Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в формировании национального дохода – налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Согласно ст.8 НКРФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

1 Теоретические основы прямых налогов

 

1.1 Сущность  и понятие прямых налогов

 

Решающее значение в  доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в формировании национального дохода – налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.

Налог как основная форма  доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Согласно ст.8 НКРФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход (заработную плату, прибыль, проценты) или имущество налогоплательщика (землю, строения, ценные бумаги). В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Следует отметить, что  прямые налоги непосредственно связаны  с характеристикой налогоплательщика  и взимаются соответственно в  зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей ему собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений [6, с. 37].

Прямые налоги зависят  и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика. При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога.

Прямые налоги обеспечивают государству устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т.п.)

Так же к достоинствам прямого налогообложения относится  то, что прямые налоги в большей  степени соразмеряются с платежеспособностью  налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.

Как ранее отмечалось, в настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.

Основные преимущества прямого налогообложения состоят  в следующем:

  1. Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
  2. Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
  3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Такой принцип налогообложения  большинством экономистов мира считается  наиболее справедливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные —  прямая форма налогообложения  требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Контрольные — контроль  поступления прямых налогов требует  существенного расширения налогового  аппарата и разработки современных  методов учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские — прямые  налоги связаны с возможностью  уклонения от уплаты налогов  из-за несовершенства финансового  контроля и наличия коммерческой  тайны.

4. Бюджетные — прямое  налогообложение требует определенного  развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Также к недостаткам  можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Социально-экономическая  сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени присущие прямым налогам.

Одна из основных функций  — фискальная. Реализация данной функции  направлена на обеспечение государства  и местного самоуправления финансовыми  ресурсами [16, с. 332].

Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция  налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов — физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

Налоги влияют на уровень  и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.[17, с. 23-24]

При использовании налоговых льгот для смягчения социального неравенства проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов  неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

 

1.2 Классификация  прямых налогов

 

Выделяют 2 категории  прямых налогов:

1) налоги на доходы

2) налоги на источники  доходов.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой  налоги, налоги на доходы от денежных капиталов  на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследств к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.

Каждый из этих видов  налогов, в свою очередь, распадается  на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться: а) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, б) на движимые имущества.

По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги.

Первые назначаются  в определенной сумме с целой  группы плательщиков, а эти последние  распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается  сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или губерниями, потом между более мелкими административными делениями и, наконец, между отдельными плательщиками.

Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.

Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным  плательщикам.

В настоящее время  раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции.

Окладные или долевые  налоги взимаются с каждого плательщика  в отдельности.

Окладной способ взимания налогов требует более сложной  организации, но зато он дает возможность  достигнуть большей равномерности  в обложении.

 

1.3 Характеристика прямых налогов

 

Согласно статье 17 НК РФ существуют следующие элементы налогов:

1. Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а  именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях  при установлении налога в  акте законодательства о налогах  и сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении  сборов определяются их плательщики  и элементы обложения применительно  к конкретным сборам.

К прямым налогам относятся:

  • Налог на доходы физических лиц;
  • Единый социальный налог;
  • Налог на прибыль организации;
  • Водный налог;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес;
  • Налог на имущество организации;
  • Земельный налог.

 

1) Налог на доходы физических лиц.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговыми резидентами  признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Информация о работе Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета