Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

Также возможен вычет  на ребенка в четырехкратном размере, т.е. вычет на ребенка в двойном  размере по двум основаниям (один из родителей на ребенка – инвалида или на ребенка, учащегося очной  формы обучения – инвалида 1 или 2 группы). Вычет не применяется, начиная с месяца, в котором доход налогоплательщика с начала года превысит 280 000 р. Ранее данный предел был значительно меньше и составлял 40 000 р.

В случае начала работы налогоплательщика  не с первого месяца налогового периода  налоговые вычеты, имеющие ограничения по доходу, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты; сумма полученного дохода подтверждается соответствующей справкой [26.С. 163].

2. Профессиональные налоговые вычеты. В соответствии с таблицей Б2 налогоплательщики реализуют право на получение данных вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту. При его отсутствии вычеты предоставляются налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика одновременно с подачей им декларации по итогам налогового периода.

3. Социальные налоговые вычеты. В соответствии с таблицей В3 вычеты предоставляются налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика одновременно с подачей им подтверждающих документов и налоговой декларации по окончании налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, т.е. в пределах 120 000 руб. До 2009 г. данного предела в налоговом законодательстве не наблюдалось [20.С.89].

4. Имущественные вычеты по НДФЛ. Имущественный налоговый вычет может быть получен налогоплательщиком только в отношении расходов, произведенных за счет его собственных средств. Произведенные налогоплательщиком расходы должны быть документально подтверждены. Данный вычет может быть связан с покупкой или с приобретением жилья. Размер вычета зависит от срока в течении которого имущество находилось в собственности. Если имущество находилось в собственности более трех лет, то вычет предоставляется в сумме дохода, полученного при продаже имущества, т.е. налог не образуется. Если менее трех лет, то вычет по недвижимому имуществу составляет 1 000 000 руб., а по иному имуществу -не более 250 000 руб. вычет, связанный с приобретением недвижимости предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 000 000 руб. Однако, ранее, 2 000 000 предел был в половину меньше и составлял 1 000 000 р.

По данному налогу установлены определенные виды ставок. С 1 января 2001 г. ст.224 НК РФ были установлены 3 пропорциональные ставки налога - 13, 30, 35%. Затем была установлена дополнительная ставка в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, а также в отношении доходов в виде процентов по облигациям.

 В настоящий момент времени по налогу на доходы физических лиц установлены следующие налоговые ставки: 13%, 35%, 30%, 15%, 9%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 тыс. руб.;

- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте – исходя из 9% годовых;

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ,  на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

До 2009 г. 35%  облагались также еще доходы в виде страховых выплат по договорам добровольного страхования.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

 Налоговая ставка  устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

 Налоговая ставка  устанавливается в размере 9% в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Ко всем остальным  видам доходов, являющимся объектом налогообложения  применяется налоговая ставка в размере 13%.

Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется отдельно по каждой группе доходов, для которых предусмотрены различные налоговые ставки, при этом сумма налога по каждой группе доходов определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля исчисленной налоговой базы [32.С.654].

Существуют два способа исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц – у источника выплаты дохода и на основании налоговой декларации.

При первом способе ведения  учета доходов, расчет налоговой  базы из сумм налога, а также удержание  налога с доходов налогоплательщика  и его перечисление в бюджетную систему РФ производятся источниками выплаты доходов, которые именуются налоговыми агентами.

При втором способе уже  сам налогоплательщик ведет учет полученных им доходов, определяет налоговую  базу и сумму налога. Он также  самостоятельно уплачивает исчисленный им налог [5.С.46].

Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить исчисленную сумму налога. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Существуют спорные моменты в отношении удержания и перечисле6ния налоговыми агентами сумм налога.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Данные лица именуются налоговыми агентами.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе [42.С.55].

 Исчисление и уплату налога отдельными категориями физических лиц производят следующие налогоплательщики:

- физические лица, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Данные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. При этом существуют спорные моменты в отношении исчисления такими налогоплательщиками сумм налога.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны уплачивать авансовые платежи. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

 В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации [11].

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

  В случае прекращения предпринимательской деятельности или прекращения выплат до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

В налоговых декларациях  физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением доходов, источники  их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода [4.С.59].

 Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации (форма 1- НДФЛ, Налоговая карточка).

 Налоговые агенты  представляют в налоговый орган  по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (справка о доходах), установленной ФНС России. Форма 2-НДФЛ заполняется на основании сведений, содержащихся в Налоговой карточке. Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога [3.С. 79].

Таким образом, налогообложение доходов физических лиц осуществляется через подоходный налог. Родоначальницей подоходного налога с физических лиц является Великобритания, там данный налог появился еще в конце XVIII века.

Если в настоящее  время в некоторых иностранных  государствах налог на доходы с физических лиц занимает первое место среди доходных статей бюджета, то в нашей стране только третье. Это объясняется тем, что в России в настоящее время уровень доходов большинства категорий населения все еще остается достаточно низким.

 Также следует отметить, что регулирование налоговых доходов является инструментом, предназначенным для выравнивания доходов региональных бюджетов и обеспечения этих бюджетов доходами на исполнение переданных им функций. Серьезное преимущество регулирующих доходов по сравнению с финансовой помощью заключается в том, что регулирующие налоги и сборы непосредственно связаны с налоговой базой конкретного субъекта федерации, кроме того, технически, зачисление регулирующих доходов гораздо проще получения, например, дотации. Если нормативы отчислений от регулирующих налогов и сборов закреплены на постоянной основе, то частично решается проблема самостоятельности регионального бюджета. Доходная часть минимальных региональных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом РФ доходных источников.

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета