Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

Динамика доходов от уплаты государственной пошлины на 2008 – 2011годы приведена в таблице 2.9.

В материалах представленных с законопроектом, отмечается, что прогноз поступления доходов от уплаты государственной пошлины в 2009 – 2011 годах базируется на данных о поступлении указанных доходов за 2007 год, оценке поступлений 2008 года, а также прогнозных данных, представленных главными администраторами доходов федерального бюджета по закрепленным доходным источникам.

Таблица 2.9 - Доходы от уплаты государственной пошлины

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

33,59

35,98

37,75

1.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

3,27

2,39

1,77

1.2.

к предыдущему году, %

110,8

107,1

104,9

1.3.

темпы роста к 2008 году

110,8

118,7

124,5

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

31,66

33,14

 

2.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

2,65

1,48

 

2.2.

к предыдущему году, %

109,1

104,7

 

 

Проверки, проводимые Счетной палатой, свидетельствуют, что при проектировании доходов федерального бюджета в доходах отуплаты прочих государственных пошлин за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий не учитываются пошлины, уплачиваемые за выдачу сертификата соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, собираемые Пробирной палатой России [ ], в связи с чем указанная государственная пошлина, учтенная в доходах федерального бюджета, может быть увеличена в 2009 – 2011 годах на сумму порядка 700,0 тыс. рублей ежегодно.

По оценке Счетной палаты, доходы от уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора, учтенные в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», могут быть увеличены на сумму порядка 100,0 млн. рублей ежегодно, исходя из величины фактических поступлений доходов за 2007 год и первое полугодие 2008 года, с учетом возможного роста количества предъявленных на опробование и клеймение изделий.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в составе классификации доходов бюджетов Российской Федерации предусмотрена подгруппа доходов «задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам», однако в федеральном бюджете на 2009 год и на плановый 2010 и 2011 годов поступлений по указанной подгруппе доходов непланируется, несмотря на то, что доходы федерального бюджета от уплаты отмененных налогов и сборов в 2006 году составили 5,9 млрд. рублей, в 2007 году – 3,9 млрд. рублей, в январе-июне 2007 года – 0,5 млрд. рублей.

Динамика доходов от уплаты ввозных таможенных пошлин в 2009 - 2011 годах приведена в таблице 2.10.

Таблица 2.10 - Доход от уплаты ввозных таможенных пошлин

 

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

808,57

951,59

1045,87

1.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

162,55

143,02

94,28

1.2.

к предыдущему году, %

125,2

117,7

109,9

1.3.

темпы роста к 2008 году

125,2

147,3

161,9

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

741,99

867,42

-

2.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

145,72

125,43

-

2.2.

к предыдущему году, %

124,4

116,9

-


 

Сумма вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в проекте федерального бюджета рассчитана исходя из прогнозируемых облагаемых объемов экспорта нефти и среднегодовых ставок вывозной таможенной пошлины на нефть, которые при расчетах к проекту бюджета приняты на 2009 год в размере 383,27 доллара США за тонну, на 2010 год – 340,45 доллара США за тонну, на 2011 год – 329,30 доллара США за тонну.

Расчеты этих ставок не приводятся. В соответствии с действующим порядком величина ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую определяется исходя из динамики мировых цены на нефть марки «Юралс» по периодам мониторинга. Расчеты Счетной палаты, базирующиеся на данных ежемесячного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации цен на нефть марки «Юралс» на 2008 и на период до 2011 года, свидетельствуют, что среднегодовая ставка вывозной таможенной пошлины может быть определена в размере 385,13 доллара США за тонну в 2009 году, 341,20 доллара США - в 2010 году и 329,89 доллара США - в 2011 году.

Динамика доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2008 - 2011 годах приведена в таблице 2.11.

Таблица 2.11 - Доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин

 

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

3328,42

3169,63

3245,46

1.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

74,20

-158,79

75,83

1.2.

к предыдущему году, %

102,3

95,2

102,4

1.3.

темпы роста к 2008 году

102,3

97,4

99,7

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

2539,77

2531,74

 

2.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

-318,31

-8,03

 

2.2.

к предыдущему году, %

88,9

99,7

 

 

Применение этих ставок к проектируемым налогооблагаемым объемам экспорта нефти увеличивает доходы федерального бюджета от вывозных таможенных пошлин на нефть в 2009 году на 9,8 млрд. рублей, в 2010 году - на 4,3 млрд. рублей, в 2011 году - на 3,5 млрд. рублей.

С первого взгляда наблюдается положительная тенденция в росте доли основных налогов в доходах федерального бюджета. Но если проанализировать структуру доходов федерального бюджета в 2009 и 2010 году, то можно говорить о сокращение доли налоговых поступлений. Налоговые доходы в 2010 году составили 84,3%, а в 2009 году они были на уровне 85,5% (рисунок 2.3).

Такие изменения в большей степени связаны с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и развертыванием в конце 2010 года экономического кризиса.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик.

Рисунок 2.3 - Сокращение доли налоговых поступлений в федеральный бюджет

 

Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

Особенно недостатки налоговой системы России проявляются в период кризиса. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему страны свидетельствует о том, что российская налоговая система не обладает механизмом гибкой адаптации к меняющимся условиям внешней среды. Проводимые в данный момент времени меры по совершенствованию налоговой системы слабы и неэффективны.

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации

 

 

3.1. Основные задачи бюджетной политики  на 2012 год и дальнейшую перспективу

 

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный  период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

В этих целях необходимо решение следующих основных задач.

  1. Обеспечить исполнение социальных обязательств [1].

При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

  1. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

  1. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию  бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Контроль над целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов [7].

  1. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.
  2. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.

Необходимо определить сферы, в которых целесообразен переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке, и начать соответствующие преобразования.

  1. Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.

Государственные закупки должны использоваться в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

  1. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий [1].

Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях  смягчения отрицательного для налогоплательщиков  эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.

Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета