Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

расширение вычетов из подоходного налога, связанных с расходами физических лиц на образование и здравоохранение, добровольное пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам;

включение в затраты компаний расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, что уменьшает налогооблагаемую прибыль;

внедрение дополнительных механизмов ускоренной амортизации основных средств и прежде всего технологического оборудования;

изменение ставки НДПИ для нефтедобычи, что высвободит добавочные ресурсы для нефтяных компаний;

упрощение и совершенствование налогообложения и налогового администрирования  малого бизнеса.

Налог на добавленную стоимость

 Прогноз разработан  в условиях действующей ставки  НДС. Вариант развития экономики  в условиях снижения базовой  ставки НДС до уровня 12% с 2010 года, с одновременной ликвидацией  пониженной ставки НДС и компенсирующим  повышением размеров ставок акцизов, рассмотрен в обосновывающих  материалах к Концепции долгосрочного  социально-экономического развития.

Акцизы

В 2009-2011 годах предусматривается продолжить реформирование системы акцизного налогообложения.

В отношении акцизов на нефтепродукты  индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 2009 и 2010 годы в соответствии с прогнозируемой инфляцией не производится. Начиная с 2011 года, предполагается осуществлять индексацию ставок акцизов на нефтепродукты темпами, соответствующими темпам ежегодной инфляции.

Налог на добычу полезных ископаемых (нефть и природный газ). В целях стимулирования разработки новых нефтяных месторождений, а также повышения эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности с 1 января 2007 г.:

введена нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых  на начальный период разработки месторождений  на лицензионных участках, расположенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края;

установлен понижающий коэффициент, стимулирующий дальнейшую разработку месторождений, для месторождений, находящихся на завершающих этапах разработки (свыше 80%  выработанности).

2.3  Основные  социально-экономические приоритеты  развития России в 2009-2011 годах

Факторы, на которых во многом базировался подъем 2004-2008 годов  ослабевают. Во-первых, это касается ожидаемого ухудшения конъюнктуры мировых рынков капитала, энергоресурсов, и снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. Во-вторых, усиливается действие ограничений со стороны производственной инфраструктуры и со стороны предложения трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров.

 В этих условиях  поддержание высоких темпов экономического  роста определяется переходом  российской экономики к инновационному  социально-ориентированному развитию. Преобразования, необходимые на  первом этапе этого перехода, охватывающего период 2009-2012 годов, раскрыты  в проекте Концепции долгосрочного  социально-экономического развития  до 2020 года.

Для создания необходимых условий инновационного развития и адаптации к возросшим рискам мировой конъюнктуры требуется обеспечить:

Первое. Развитие человеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.

Второе. Улучшение инвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание четко работающих рыночных институтов.

Третье. Диверсификация экономики – повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, развитие высокотехнологичных отраслей  - «экономики знаний» и реализация комплекса мер, направленных на снижение энергоемкости экономики.

Четвертое. Развитие инфраструктурных отраслей экономики – транспорта и электроэнергетики, за счет формирования новой модели либерализованного рынка электроэнергии и системы инвестиционных соглашений в генерацию электроэнергии, реализации новой долгосрочной федеральной целевой программы по развитию транспортной инфраструктуры, проектов Инвестиционного фонда, в т.ч. с использованием концессионных механизмов.

Пятое. Повышение эффективности государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая развитие механизмов управления, ориентированного на результат, развитие механизмов общественной экспертизы и общественного контроля.

Шестое. Развитие механизмов частно-государственного партнерства, направленных на содействие частным инвестициям, включая укрепление государственных институтов развития, которые позволят обеспечить концентрацию государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях экономического роста.

Седьмое. Формирование новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и на Юге России.

2.4. Факторы  экономического роста

В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:

адаптацией к снижению мировых нефтяных цен и цен на металлы в условиях ограниченных возможностей по наращиванию физических объемов экспорта энергоносителей и основных сырьевых товаров;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью модернизации основных фондов высокотехнологичных отраслей и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях  (электроэнергетика, транспорт);

активизацией инновационно-инвестиционной компоненты роста;

усилением дефицита на рынке рабочей силы, началом снижения с 2008 года численности экономически активного населения при достаточно низком уровне безработицы.

усилением конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.

Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший  высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается.

Если в 2004 году 42% роста экономики обеспечивалось внешними факторами  (3,0 п.п. из 7,2% прироста ВВП), то в 2007 году их вклад в структуру роста не превысил 26% (2,1 п.п. из 8,1% прироста ВВП).  На протяжении последующих лет  прогнозного периода  вклад внешних факторов в прирост экономики стабилизируется на уровне 1,3-1,5 п.п. прироста ВВП. Доля внешних факторов будет обеспечивать лишь  22-26% прироста ВВП.

Сокращение влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов роста физического объема экспорта с 10,5% и 4,9%  прироста в 2004 и 2005 годах до 2,1–3,6% на протяжении прогнозного периода.  Рост стоимостного объема экспорта будет определяться сдержанной динамикой цен на нефть и другие топливно-энергетические товары российского экспорта. Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта и не сможет поддерживаться на прогнозируемом уровне внешнеэкономическими факторами.

Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль  инвестиционного климата и государственной экономической политики.

В рамках первого варианта развития ухудшение внешнеэкономических условий не компенсируется соответствующим улучшением качества экономического  роста и конкурентоспособности российского бизнеса. Это ведет к снижению темпов роста до 6,0- 5,4% в 2009-2011 годах.

Для стабилизации  траектории экономического роста на уровне не ниже 6-7% в год, соответствующей второму варианту развития, необходимо  существенное увеличение  эффективности и конкурентоспособности экономики и усиление инвестиционной составляющей экономического роста.

Инновационный сценарий (вариант 2) в отличие от варианта 1 предполагает:

Первое – более активное поведение компаний по повышению конкурентоспособности своей  продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в совместных с государством инновационных и структурных проектах. Повышение конкурентоспособности выражается в более высоких темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и  относительно более низкой эластичности импорта по внутреннему спросу.

Второе – формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

Третье – проведение более активной социальной политики (в т.ч. в бюджетном секторе), что сдерживает увеличение дифференциации доходов.

Четвертое – эффективное использование инструмента госинвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ (в т.ч. реализации программ развития гражданской морской техники, гражданской авиации, федеральной космической программы,  программы производства стратегических материалов и др.).

В целом общий рост инвестиций в расширение экспорта и импортозамещение, а также инвестиции для  преодоления инфраструктурных ограничений, обеспечат от 0,3 до 0,4 п.п. дополнительного прироста ВВП в год. 

Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по второму варианту. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено до 0,2 п.п. прироста ВВП.

Основные факторы роста экономики (%)

 

Прогноз

2009

2010

2011

Темп роста ВВП, 1 вариант

6,0

5,9

5,4

Темп роста ВВП, 2 вариант

6,7

6,6

6,2

Разница в темпах прироста (вар.2-1)

0,7

0,7

0,8

Вклад дополнительных инвестиций в расширение производства и экспорта

0,4

0,3

0,3

Вклад за счет прироста эффективности и  инвестиций в инновационный сектор

0,1

0,2

0,3

Вклад за счет роста доходов населения и других факторов

0,2

0,2

0,2


 

Важнейшим условием повышения эффективности функционирования экономики будет увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал. В 2009-2011 годах предполагается увеличение бюджетного и частного финансирования секторов НИОКР, образования и здравоохранения, а также повышение показателей инновационной активности.

Рост эффективности экономики во многом будет связан не только с дальнейшим развитием российского сектора исследований и разработок, созданием недостающих элементов инновационной инфраструктуры, но и формированием стимулов для внедрения и использования инноваций в производстве.

В связи с этим в инновационном варианте прогноза предполагается более активная государственная поддержка научного сектора, направленная на повышение его конкурентоспособности и эффективности. Увеличение бюджетных ассигнований на исследования и разработки будет связано с выделением финансирования НИОКР, предусмотренных в рамках как планируемых новых ФЦП, так и дополнительного финансирования действующих программ. Наряду с этим, предполагается, что будет реализован ряд инновационных проектов в государственном и частном секторах, предусмотренных Программой развития наноиндустрии до 2015 года. Бюджетные расходы могут также возрасти на величину средств, направляемых на проведение конкурсов программ развития научно-исследовательских институтов, и на осуществление необходимых мероприятий для присоединения к 7-й Рамочной программе Евросоюза по исследованиям и технологическому развитию. Это создаст благоприятные предпосылки для увеличения частных расходов на НИОКР.

В секторах здравоохранения и образования в среднесрочной перспективе предполагается рост частного финансирования в меру роста ВВП при некотором опережающем росте бюджетных расходов. Расходы на образование повышаются с 4,8% в 2008 году (бюджетные – 4,1% ВВП) до 5,6% (бюджетные 4,8%). Этот рост связан с началом реализации системы преобразований, предусмотренных проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, в том числе инновационных программ в образовании, развитии исследовательских вузов, программ поддержки талантливой молодежи и детей, образования инвалидов, непрерывного образования и начала модернизации системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. В полной мере предусмотренные Концепцией преобразования в сфере образования требуют увеличения расходов на образование в 2011 году до 5,6-5,8% ВВП.

Инновационные расходы частного и государственного секторов

 

варианты

прогноз

2008

2009

2010

2011

Расходы на образование, в % к ВВП

1

2

4,8*

4,6

4,9

4,6

5,2

4,5

5,6

в т.ч. расходы бюджетной системы,

в % к ВВП

1

2

4,1

3,9

4,2

3,8

4,6

3,7

4,8

Расходы на здравоохранение, в % к ВВП

1

2

4,5**

4,3

4,5

4,2

4,8

4,1

4,9

в т.ч. расходы бюджетной системы,

в % к ВВП

1

2

3,6

3,6

3,6

3,5

3,9

3,4

3,9

Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП

1

2

1,11

1,06

1,15

1,06

1,2

1,06

1,3

в т.ч. расходы бюджетной системы,

в % к ВВП

1

2

0,7

0,7

0,72

0,7

0,77

0,7

0,79

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета