Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта – высоких показателей здоровья людей.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение состояния и развития системы здравоохранения г.о. Самара.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Роль и место здравоохранения в системе отраслей муниципальной экономики…………………………………………………………………………….4
1.1. Роль и значение здравоохранения как отрасли общественного здоровья населения …………………………………………………………………………….4
1.2. Уровень доступности и качество оказания медицинской помощи в г.о. Самара ……………………………………………………………………………….14
2. Анализ состояния и уровня развития системы здравоохранения городского округа Самара……………………………………………………………….............18
2.1. Динамика медико-демографических показателей населения г.о.Самара ….18
2.2. Развитие сети учреждений здравоохранения ……………………………….22
3. Перспективы развития здравоохранения……………………………………….29
3.1. Приоритетный национальный проект Здоровье и его реализация в г.о. Самара ……………………….....................................................................................29
3.2. Модернизация системы здравоохранения в г.о. Самара………37 Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние и развитие здравоохранения.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

     С начала реализации Проекта проведены дополнительная диспансеризация и углубленные медицинские осмотры более 830,8 тыс. работающим гражданам. Запланированные на эти цели средства в федеральном бюджете 616,6 млн. рублей израсходованы на оплату труда медицинских работников и закупку расходных материалов, необходимых для диспансеризации. Среди осмотренных граждан наиболее часто встречаются болезни эндокринной, мочеполовой, сердечно-сосудистой систем, активно выявляются злокачественные новообразования.

     Особое  внимание уделяется улучшению оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерному  наблюдению детей первого года жизни. По программе «Родовой сертификат»  в учреждения здравоохранения перечислено  
за 4 года более 1,1 млрд. рублей. Это позволило повысить заработную плату медицинским работникам службы, закупить оборудование и обеспечить дополнительно медикаментами беременных женщин, рожениц и родильниц.

     Проведена дополнительная диспансеризация 13,7 тыс. пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По результатам диспансеризации детям с отклонениями в состоянии здоровья разработаны индивидуальные планы лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий с учетом группы здоровья, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, как на уровне Самарской области, так и на федеральном уровне. Полученные 24,6 млн. рублей из федерального бюджета израсходованы на оплату труда медицинских работников и закупку расходных материалов, необходимых для диспансеризации.

     Важнейшими  направлениями развития отрасли  в рамках национального проекта  на ближайшие годы следует считать  мероприятия, направленные на снижение смертности от предотвратимых причин и, в первую очередь, среди трудоспособного населения.26

     В 2009 году на открытие ресурсного центра по профилактике табакокурения и  оказанию помощи в отказе от курения, организацию школ общественного  здоровья с видеолекторием на базе Самарского областного центра медицинской профилактики, изготовление и размещение социальной рекламы по проблемам формирования здорового образа жизни и другие мероприятия (ремонт помещений центров здоровья и подготовку медицинских кадров для работы в этих центрах) израсходовано 6,7 млн. рублей из консолидированного бюджета.

     Для обеспечения эффективной работы центров изданы: приказ минздравсоцразвития  Самарской области от 7.07.2009 № 1316 «Об организации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Самарской области» и соответствующие приказы муниципальных районов,.

     Придя в центр здоровья, человек сможет оценить состояние своего здоровья, например, содержание никотина в крови, холестерина, степень ожирения. Каждый специалист поможет составить индивидуальную программу оздоровления, оптимизировать физическую активность и программу питания.

     Центры  не ставят задачу лечить больных, их цель - мотивация людей к внимательному  отношению к собственному здоровью, а также советы относительно здоровым людям. Таким образом, впервые создаются медицинские центры не для лечения, а для предупреждения заболеваний.

     В соответствии с постановлением Правительства  РФ № 1157 в 2010 году Самарской области  из федерального бюджета предоставляется  субсидия в размере 10,46 млн. рублей на софинансирование расходных обязательств области, связанных с закупкой медицинского стоматологического оборудования для центров здоровья, как уже созданных, так и создаваемых в текущем году центров здоровья для детей.

     В рамках софинансирования этого направления Проекта с 2010 года начал реализацию I этап областной целевой программы «Формирование здорового образа жизни у населения Самарской области на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 6 октября 2009 № 478 с финансированием 5 млн. рублей из областного бюджета ежегодно.

     Дальнейшее  развитие профилактического направления  в сфере здравоохранения в 2010-2012 годах предусматривает не только выполнение всех ранее обозначенных мероприятий Проекта, но и включение региона к участию в новых направлениях Проекта.

     Реализация  намеченных планов с учетом дальнейшего  развития приоритетного национального  проекта «Здоровье» позволит улучшить качество, доступность медицинской  помощи и обеспечить поступательное развитие здравоохранения для сохранения здоровья жителей Самарской области.

     За 2010 год в рамках ПНП Здоровье подготовлено 112 специалистов по вопросам профилактики заболеваний.

     В здравоохранении Самарской области  на 01.01.2011 года работало: 721 врач общей практики; 464 врача-терапевта участковый; 610 врачей-педиатров участковых; 1008 медицинских сестер врачей общей практики; 592 медицинских сестры врачей-терапевтов участковых; 645 медицинских сестер врачей-педиатров участковых.

     За 2010 год получили выплаты 1798 врачей и 2246 медицинских сестер – в размере 427,266 млн. руб. – из Федерального бюджета, 64,140 млн. руб. – из бюджета области.

     В здравоохранении Самарской области  на 01.01.2011 года работает: 1865 специалистов (врачи, фельдшера и медицинские сестры) скорой медицинской помощи; 581 специалист (фельдшера, акушерки и медицинские сестры) фельдшерско-акушерских пунктов.

     В 2009-2010 годах в Самарской области  созданы и оснащены 4 центра здоровья для детей и 12 центров – для  взрослого населения.

     Иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа было привито: против гепатита В – 160346 чел.; против краснухи – 13557 чел.; против гриппа – 940000 чел.; против полиомиелита – 132312 чел. против дифтерии, коклюша, столбняка – 287609 чел.; против кори и эпидемического паротита (дети) – 66129 чел.; против кори (взрослые) – 600 чел.; против туберкулеза – 41754 чел.

     На  обследование, лечение и профилактические мероприятия против туберкулеза  в 2010 году в Самарской области  выделено 29,509 млн. руб. – из Федерального бюджета и 119,363 млн. руб. – из областного бюджета.

     За 2010 год в федеральные специализированные медицинские центры для получения  высокотехнологичной медицинской помощи населению были направлены 4231 житель Самарской области (в 2010 году планировалось лечение 3996 чел.). За счет средств областного бюджета пролечено 4513 чел. (в 2010 году планировалось лечение 4513 чел.). 
 

    3.2. Модернизация системы здравоохранения в г.о. Самара

     Программа модернизации здравоохранения направлена на совершенствование инфраструктуры отрасли (кадры и материально-техническое оснащение медицинских организаций), оптимизацию технологических процессов (медицинских, кадровых, финансовых и информационных) и является комплексом социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованным по ресурсам, исполнителям, срокам реализации.27

     Программа разработана в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации» и иными правовыми актами Российской Федерации и определяет цели, принципы, задачи и основные направления деятельности по модернизации системы здравоохранения.

     Реализация  программы направлена на решение  следующих основных задач:

     Задача 1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений – проведение капитального ремонта; оснащение оборудованием:

     - Реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения субъекта Российской Федерации, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории субъекта Российской Федерации, сети и структуры учреждений здравоохранения с выходом на количество учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности (в сравнении с действующей сетью).

     - Приведение материально-технической базы указанных учреждений здравоохранения (включая завершение строительства ранее начатых объектов, оснащение оборудованием, проведение текущего и капитального ремонта) в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи.

     Задача 2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранении:

     - Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота.

     - Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.

     Задача 3. Внедрение стандартов оказания медицинской  помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, а том числе  предоставляемой врачами – специалистами:

     - Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России.

     - Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет обязательного медицинского страхования расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.

     - Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

     - Обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала.

     - Подготовка к включению с 2013 года в территориальные программы обязательного медицинского страхования дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.28

      За реализацию мероприятий Программы отвечает министерство   здравоохранения  и социального развития Самарской области.

      Реализация Программы  осуществляется совместно с Правительством  Самарской области, министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, органами местного самоуправления. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области заключает соглашения о взаимодействии по реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения с органами местного самоуправления.

      Средства, поступившие на реализацию Программы из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляются на совершенствование организации медицинской помощи по видам заболеваний, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования. За счет бюджетных ассигнований бюджета Самарской области осуществляются мероприятия, направленные на модернизацию учреждений, оказывающих социально-значимые виды медицинской помощи. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение мероприятий Программы.

      При необходимости внесения изменений в Программу в ходе ее реализации, как в части изменения необходимых объемов финансирования, так и в части изменения состава основных мероприятий Программы или перечня получателей финансовых средств, перечня организаций, в которых будут реализовываться мероприятия Программы, министерство здравоохранения  и социального развития Самарской области обеспечивает разработку проекта соответствующего нормативного  правового акта.

     Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленных бюджету Самарской области на реализацию Программы, средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области и областного бюджета Самарской  области.29

     Финансовое обеспечение настоящей Программы за счет средств областного бюджета и средств бюджетов муниципальных образований в течение срока действия Программы не подлежит уменьшению без внесения изменений в Программу в установленном порядке.

     Объем субсидии из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2396-р, имеет целевое назначение и не может быть использован на другие цели.

Информация о работе Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)