Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

Налог на прибыль организаций.

1. Федеральным законом  от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации указанным Федеральным законом, предусматривают следующее:

1. Глава 25 «Налог на прибыль  организаций» Кодекса дополнена  новой статьей, устанавливающей  особенности определения налоговой  базы по налогу на прибыль  при осуществлении операций займа  ценными бумагами.

2. Урегулирован порядок удержания налога на прибыль организаций с доходов, перечисляемых организации-нерезиденту в рамках договора РЕПО, договора займа ценными бумагами или договора доверительного управления имуществом.

3. В Кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми  операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым  к договорам РЕПО Федеральным  законом "О рынке ценных бумаг". При этом объектом договора  РЕПО могут выступать эмиссионные  ценные бумаги российского эмитента, а также инвестиционные паи  паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым  осуществляет российская управляющая  компания, акции или облигации  иностранного эмитента и ценные  бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие  права в отношении ценных бумаг  российского и (или) иностранного  эмитента.

4. Предусмотрена возможность  прекращения обязательств по  операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств  без переквалификации сделок. При  этом однородными признаются  требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.

5. Уточнены правила определения  рыночных цен ценных бумаг  для налога на прибыль организаций. При этом срок, в течение которого  цена на ценную бумагу, сложившаяся  на торгах в прошлом, считается  рыночной, сокращен с 12 месяцев до 90 дней.

6. Внесены изменения, предусматривающие, что рыночная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном  рынке, с 2010 года может определяться  только на основании расчетной  цены ценных бумаг. При этом  использование метода цены аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг  для определения их рыночной  цены из Кодекса исключено.

Также предусмотрено, что с 1 января 2011 г. порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

7. Установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов.

8. Изменен механизм налогообложения  прибыли по операциям с финансовыми  инструментами срочных сделок. В  частности, налогоплательщикам, осуществляющим  дилерскую деятельность на рынке  ценных бумаг, предоставлено право  учитывать убытки, полученные по  внебиржевым срочным сделкам, при  определении основной налоговой  базы по налогу на прибыль  организаций; отменена текущая переоценка  требований (обязательств) по финансовым  инструментам срочных сделок; установлено, что премия по опционному контракту  признается в составе расходов  единовременно на дату осуществления  расчетов по опционной премии, независимо от того, исполнен  или не исполнен опционный  контракт, а также независимо  от вида базисного актива.

9. В соответствии с международной  практикой налогообложения, а также  в целях сближения бухгалтерского и налогового учета, из Кодекса исключен метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО).

Налог на добавленную стоимость.

За прошедший период в отношении налога на добавленную стоимость были осуществлены следующие изменения.

  1. В целях совершенствования процедуры возмещения налога на добавленную стоимость в Налоговый кодекс внесены изменения, направленные на сокращение сроков возмещения налога.

Вступившими в силу изменениями установлен заявительный порядок возмещения НДС, представляющий собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей.

Кроме того, право на применение заявительного порядка возмещения НДС получили налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично.

2. В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению законодательства о налогах и сборах в Налоговый кодекс были внесены изменения, устраняющие неблагоприятные последствия при незначительных нарушениях правил заполнения счетов-фактур.

3. В целях уточнения порядка налогообложения НДС операций по реализации финансовых инструментов срочных сделок установлены особенности определения налоговой базы по этому налогу для финансовых инструментов срочных сделок, заключаемых на бирже.

4. В качестве меры, направленной на совершенствование налогообложения операций, связанных с эксплуатацией жилого фонда, уточнен порядок применения НДС управляющими организациями и товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ).

Учитывая, что коммунальные услуги, реализуемые управляющим компаниям и ТСЖ, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, от налогообложения НДС не освобождены, а управляющие организации и ТСЖ являются по существу сборщиками платы за коммунальные услуги, с 1 января 2010 г. предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения коммунальных услуг, в том числе с НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, освобождено от налогообложения НДС.

Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

5. Кроме того, с 1 января 2010 г. в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Акцизное налогообложение.

В 2009 году были приняты изменения в Кодекс, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010 - 2012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов.

Также в истекшем году были внесены изменения, позволяющие предотвратить применение различных схем по уклонению от уплаты акцизов на алкогольную продукцию за счет ограничения права на налоговые вычеты в случае использования в качестве сырья при производстве крепкого алкоголя спиртсодержащей продукции вместо спирта.

Налог на доходы физических лиц.

  1. Для упрощения декларирования доходов физическими лицами в Кодекс были внесены изменения, позволяющие не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.

Внесенные изменения по сути означают изменение формы предоставления освобождения от налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Ранее, до внесения указанных изменений, при продаже такого имущества налогоплательщику предоставлялся имущественный налоговый вычет в размере доходов, полученных от продажи имущества, что по сути приводило к освобождению от налогообложения полученных доходов, однако для получения такого освобождения налогоплательщики были обязаны представить не только налоговую декларацию, но и заявление на предоставление имущественного налогового вычета.

Таким образом, с учетом внесенных изменений уже в 2010 году налогоплательщики, получившие доход от реализации в 2009 году имущества, которое находилось в их собственности более трех лет (например, автомобили, квартиры, иное имущество) не будут обязаны представлять налоговую декларацию.

Также в рамках рассматриваемых изменений была исключена необходимость подачи налогоплательщиком отдельного документа - заявления на получение налоговых вычетов при представлении в налоговый орган налоговой декларации, в которой уже заявлено право на получение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

2. В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра был внесен ряд изменений в Налоговый Кодекс, направленных на оптимизацию порядка налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. В Кодекс была включена новая редакция положений, регулирующих налогообложение операций физических лиц с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, что позволило, в частности:

  • уточнить перечень расходов и порядок исчисления налоговой базы физических лиц по таким операциям, в том числе по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, полученными в результате обмена (конвертации), в порядке наследования и дарения, а также по операциям, осуществляемым в пользу физического лица доверительным управляющим;
  • расширить перечень финансовых инструментов срочных сделок, расходы по операциям с которыми принимаются для целей налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (за счет обращающихся на организованном рынке финансовых инструментов с базисными активами, отличными от ценных бумаг и фондовых индексов, рассчитываемых организаторами торговли на рынке ценных бумаг, а также за счет не обращающихся на организованном рынке опционных контрактов);
  • расширить перечень операций с ценными бумагами, расходы по которым принимаются для целей налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами (за счет операций РЕПО и займа ценными бумагами);
  • сократить число групп доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется отдельно;
  • уточнить порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды при совершении операций с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов;
  • предусмотреть возможность переноса на будущие периоды убытков, полученных физическими лицами в результате совершения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.

Указанные изменения не только исключили пробелы в налоговом законодательстве в отношении определенных видов операций физических лиц, осуществляемых на финансовых рынках, и тем самым сократили неопределенность, но и предоставили более льготный по сравнению с ранее действовавшим порядок определения налоговых обязательств.

Так, сокращение числа групп доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется отдельно, а также предоставление возможности перенести на будущие периоды убытки, полученные от операций с обращающимися на организованном рынке ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, увеличивают возможности для учета для целей налогообложения убытков физических лиц, полученных на финансовых рынках, и, соответственно, обеспечивает снижение рисков инвестиций, что будет способствовать расширению операций, совершаемых физическими лицами на финансовых рынках, и дальнейшему развитию финансовых рынков в России.

Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации.

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах» и в соответствии с графиком работ по принятию главы Налогового Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, предусматривалось:

  • разработка и принятие нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (2008 - 2012 годы);
  • рассмотрение проекта федерального закона №445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации»;
  • разработка нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и других законодательных актов Российской Федерации» (2008-2009 годы);
  • информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных бюро технической инвентаризации (2008 - 2012 годы);
  • определение эффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления местного налога на недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона №51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (2010 год).

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета