Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

Среди направлений и ориентиров налогово-бюджетной политики, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2010 г., значится продолжение курса на снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен. Стремительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2010 г. создало предпосылки для вынужденной реализации данного тезиса: кризис актуализировал необходимость поиска путей компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета. По итогам 2010 г. сокращение поступлений налоговых доходов в бюджет расширенного правительства составило порядка 13% ВВП, причем более существенного выпадения доходов бюджета удалось избежать лишь вследствие сохранения беспрецедентно высоких цен на энергоносители на мировых рынках в первом полугодии 2010 г.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

Особенно недостатки налоговой системы России проявляются в период кризиса. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему страны свидетельствует о том, что наша налоговая система не обладает механизмом гибкой адаптации к меняющимся условиям внешней среды. Проводимые в данный момент времени меры по совершенствованию налоговой системы слабы и неэффективны.

Назрела необходимость решения следующих основных задач:

  • обеспечить исполнение социальных обязательств;
  • ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;
  • перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;
  • определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда;
  • обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств;
  • усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами;
  • определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий;
  • обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала;
  • завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ от 31.07.1998 (действующая редакция).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации  (действующая редакция).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации  (действующая редакция).
  4. Акперов И.Г., Головач С.П., Коноплева И.А. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации.- Москва: Финансы и статистика, 2008.
  5. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации.- Москва: Дашков и К, 2008.
  6. Врублевская О.В., Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - СПб.: Питер, 2008.
  7. Гайдар Е. Т. Финансовый кризис в России и в мире - Москва: Проспект, 2009.
  8. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации.- Москва: Дашков и К, 2008.
  9. Гринкевич Л.С., Сагайдачная С.К. Государственные и муниципальные финансы России.- Москва: КНОРУС, 2009.
  10. Грязнова А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь — Москва: Финансы и статистика, 2009.
  11. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учебное пособие для вузов.- Москва: КНОРУС, 2008.
  12. Ковалева Т.М.  Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации.- Москва: КНОРУС, 2009.
  13. Малеева А.В., Ушвицкий Л.И., Катренко В.С., Савцова А.В. Государственный и муниципальный долг.- Москва: Финансы и статистика, 2009.
  14. Набиев Р.А..- Финансовая политика России - Москва: Финансы и статистика, 2008.
  15. Селезнева А.З. Бюджетная система Российской Федерации.- Москва: Магистр, 2007.
  16. Щеголева Н.Г. , Леонова Т.А. Бюджетная система Российской Федерации.- Москва: МаркетДС, 2008.
  17. Щербакова В.А., Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации -Москва: КноРус, 2008.
  18. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2010.
  19. Аналитический материал по экономике и финансам Российской Федерации: - www.finanal.ru.
  20. Аналитический обзор налоговой и бюджетной политики Российской Федерации: - www.kadis.ru.
  21. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы бюджета: - www. kankrin.ru.
  22. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. Информационно-аналитический раздел. Структура и динамика доходов федерального бюджета: - www.info.minfin.ru.
  23. Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт: - www.economy.gov.ru.
  24. Нормативно-правовая информация о налогах и сборах России: - www.o-nalogax.ru.
  25. Российская государственная пробирная палата. Официальный сайт: - www.assay.ru.
  26. Сайт агентства экономико-правовых консультаций и деловой информации – «АКДИ Экономика и жизнь»: - www.akdi.ru.
  27. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт: - www.nalog.ru.
  28. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт: - www.gks.ru.
  29. Федеральный портал PROTOWN.RU. Параметры бюджетной системы и федерального бюджета 2009-2011 гг.: - www.protown.ru.

 

 

 

Приложение А

 

Прогноз социально–экономического развития Российской Федерации на  2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов

 

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и параметры прогноза на период до 2011 года разработаны на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, основных показателей сводного финансового баланса Российской Федерации на период 2009-2011 годов, задач, поставленных Президентом Российской Федерации в  выступлении на заседании Государственного Совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 2008 года, оценки состояния и прогноза мировых рынков. Учтены прогнозные материалы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основные показатели развития экономики в 2007-2011 годах

(в % к соответствующему  периоду предыдущего года)

Показатели

2007

Прогноз (вариант 2)

2008

(оценка)

2009

2010

2011

Индекс  потребительских цен, декабрь к декабрю,  %

111,9

111,8

107,0-108,5

105,5-107

105-106,8

ВВП

108,1

107,8

106,7

106,6

106,2

Индекс промышленного производства

106,3

105,2

106,0

105,8

105,2

Производство продукции сельского хозяйства

103,3

103,8

103,9

104,1

104,1

Инвестиции в основной капитал

121,1

116,5

114,5

113,3

110,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения

110,7

110,2

110,5

109,3

108,0

Реальная заработная плата

117,2

113,8

113,8

110,7

109,7

Оборот розничной торговли

116,1

114,8

113,2

110,5

109,5

Экспорт товаров, млрд. долл. США

354,4

525,4

507,5

502,5

509,5

Импорт товаров, млрд. долл. США

223,5

308,6

370,0

434,5

489,7


 

1. Основные тенденции  социально-экономического развития  в 1 полугодии 2008 года

В первом полугодии 2008 года сохранялись высокие темпы экономического роста. По оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП в январе-июне 2008 г. к соответствующему периоду предыдущего года составил 8,0%. Вместе с тем после устойчивого роста в январе-апреле в мае-июне наметилась тенденция замедления темпов экономического роста, в результате во II квартале прирост ВВП составил 7,6% против 8,5% в I квартале 2008 года.

Основные показатели развития экономики

                                                                          (в % к соответствующему периоду  предыдущего года)

 

2007

2008

I кв.

II кв.

II полугодие

I кв.

II кв.

II полугодие2)

ВВП

107,4

108,1

108,4

108,51)

107,62)

107,52)

Индекс потребительских цен, на конец периода к концу предыдущего периода

103,4

102,2

106,0

104,8

103,8

102,9

Индекс промышленного производства 3)

107,2

107,1

105,6

106,2

105,5

104,8

Индекс производства продукции сельского хозяйства

103,4

104,3

103,1

104,5

104,2

103,7

Инвестиции в основной капитал

122,8

124,2

119,4

120,2

114,9

116,3

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

117,2

121,6

117,1

128,9

118,2

115,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения

110,0

109,1

111,4

109,4

106,9

110,6

Реальная заработная плата

118,2

116,6

115,0

113,4

112,74)

114,0

Оборот розничной торговли

114,7

115,7

116,7

116,5

114,1

113,8

Экспорт товаров

106,5

109,4

124,9

153,9

154,85)

142,5

Импорт товаров

138,6

135,9

134,9

140,8

142,05)

136,1


 

1) Вторая оценка  Росстата 

2) Оценка Минэкономразвития  России

3) Агрегированный  индекс производства по видам  деятельности "Добыча полезных  ископаемых", "Обрабатывающие  производства", "Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды", с учетом поправки  на неформальную деятельность

4) Предварительные  данные

5) Оценка Банка  России

 

В первой половине 2008 года состояние российской экономики определялось сочетанием двух групп факторов. С одной стороны,  сохранением в целом благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, что поддерживало высокие темпы доходов и, соответственно, потребительского и инвестиционного спроса, способствуя сохранению экономического роста. Однако, начиная с конца прошлого года, положительное влияние этого фактора ослабевает, что связано с углублением мирового финансового кризиса. С другой стороны, экономический рост сдерживается повышением цен на сырьевые компоненты производственных издержек, продолжением наращивания импорта и усиливающейся зависимости от него внутреннего спроса, ужесточением кредитной политики банков.

Оценка очищенных от сезонного и календарного факторов ежемесячных приростов ВВП показывает тенденцию их замедления с 0,8% в I квартале до 0,5% во втором, что обусловливалось замедлением динамики инвестиций, строительства (особенно жилищного), промышленного производства (особенно обрабатывающего).

Среднемесячные темпы прироста основных

показателей экономики (сезонность исключена)*

 

2007

2008

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

год

1 кв.

2 кв.

2 полугодие

ВВП

0,9

1,1

0,6

0,8

0,8

0,8

0,5

0,5

Промышленное производство1)

0,8

0,7

0,0

0,4

0,5

0,5

0,2

0,4

Инвестиции в основной капитал

3,9

2,3

0,9

2,0

2,3

2,5

0,4

0,9

Строительство

1,3

3,7

1,5

2,9

2,4

2,0

0,5

0,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения

0,5

1,6

1,2

1,3

1,2

0,3

0,3

0,8

Реальная заработная плата

1,3

1,4

0,9

2,3

1,4

0,2

0,8

1,2

Оборот розничной торговли

0,9

2,0

1,5

1,7

1,6

0,5

0,9

1,0

Экспорт товаров

0,3

-0,1

6,0

6,9

3,1

1,6

3,4

2,1

Импорт товаров

1,3

1,3

3,4

3,3

2,3

4,3

2,6

2,0

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета