Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки эффективности реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Соответственно задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
изучить сущности и содержания налоговой политики;
провести анализ эффективности налоговой политики в Республике Беларусь;
разработка направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Сущность, задачи и функции налоговой политики государства 7
1.2 Инструменты налоговой политики 12
1.3 Виды и формы налогов 14
ГЛАВА 2 17
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Правовые основы и особенности организации налоговой политики Республики Беларусь 17
Президент Беларуси Александр Лукашенко издал Указ №592 от 7 декабря 2009 года «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года №119», направленный на дальнейшее повышение привлекательности упрощенной системы налогообложения. Указом предусматривается увеличение критерия численности работников организаций розничной торговли и организаций, оказывающих услуги общественного питания, валовая выручка которых не превышает Br 1 млрд. в год, с 5 до 15 человек. Этим организациям предоставлено право уплачивать налог при упрощенной системе налогообложения от валового дохода, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки и стимулировать развитие этих организаций. В целях создания условий для увеличения объемов экспорта товаров субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, Указом установлена пониженная ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3% от экспортной выручки, полученной этими субъектами предпринимательства. Кроме того, Указ обеспечивает создание равных условий налогообложения коммерческих организаций и республиканских объединений, применяющих упрощенную систему налогообложения. Такие объединения, как и коммерческие организации, при применении упрощенной системы не будут уплачивать налог на недвижимость и платежи за землю [6, с. 18]. 19
2.2 Анализ реализации налоговой политики в Республике Беларусь 22
ГЛАВА 3 28
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по налогам.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Осуществление указанных  мер позволит приблизить налоговую  систему Республики Беларусь по составу  налогов и сборов, периодичности  их уплаты к налоговым системам развитых стран [3, с. 48].

2.2 Анализ реализации налоговой политики в Республике Беларусь

 

Динамика налоговых  поступлений за 2008-2010гг. представлена на рисунке  2.1.

Рисунок 2.1 - Динамика налоговых  поступлений за 2008-2010гг.

Примечание - Источник: [6, с. 18]

Общая сумма налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь за 2010г. составила 44863 млрд.руб., так же отметим динамику увеличения налоговых поступлений, однако, как видно из рисунка с 2008г. идет снижении поступлений в бюджет Республики Беларусь.

Таблица 2.2 – Динамика налогов на товары и услуги в период 2006-2010гг.

налог 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Налоги на товары и  услуги

14 794,7

16 810,8

20 489,3

19 907,2

22 980,8

Налог на добавленную  стоимость

7 364,8

8 669,6

11 399,2

12 083,1

16 226,4

Налог с продаж

363,8

531,7

675,5

567,2

отменен

Налог при упрощенной системе налогообложения

41,9

97,7

351,8

488,7

723,0

Платежи, исчисляемые  из выручки от реализации

2 943,5

2 980,8

2 636,3

1 411,5

отменен

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

242,2

269,0

225,3

300,5

316,1

Единый налог для  производителей сельскохозяйственной продукции

98,1

129,3

195,2

219,2

257,4

Акцизы

2 829,7

3 046,0

3 900,8

3 637,4

4 350,2

Налог на приобретение автомобильных транспортных средств

32,9

56,3

92,0

61,5

отменен

Налог на игорный бизнес

21,8

28,5

43,9

61,9

70,0

Налог на услуги

140,6

192,7

273,4

196,1

200,7

Сборы с заготовителей

2,4

2,5

3,2

3,4

3,2

Сборы с пользователей, с 2010 г. - налог за владение собаками

41,9

71,4

2,9

3,1

2,1

Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств

113,0

115,0

146,6

173,4

233,5

Отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи

-

30,8

52,5

62,9

71,9

Регистрационные сборы

33,8

29,7

11,6

12,9

15,3


Примечание - Источник: [6, с. 18]

В общей сумме  платежей косвенных налогов 74 процента приходится на налог на добавленную стоимость.

Структура косвенных  налогов и сборов приведена на рисунке 2.3

 

 

Рисунок 2.3 - Структура  косвенных налогов и сборов за 2010г.

Примечание - Источник: [6, с. 18]

Темп роста поступлений  НДС составил 95,2 процента, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 процента. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста 129,4 процента) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 процента) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 процентов, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС [6, с. 18].

Ранее при исчислении НДС по оборотам, облагаемым по ставке 10 процентов, к вычету принимались суммы НДС только по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации этих товаров. Также отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах. Кроме того, в 2011 году отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тысяч евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога. В первом квартале 35,5 тысячи субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тысяч плательщиков. Более 19 процентов общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5 процента, а удельный вес в ВВП – с 2,9 до 2,2 процента. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 года, в счет уплаты текущих платежей.

По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 процента, а их удельный вес в ВВП – с 0,2 до 0,1 процента по причине снижения в 2011 году ставки налога с двух до одного процента в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».

По остальным косвенным  налогам и сборам, к которым  относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3 процента, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года – 0,1 процента.

Таблица 2.3 – Налоги на собственность в период 2008-2010гг.

Налоги 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Налоги на собственность

1 268,4

1 519,2

2 004,8

1 626,7

1 850,1

Земельный налог

374,3

432,8

653,8

617,9

675,3

Налог на недвижимость                                  (с учетом налога за незавершенное строительство)

894,0

1 086,4

1 351,0

1 008,8

1 174,8


Примечание - Источник: [9, с. 31]

Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 процента в ВВП, темп роста поступлений – 150,4 процента.

Структура прямых налогов  и сборов приведена на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 -  Структура прямых налогов и сборов за 2010г.

Примечание - Источник: [9, с. 31]

В разрезе прямых налогов  и сборов наибольший удельный вес  – более 54 процентов – занимает налог на прибыль. Поступления его  возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП – с 3,4 до 5,5 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.

В общей сумме прямых налогов и сборов 12,5 процента принадлежит  имущественным налогам – налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 и 23,8 процента. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 до 0,9 процента и с 0,5 до 0,6 процента.

Таблица 2.4 – Налоги на доходы и прибыль в период 2008-2010гг.

Налоги 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Налоги на доходы и  прибыль

6 143,70

7 464,70

11 176,30

9 630,70

11 822,50

Подоходный налог

2 480,40

3 080,90

4 182,90

4 305,30

5 380,90

Налог на прибыль

3 140,80

3 837,10

5 993,30

4 607,70

5 580,40

Налог на доходы

185,3

150,5

413,7

248,8

297

Целевые сборы 

337,1

396,1

586,4

468,9

564,3


Примечание - Источник: [9, с. 31]

Также выросли платежи  по налогу на доходы (темп роста 134,8 процента) и налогу на игорный бизнес (111,7 процента). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 и 0,1 процента.   Отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 процента. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 процента, физических лиц – 97,8 процента) [9, с. 31].

Доля смешанных налогов  в ВВП составила 2,6 процента, темп роста – 97,5 процента, их структура приведена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 - Структура смешанных налогов, сборов, отчислений за 2010г.

Примечание - Источник: [6, с. 19]

 

 

В общей сумме  смешанных налогов почти 71 процент  приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 77,2 процента, причем их доля в ВВП сократилась с 1,2 до 0,8 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим». Кроме того, с 2011 года отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов. Темп роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей,  составил 106,9 процента, удельный вес по сравнению с 2010 годом не изменился и сложился на уровне 0,1 процента в ВВП [6, с. 19].

За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 5,5 процента ВВП, их поступления уменьшились на 6,9 процента.

Таблица 2.4 – Другие налоги и сборы в период 2008-2010гг.

 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

1 975,00

2 154,00

2 521,90

2 166,20

2 433,30

Отчисления в инновационные фонды

1 603,10

1 710,40

1 986,80

1 736,40

1 706,50

Отчисления в фонд развития строительной науки

36,9

42,2

отменены

Государственная пошлина

157,1

224,5

266,9

260,2

292,3

Поступления по отмененным налогам прошлых лет

5,9

73,8

125,9

13

217,7

Иные налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи

172

103,1

142,4

156,6

216,8


Примечание - Источник: [6, с. 20]

Структура данной группы приведена на рисунке 2.6.

 

 

 

 

Рисунок 2.6 -  Структура прочих налоговых доходов, сборов, пошлин за 2010г.

Примечание - Источник: [6, с. 20]

Преобладающую часть в структуре прочих платежей – почти 90 процентов – занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 3 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,6 до 4,9 процента. Отрицательная динамика обусловлена изменением в 2011 году порядка уплаты таможенных пошлин.  Что касается отмененных налогов и сборов прошлых лет, то их удельный вес в ВВП снизился с 0,8 до 0,4 процента. Последовательное реформирование налоговой системы позволит к концу текущего пятилетия сократить величину налоговой нагрузки на экономику до 26 процентов в ВВП [6, с. 20].

Таким образом, налоговая система  Республики Беларусь пока имеет в  своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Налоговая политика в  предстоящем пятилетии будет  направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа. В области налоговой политики в 2011—2015 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

— улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

— снижение нагрузки на фонд заработной платы;

— оптимизация ставок и совершенствования механизма  уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

Информация о работе Налоговая политика государства