Налоговая политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:

1.исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
2.определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
3.разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.

Вложенные файлы: 1 файл

Раздел 1.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

    Для того чтобы не было задержек, вызванных  задолженностью по патентам, необходимо использовать штрафные санкции;

    г) нейтральность налоговой политики относительно стимулов.

    Налоговая система должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при минимальных затратах, а также при минимальных нарушениях характера производства.

    К экономической деятельности, которая  является наиболее прибыльной для уплаты налогов, не нужно терять интерес и после их оплаты [40; с. 42].

    В зависимости от цикличности развития экономики, стадий экономического развития общества, налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную политику.

    Дискреционная государственная политика характерна для периода, когда экономика страны пребывает на стадии спада, то есть в обществе снижается спрос на продукцию, и, соответственно, растет перепроизводство товаров, что, в конечном итоге, губит производство. В этом случае правительство снижает ставки налогов или предоставляет налоговые льготы физическим лицам с целью увеличения доходов граждан. Такая форма дискреционной политики носит фискальный характер.

    Недискреционная государственная налоговая политка  связана с теоретической концепцией о том, что она способна к саморегулированию при сменах экономического цикла.

    В современных условиях в странах  с разным уровнем экономического развития применяются различные  подходы к осуществлению государственной  налоговой политики, которые условно  можно разделить в зависимости от таких экономических теорий:

  1. на основе теории Дж. Кейнса – «эффективный спрос»;
  2. на основе теории А. Лаффера – «экономика предложения».

    Идея  Кейнса состоит в том, чтобы через  активизацию и стимулирование совокупного  спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может. 

    Суть  концепции сторонников «экономики предложения» - перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции - стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью. Сторонники данной теории критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. Представители этой школы считают, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и, в конечном счете,  перекладывается на потребителей. Повышение налогов - толчок к «инфляции издержек». Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства [26; с. 219]. В отличие от Кейнса сторонники экономики предложения утверждают, что налоговая политика стран Запада не сдерживает, а усиливает инфляцию, не стабилизирует экономику, а подрывает стимулы к росту производства. «Экономика предложения» выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.

    Рекомендации  представителей этой школы по расширению предложения капитала и рабочих  рук используются в экономических программах США и других стран Запада.

    В своих рассуждениях теоретики экономики  предложения опираются на так  называемую кривую Лаффера, раскрывающую зависимость налоговых поступлений от величины ставки налога. По Лафферу, оптимальной является средняя суммарная ставка прямых и косвенных налогов в размере 37,7%, что показано на рисунке 1.1 [36; c. 167]. 

     Ставка 

      налога, % 

       100 

                  80 максимальный уровень

        

                                          налоговых поступлений

      37,7

                  

      

     

                      

            налоговые поступления, грн 

     Рис. 1.1. Кривая Лаффера 

     Именно  при такой ставке достигается  максимальный уровень налоговых  поступлений в бюджет. В Украине  же, по оценкам специалистов, при  сегодняшней системе налогообложения  средняя суммарная ставка прямых и косвенных налогов составляет около 80%. Налогов же от запланированного количества поступает в бюджет всего 30-35%. Если бы эта ставка была 37,7%, украинский бюджет получал бы в три раза больше платежей. 

     Выводы по 1 разделу:

      Экономическая политика государства реализуется путём взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство формирует регулирующее влияние на экономисческую деятельность с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок [40; с. 40]. Эффективность государственного регулирования зависит от качества применения принципов формирования доходов государства с целью поддержания макроэкономического и микросоциального равновесия, а также использование налогов для проведения экономической политики.

    Регулирующая  функция налогов обуславливает  содержание и цель регулирования. Соответственно, этот процесс является необходимыми, и его результат зависит от адекватности использованных методов и способов, реального состояния экономики страны, этапа экономического цикла, уровня общественного сознания и профессионального уровня органов государственной власти и управления. Осознание ими необходимости переосмысления государственной деятельности, предание ей общественно полезного характера будет сопутствовать стабилизации бюджетно-налоговых отношений [48; с. 71].

    Таким образом, налоговая политика как  составляющая экономической политики базируется на деятельности государства  в сфере введения, правового регламентирования  и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства. Каждая конкретная налоговая система, т.е. совокупность налогов, сборов во взаимосвязи и взаимодействии с плательщиками и органами контроля,  является отображением налоговой политики, проводимой государством и критериями её эффективности. 
 

    РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ 

    2.1. Характерные особенности  действующей налоговой  политики Украины 

    Налоговая система Украины представляет собой совокупность общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в бюджеты и в государственные целевые фонды (табл. 2.1), а также принципов, форм их установления, замены или отмены порядка их исчисления, оплаты и взыскания, включая организацию работы по их контролю.

    Таблица 2.1

Виды  налогов и других обязательных платежей, предусмотренных налоговой системой Украины [40; с. 27]

 
Общегосударственные налоги и сборы, другие обязательные платежи
Местные налоги и сборы
Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности
1 2
1. Налог  на добавленную стоимость 1. Налог с  рекламы
2. Акцизный  сбор 2. Коммунальный  налог
3. Налог  на прибыль 3. Гостиничный  сбор
4. Пошлина 4. Сбор за  паркование автотранспорта
5. Плата  за землю 5. Рыночный сбор
6. Налог  с владельцев транспортных средств  и других самоходных машин 6. Сбор за  право использования местной  символики
7. Сбор  за геологоразведовательные работы 7. Сбор за  право проведения местного аукциона  и лотерей
8.Сбор  за специальное использование природных ресурсов 8.Сбор за  выдачу разрешения на размещение  объектов торговли и сферы  услуг
9.  Сбор за загрязнение окружающей  среды 9. Сбор за  право проведения кино- и телесъёмок
10. Сбор  на обязательное социальное страхование 10. Сбор за  участие в бегах на ипподроме
11.Сбор  на обязательное государственное  пенсионное страхование 11. Сбор за  проезд по территории приграничных  областей автотранспорта, направляющегося  за границу
 

  Продолжение таблицы 2.1

1 2
12. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности -
13.Фиксированный  сельскохозяйственный налог -
14.Сбор  на развитие виноградарства, садоводства  и хмелеводства -
15.Единый  сбор, взимаемый в пунктах пропуска  через границу Украины -
16.Сбор  за использование радиочастотного ресурса Украины -
17.Налог  на недвижимое имущество -
18. Государственная  пошлина -
19. Единый  налог -
Налогообложение физических лиц
1. Налог на промысел

2. Налог  с владельцев транспортных средств  и других самоходных машин

3. Государственная  пошлина

4.Сбор  на обязательное государственное  пенсионное страхование

5.Сбор  на обязательное социальное страхование

6. Плата  за землю

7. Налог  на недвижимое имущество

8. Пошлина

9. Налог  на доходы физических лиц

1. Налог с  рекламы

2. Гостиничный сбор

3.Сбор  на паркование автотранспорта

4. Рыночный  сбор

5. Сбор  на выдачу ордера на квартиру

6. Курортный  сбор

7.Сбор  за участие в бегах на ипподроме

8.Сбор  с лиц, принимающих участие  в игре на тотализаторе на  ипподроме

9.Сбор  за право использования местной символики

10.Сбор  за право проведения местного  аукциона и лотерей

11. Сбор  за проезд по территории приграничных  областей автотранспорта, направляющегося  за границу

12. Сбор  за выдачу разрешения на размещение  объектов торговли и сферы  услуг

13. Сбор с владельцев собак 

 

    Налоговая система Украины строится по следующим  признакам:

    1.Обязательность  оплаты налогов, сборов и других  обязательных платежей. Данный признак  предполагает, что каждое юридическое  и физическое лицо обязано  принимать участие в финансировании государственных потребностей путём уплаты налогов и сборов.

    2.Стимулирование  предпринимательской деятельности  и инвестиционной активности  путём  внедрения льготного  налогообложения, которое направлено  на развитие производства.

    3. Социальная справедливость. Принцип направлен на поддержку малообеспеченных слоёв населения путём внедрения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан.

    4. Равнонапряжённость и пропорциональность. Принцип предполагает установление  обязательств перед бюджетом с учётом возможностей плательщиков и результатов их деятельности путём применения единых или дифференцированных ставок налогообложения.

    5. Равенство и недопущение каких-либо  проявлений налоговой дискриминации.  Данный принцип предполагает обеспечение одинакового подхода  к субъектам хозяйствования при определении налоговых обязательств.

    6. Экономическая целесообразность. Установление  налогов, сборов и других обязательных  платежей  производится на основе  показателей развития экономики  Украины, её финансового состояния.

    7. Стабильность налогового законодательства. Данный принцип предполагает, что  общий уровень налогообложения, размеры ставок налогов, порядок определения базы налогообложения и налоговые льготы должны быть неизменными на протяжении бюджетного года.

    8. Равномерность уплаты. Для обеспечения  равномерного поступления в бюджет  средств уплата платежей должна  производиться в определённые  сроки.

    9. Гибкость. Принцип определяет, что  налоговое законодательство должно  своевременно реагировать на изменения в социально-экономической жизни государства без нарушения стабильности налогового законодательства.

    10. Инфляционная нейтральность.

    11. Недопущение двойного налогообложения  одного и того же объекта  налогообложения.

Информация о работе Налоговая политика Украины