Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:43, реферат
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую
актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.
1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической
ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной
ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов
административного правонарушения.
сравнительный анализ соответствующих положений административного и
уголовного законодательств.
Как следует из определения
административного
обязательных признаков его является наличие вины правонарушителя (право
регулирует только волевое поведение людей и рассчитано на ситуации, где у
человека есть выбор поведения).
При этом законодательство различает административные правонарушения
совершенные умышленно и совершенные по неосторожности, хотя виновность
деяния присутствует в обоих случаях.
Административное правонарушение признается совершенным
умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер
своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и
желало их или сознательно допускало их наступление.
Административное правонарушение признается совершенным по
неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность
наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но
легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело
возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их
предвидеть.[5]
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности
на основании законодательства об административной ответственности,
действующего во время и по месту совершения правонарушения.
[6]
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные
правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на
правонарушения, совершенные до издания этих актов.
Акты, устанавливающие или
усиливающие ответственность
правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на
основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела
о правонарушении.[7]
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть
освобождено от административной ответственности, если с учетом характера
совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно
применить меру общественного воздействия.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган
(должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от
административной
[8]
Не подлежит административной ответственности:
- лицо, не достигшее
к моменту совершения
правонарушения 16-летнего возраста;
- лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами,
устанавливающими административную ответственность за административные
правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то
есть для устранения опасности, угрожающей государственному или
общественному порядку,
государственной или
правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта
опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими
средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем
предотвращенный вред;
- лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными
актами, устанавливающими административную ответственность за
административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой
обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка,
государственной или общественной собственности, прав и свобод граждан,
установленного порядка управления от противоправного посягательства путем
причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения
пределов необходимой обороны;
- лицо, которое во время совершения противоправного действия либо
бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать
себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической
душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия
или иного болезненного состояния.[9]
Полный перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об
административном правонарушении дан в ст.227 КоАП РСФСР).
2.4. Виды административных
взысканий. Наложение
Административное взыскание - это мера административной ответственности,
применяемая к правонарушителю за совершение административного правонарушения.
Цели административного взыскания:
- воспитание правонарушителя в духе соблюдения законов и уважения к
правопорядку;
- предупреждение совершения
новых правонарушений
- предупреждение совершения
правонарушений другими лицами.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие
административные взыскания:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом
административного
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом
административного
-
лишение специального права,
(права управления
эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);
- исправительные работы;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица
без гражданства. [11]
По отношению к должностным лицам действующее законодательство
предусматривает только два вида административных взысканий: предупреждение
и штраф (в тех случаях, когда правонарушение связано с выполнением
должностным лицом его служебных обязанностей).
Законами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме
вышеперечисленных, виды административных взысканий.
Например, Таможенный кодекс Российской Федерации (ст.242)
предусматривает следующие виды взысканий, налагаемых за нарушения
таможенных правил:
- предупреждение;
- штраф;
- отзыв лицензии
или квалификационного
органом России на осуществление определенных видов деятельности,
предусмотренных Таможенным кодексом;
- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся
непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и
транспортных средств со специально изготовленными тайниками,
использованными для перемещения через таможенную границу России с
сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения
таможенных правил;
- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся
непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и
транспортных средств со специально изготовленными тайниками,
использованными для перемещения через таможенную границу России с
сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения
таможенных правил;
- конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,
являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
Административные взыскания подразделяются на взыскания, которые могут
применяться только в качестве основных, и на взыскания, которые могут
применяться в качестве как основных, так и дополнительных взысканий.
В качестве как основных, так и дополнительных административных
взысканий могут применяться:
- возмездное изъятие предмета,
- конфискация предмета,
- административное выдворение.
Прочие административные взыскания КоАП РСФСР могут применяться только в
качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть наложено либо
одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание.
[12]
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в
письменной форме или
(в предусмотренных
оформляется иным установленным способом.
Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия, как и
прочие основные административные взыскания. В частности, предупреждение
может иметь значение для квалификации правонарушения как повторного, то
есть, если лицо, получившее предупреждение за административное
правонарушение, в течение года со дня его получения совершит новое
административное
для применения более строго административного взыскания за новое
правонарушение.
Устное предупреждение и устное замечание не являются административным
взысканием и не влекут отрицательных правовых последствий.
[13]
Наиболее распространенным административным взысканием, предусмотренным
почти за все виды административных правонарушений, является штраф.
Штраф - это денежное взыскание, налагаемое за административные
правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об
административных
Штраф выражается в величине, кратной одной из следующих величин:
- минимальному размеру месячной оплаты труда (взятому без учета районных
коэффициентов), установленному законодательством на момент окончания или
пресечения административного правонарушения (в дальнейшем обозначается как
МРОТ);
- стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества;
- размеру незаконного дохода, полученного в результате административного
правонарушения.
Штраф может быть установлен в пределах:
- от 0,1 до 100 МРОТ;
- от 0,1 МРОТ до величины,
равной 10-кратной стоимости
утраченного, поврежденного имущества;
- от 0,1 МРОТ до величины, равной 10-кратному размеру незаконного дохода,
полученного в результате
административного
В исключительных случаях, в связи с выполнением обязательств, вытекающих из
международных договоров, и особой необходимостью усиления административной
ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в
большем размере.[14]
В ряде статей КоАП РСФСР штраф установлен не в МРОТ, а в твердой
сумме (в фиксированной сумме, выраженной в рублях). При применении таких
статей производится перерасчет размера штрафа в соответствии с Законом РФ от
Информация о работе Административная ответственность как один из видов юридической ответственности