Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.
Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения
Среди направлений и ориентиров налогово-бюджетной политики, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2010 г., значится продолжение курса на снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен. Стремительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2010 г. создало предпосылки для вынужденной реализации данного тезиса: кризис актуализировал необходимость поиска путей компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета. По итогам 2010 г. сокращение поступлений налоговых доходов в бюджет расширенного правительства составило порядка 13% ВВП, причем более существенного выпадения доходов бюджета удалось избежать лишь вследствие сохранения беспрецедентно высоких цен на энергоносители на мировых рынках в первом полугодии 2010 г.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.
Особенно недостатки налоговой системы России проявляются в период кризиса. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему страны свидетельствует о том, что наша налоговая система не обладает механизмом гибкой адаптации к меняющимся условиям внешней среды. Проводимые в данный момент времени меры по совершенствованию налоговой системы слабы и неэффективны.
Назрела необходимость решения следующих основных задач:
Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.
Приложение А
Прогноз социально–экономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и параметры прогноза на период до 2011 года разработаны на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, основных показателей сводного финансового баланса Российской Федерации на период 2009-2011 годов, задач, поставленных Президентом Российской Федерации в выступлении на заседании Государственного Совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 2008 года, оценки состояния и прогноза мировых рынков. Учтены прогнозные материалы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные показатели развития экономики в 2007-2011 годах
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели |
2007 |
Прогноз (вариант 2) | |||
2008 (оценка) |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % |
111,9 |
111,8 |
107,0-108,5 |
105,5-107 |
105-106,8 |
ВВП |
108,1 |
107,8 |
106,7 |
106,6 |
106,2 |
Индекс промышленного производства |
106,3 |
105,2 |
106,0 |
105,8 |
105,2 |
Производство продукции сельского хозяйства |
103,3 |
103,8 |
103,9 |
104,1 |
104,1 |
Инвестиции в основной капитал |
121,1 |
116,5 |
114,5 |
113,3 |
110,2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
110,7 |
110,2 |
110,5 |
109,3 |
108,0 |
Реальная заработная плата |
117,2 |
113,8 |
113,8 |
110,7 |
109,7 |
Оборот розничной торговли |
116,1 |
114,8 |
113,2 |
110,5 |
109,5 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
354,4 |
525,4 |
507,5 |
502,5 |
509,5 |
Импорт товаров, млрд. долл. США |
223,5 |
308,6 |
370,0 |
434,5 |
489,7 |
1. Основные тенденции
социально-экономического
В первом полугодии 2008 года сохранялись высокие темпы экономического роста. По оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП в январе-июне 2008 г. к соответствующему периоду предыдущего года составил 8,0%. Вместе с тем после устойчивого роста в январе-апреле в мае-июне наметилась тенденция замедления темпов экономического роста, в результате во II квартале прирост ВВП составил 7,6% против 8,5% в I квартале 2008 года.
Основные показатели развития экономики
2007 |
2008 | |||||
I кв. |
II кв. |
II полугодие |
I кв. |
II кв. |
II полугодие2) | |
ВВП |
107,4 |
108,1 |
108,4 |
108,51) |
107,62) |
107,52) |
Индекс потребительских цен, на конец периода к концу предыдущего периода |
103,4 |
102,2 |
106,0 |
104,8 |
103,8 |
102,9 |
Индекс промышленного производства 3) |
107,2 |
107,1 |
105,6 |
106,2 |
105,5 |
104,8 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
103,4 |
104,3 |
103,1 |
104,5 |
104,2 |
103,7 |
Инвестиции в основной капитал |
122,8 |
124,2 |
119,4 |
120,2 |
114,9 |
116,3 |
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» |
117,2 |
121,6 |
117,1 |
128,9 |
118,2 |
115,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
110,0 |
109,1 |
111,4 |
109,4 |
106,9 |
110,6 |
Реальная заработная плата |
118,2 |
116,6 |
115,0 |
113,4 |
112,74) |
114,0 |
Оборот розничной торговли |
114,7 |
115,7 |
116,7 |
116,5 |
114,1 |
113,8 |
Экспорт товаров |
106,5 |
109,4 |
124,9 |
153,9 |
154,85) |
142,5 |
Импорт товаров |
138,6 |
135,9 |
134,9 |
140,8 |
142,05) |
136,1 |
1) Вторая оценка Росстата
2) Оценка Минэкономразвития России
3) Агрегированный
индекс производства по видам
деятельности "Добыча полезных
ископаемых", "Обрабатывающие
производства", "Производство
и распределение
4) Предварительные данные
5) Оценка Банка России
В первой половине 2008 года состояние российской экономики определялось сочетанием двух групп факторов. С одной стороны, сохранением в целом благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, что поддерживало высокие темпы доходов и, соответственно, потребительского и инвестиционного спроса, способствуя сохранению экономического роста. Однако, начиная с конца прошлого года, положительное влияние этого фактора ослабевает, что связано с углублением мирового финансового кризиса. С другой стороны, экономический рост сдерживается повышением цен на сырьевые компоненты производственных издержек, продолжением наращивания импорта и усиливающейся зависимости от него внутреннего спроса, ужесточением кредитной политики банков.
Оценка очищенных от сезонного и календарного факторов ежемесячных приростов ВВП показывает тенденцию их замедления с 0,8% в I квартале до 0,5% во втором, что обусловливалось замедлением динамики инвестиций, строительства (особенно жилищного), промышленного производства (особенно обрабатывающего).
Среднемесячные темпы прироста основных
показателей экономики (сезонность исключена)*
2007 |
2008 | |||||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
год |
1 кв. |
2 кв. |
2 полугодие | |
ВВП |
0,9 |
1,1 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
Промышленное производство1) |
0,8 |
0,7 |
0,0 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,2 |
0,4 |
Инвестиции в основной капитал |
3,9 |
2,3 |
0,9 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
0,4 |
0,9 |
Строительство |
1,3 |
3,7 |
1,5 |
2,9 |
2,4 |
2,0 |
0,5 |
0,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
0,5 |
1,6 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
0,3 |
0,3 |
0,8 |
Реальная заработная плата |
1,3 |
1,4 |
0,9 |
2,3 |
1,4 |
0,2 |
0,8 |
1,2 |
Оборот розничной торговли |
0,9 |
2,0 |
1,5 |
1,7 |
1,6 |
0,5 |
0,9 |
1,0 |
Экспорт товаров |
0,3 |
-0,1 |
6,0 |
6,9 |
3,1 |
1,6 |
3,4 |
2,1 |
Импорт товаров |
1,3 |
1,3 |
3,4 |
3,3 |
2,3 |
4,3 |
2,6 |
2,0 |
Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета