НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить эффективность налога на доходы физических лиц в России и выработать рекомендации по повышению эффективности его взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на доходы физических лиц в период рыночных реформ;
оценена роль и значение налога в доходах бюджетов различных уровней;
проанализирован существующий порядок уплаты налога на доходы физических лиц;
проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на доходы физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
проанализирована контрольно-экономическая работа инспекции ФНС;
оценены возможности применения опыта стран ближнего и дальнего зарубежья по подоходному налогообложению физических лиц;
показаны основные направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

НДФЛ курсовая работа.docx

— 119.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Таблица 1.2. Шкала ставок подоходного налога с доходов, полученных после 1.01.1999г.

Доходы

Ставка в федеральный бюджет

Ставка в бюджеты субъектов  РФ

1

2

3

До 30 000 руб.

3%

9%

30 001 – 60 000

3%

2 700 + 12% с суммы, превышающей 30 000

60 001 – 90 000

3%

6 300 + 17% с суммы, превышающей 60 000

90 001 – 150 000

3%

11 400 + 22% с суммы, превышающей       90 000

150 001 и более

3%

24 600 + 32% с суммы, превышающей     100 000


 

 Таким  образом, в 1999г. был введен  новый порядок уплаты подоходного  налога: он уплачивался отдельно  в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от дохода и в  бюджеты субъектов РФ по прогрессивной  шкале. Также с 1999г. было  предусмотрено отдельное исчисление  подоходного налога  с сумм  коэффициентов и надбавок за  стаж работы, за работу в районах  Крайнего Севера и приравненных  к ним местностях и др. Теперь  с этих сумм налог взимался  отдельно от других доходов  в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по  ставке 9%.

С 1999г. сумма  подоходного налога определяется в  полных рублях.

В 2000г. происходит отмена двух видов подоходного налога – федерального и местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию необходимо перечислять  на счет соответствующего органа Федерального казначейства, которое само будет  распределять поступающую сумму  по различным бюджетам. Так, 16% поступивших  налогов отчисляется в Федеральный  бюджет, а 84% - в региональный бюджет. Полностью изменена шкала подоходного  налога.

Таблица 1.3Шкала подоходного налога на доходы, полученные с 1.01.2000г.

Размер облагаемого дохода

Ставка налога

1

2

До 50 000 руб.

12%

От 50 001  до 150 000 руб.

6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000.

От 150 001 руб. и выше

26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.


          В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С 1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:

- материальная помощь, если она  оказывается физическим лицам,  пострадавшим от террористических  актов на территории РФ  (независимо  от размера выплаты);

- суммы международных, иностранных  или российских премий за выдающиеся  достижения по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Таким образом, проследив изменения  по подоходному налогу за 1998-2000гг., можно  сделать вывод о тенденции  уменьшения шкалы обложения налогом, а также о  расширении вычетов  и  увеличении  их размеров. Однако эти изменения затронули также  и структуру налоговых поступлений  в бюджет РФ. При этом следует отметить, что данные изменения были сделаны в интересах владельцев среднего и крупного капитала, что ярко характеризует тенденции законотворчества в Российской Федерации на современном этапе.

 

  1.2 Роль и значение налога на доходы физических лиц в доходах бюджетов различных уровней

 

Роль и значение НДФЛ в доходах  бюджетов различных уровней представлена на приведенных ниже диаграммах.


Рис. 1.1 - Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2010 года, в %.

 

Сравнивая рисунки 1.1 и 1.2, мы можем  увидеть, что роль налога на доходы физических лиц в федеральном  бюджете гораздо больше, чем в  консолидированном бюджете.


 

Рис. 1.2  - Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2010 года (в %)

 

Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно  оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства  и самой налоговой системы  в экономической жизни  государства.

Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы  или бюджет. Важнейшими статьями доходов  государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины  и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и зарубежом, доходы государственного сектора в  экономике и торговле. Расходная  часть бюджета, направляемая на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальную политику) хозяйственные  нужды, развитие инфраструктуры, выполнение государственных программ, дотации  и субсидии отстающим секторам экономики  и субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного развития экономики.

      Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита в большей степени зависят от своевременного и полного поступления налоговых платежей.

Так, в  настоящее время неприватизированными в РФ из имевшихся ранее в общественной собственности ресурсов, которые  могли бы быть направлены при продаже  на пополнение доходной части бюджета, остались только земля, да естественные монополии, да и те под различными предлогами уходят из под контроля государства. Дальнейшее развитие и  совершенствование налоговой системы, то есть совокупности всех налогов  и других платежей, форм и методов  их расчета и взимания, - единственный путь формирования  сбалансированного  по доходам и расходам бюджета  и снижения государственного долга.

При этом важен четкий баланс между всеми  функциями налоговой системы, как  фискальной (для формирования государственных  доходов), так и регулирующей (элемент  государственного регулирования), социальной (сглаживание имущественного неравенства  между гражданами), стимулирующей, контрольной  и так далее. Ниже в главе 2 приведена  полемика по составу функций налога в налоговой системе государства, в частности многие считают, что она одна – фискальная, по определению налога, но, несомненно, что в целом, налоговая система в силу наличия различных налогов, то есть объектов обложения, и дифференциации налоговых обязательств наличием различных элементов налога, имеет множество функций, в частности, вышеперечисленных, по воздействию на экономику.

         Налоги по способу изъятия делятся на  прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (на потребление). Преобладание в налоговой системе тех или иных налогов характеризует благосостояние государства. Если платежи в бюджет от косвенных налогов составляют более, чем 2/3, то этот факт является свидетельством слабого экономического развития страны.

Налог на доходы физических лиц является федеральным  налогом, то есть он установлен Налоговым  Кодексом и обязателен к уплате на всей территории страны.

 

    1.3.Анализ действующего порядка уплаты налога на доходы физических лиц

 

Рассмотрим  подробно все элементы формирования налоговых обязательств различных  категорий налогоплательщиков и  различных видов получаемых ими  доходов.

Налог на доходы физических лиц уплачивают физические лица, которые являются налоговыми резидентами Российской Федерации, или не являются, но получают доходы от источников в РФ.

Понятие "налоговый резидент" закреплено в статье 11 НК РФ, согласно которой  им является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном  году.

Налоговыми  резидентами РФ на начало отчетного  периода с последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода, признаются граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания в пределах РФ.

В соответствии со ст.210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов  налогоплательщика, получаемых им как  в денежной, так и в натуральной  форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также  доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

В статье 211 НК РФ законодательство выделяет три  группы доходов в натуральной  форме.

1-я группа. Оплата (полностью или частично) за физическое лицо организациями  или индивидуальными предпринимателями  товаров, работ, услуг, имущественных  прав. При этом в подпункте  1 пункта 2 статьи 211 НК РФ специально  оговорено, что к этой группе  доходов относятся в том числе  оплата коммунальных услуг, питания,  отдыха, обучения в интересах  налогоплательщика. 

2-я группа. Полученные налогоплательщиком  товары, выполненные в интересах  налогоплательщика работы, оказанные  в интересах налогоплательщика  услуги на безвозмездной основе.

3-я группа. Оплата труда в натуральной  форме.

 К  материальной выгоде, учитываемой  при определении налоговой базы, относятся следующие доходы:

- суммы  экономии на процентах при  пользовании заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций  и индивидуальных предпринимателей, если налогоплательщик получает заемные средства по договору займа, кредитному договору и уплачивает проценты в размере ниже трех четвертых ставки рефинансирования Банка России на момент выдачи займа (кредита).

В отношении  заемных средств, выраженных в иностранной  валюте, материальная выгода возникает  только в случае, если процентная ставка по договору займа определена ниже 9% годовых;

- выгода, полученная от приобретения товаров  (работ, услуг) у физических  лиц, а также у организаций  и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми лицами  по отношению к налогоплательщику;

- выгода, полученная от приобретения ценных  бумаг.

В соответствии со ст.224 НК РФ для разных видов доходов  установлены разные пропорциональные налоговые ставки:

- общая  налоговая ставка - 13%;

- налоговая  ставка для обложения дивидендов - 9%;

- налоговая  ставка для нерезидентов Российской  Федерации - 30%;

- специальная  налоговая ставка - 35%.

Ставка  налога, которую надо применить при  исчислении налога, зависит не от размера  дохода, а от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки.

В соответствии со ст.210 НК РФ налоговая  база для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая  ставка 13%, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму  налоговых вычетов.

Дальнейшее  описание налога затрагивает его  регулирующую функцию, то есть насильственное вмешательство в природу налога для дифференциации его экономического воздействия на различных налогоплательщиков.

Статьями 218-221 НК РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Социальные  налоговые вычеты будут более  подробно рассмотрены ниже.

Налоговые вычеты - это суммы, на которые уменьшается  объект налогообложения, выраженный в  денежной форме, при определении  налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц установлены в фиксированных суммах.

Предоставление  социальных налоговых вычетов регулируется статьей 219 НК РФ. Эти налоговые вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13 процентов при подаче налогоплательщиком декларации и письменного  заявления о предоставлении вычетов  в налоговый орган по окончании календарного года.

          Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в течение года одним из работодателей по выбору налогоплательщика. Если в течение года стандартные вычеты не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено Налоговым кодексом, то налогоплательщик может ими воспользоваться по окончании налогового периода при подаче декларации в налоговый орган с приложением документов, подтверждающих его право на вычеты.

Согласно  статье 220 НК РФ, плательщик налога на доходы физических лиц имеет право на имущественные вычеты при определении  налоговой базы по доходам, подлежащим обложению налогом по ставке 13 процентов.

Можно выделить две группы имущественных вычетов.

К первой группе относятся вычеты, применяемые к доходам, полученным от продажи имущества, находящегося в собственности налогоплательщика.

Информация о работе НДФЛ