
и формированию рыночных отношений
требует динамичного и
Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
4. Охарактеризовать транспортную
инфраструктуру Тюменской
5. Выделить проблемы
Объектом данной работы является Тюменская область, а предметом транспортная инфраструктура.
1. Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры
Инфраструктура - термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и.т.п.).
В советской экономической
науке Инфраструктура делится на
две группы: производственную и непроизводственную
(социальную). В первую группу включаются
отрасли Инфраструктура, непосредственно
обслуживающие материальное производство:
железные и шоссейные дороги, водоснабжение,
канализация и пр. Во вторую группу
включаются отрасли, опосредованно
связанные с процессом
Двойственный характер Инфраструктура
превратил проблему её создания из
технической в социальную, а развитие
государственно-
Транспорт — совокупность
средств, предназначенных для
Транспорт – важнейшая
составная часть экономики
Транспорт — важная составная
часть экономики России, так как
является материальным носителем между
районами, отраслями, предприятиями. Специализация
районов, их комплексное развитие невозможны
без системы транспорта. Транспортный
фактор оказывает влияние на размещение
производства, без его учета нельзя
достичь рационального
Важное значение транспорт
имеет и в решении социально-
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо огромное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.
Транспорт создает условия
для формирования местного и общегосударственного
рынка. В условиях перехода к рыночным
отношениям роль рационализации транспорта
существенно возрастает. С одной
стороны, от транспортного фактора
зависит эффективность работы предприятия,
что в условиях рынка напрямую
связано с его
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Основными задачами на сегодняшний
день являются ликвидация транспортной
недостаточности, повышение
Прогресс капиталистического
производства невозможен без машинного
транспорта. К. Маркс в своих трудах
раскрывает значение транспорта для
экономики капиталистического общества
и подчеркивает важные характерные
стороны транспорта как отрасли
человеческой деятельности. «Кроме добывающей
промышленности, земледелия и обрабатывающей
промышленности,— пишет он,—
существует еще четвертая отрасль
материального производства, которая
в своем развитии тоже проходит различные
ступени производства: ремесленную,
мануфактурную и машинную. Это
— транспортная промышленность, все
равно, перевозит ли она людей
или товары». Следует обратить
внимание на то, что транспорт назван
отраслью материального производства,
хотя он самостоятельно не создает
новых материальных ценностей. Чтобы
понять, почему К. Маркс отнес транспорт
к материальным отраслям производства,
нужно обратиться к его фундаментальному
труду «Капитал», где сказано
следующее: «Во всяком процессе производства
большую роль играет перемещение
предмета труда и необходимые
для этого средства труда и
рабочая сила — например, хлопок
перемещается из кардного отделения
в прядильное, уголь поднимается
из шахты нагора». Это значит, что
без транспорта невозможно ни одно
производство и что транспорт
представляет собой органический элемент
самого производства. Действительно, нельзя
произвести продукцию ( изделие), не передвигая
предмет обработки, т. е. сырье, заготовку,
полуфабрикат, например, от станка к
станку, с одного участка на другой,
из цеха в цех данного предприятия.
И эти перемещения
1.2 Нормативно-правовая база
системы регулирования
Создание нормативной
правовой базы транспортной деятельности,
соответствующей складывающимся в
России социально-экономическим
Законодательной базой для
разработки государственной транспортной
политики, включая стратегию развития
транспорта в целом и его отдельных
отраслей, являются Конституция Российской
Федерации, Гражданский кодекс Российской
Федерации, Налоговый кодекс Российской
Федерации, Бюджетный кодекс Российской
Федерации, другие нормативные правовые
акты, регулирующие общественные отношения,
а также подзаконные
За последние годы Министерством транспорта Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспортной отрасли России.
В области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:
· «О безопасности дорожного движения»;
· «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;
· «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В области гражданской авиации:
· Воздушный кодекс Российской Федерации».
В области морского и речного транспорта:
· «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»;
· «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»
· «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
· «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Кроме того, ратифицирован
целый ряд международных
Вместе с тем значительная часть действующих на отдельных видах транспорта нормативных актов не в полной мере соответствуют, проводимым в государстве экономическим преобразованиям, связанным с развитием рыночных отношений, изменением форм собственности, и вызывает необходимость изменения правовой базы, регламентирующей работу транспортной отрасли.
Одним из главных условий дальнейшего развития транспортной системы является создание нормативной правовой базы транспортной сферы, отвечающей складывающейся социально-экономической ситуации, и ее постепенная гармонизация с правовыми нормами, действующими в странах ЕС, для обеспечения дальнейшей интеграции России в европейскую и мировую транспортную систему.