Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки эффективности реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Соответственно задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
изучить сущности и содержания налоговой политики;
провести анализ эффективности налоговой политики в Республике Беларусь;
разработка направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Сущность, задачи и функции налоговой политики государства 7
1.2 Инструменты налоговой политики 12
1.3 Виды и формы налогов 14
ГЛАВА 2 17
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Правовые основы и особенности организации налоговой политики Республики Беларусь 17
Президент Беларуси Александр Лукашенко издал Указ №592 от 7 декабря 2009 года «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года №119», направленный на дальнейшее повышение привлекательности упрощенной системы налогообложения. Указом предусматривается увеличение критерия численности работников организаций розничной торговли и организаций, оказывающих услуги общественного питания, валовая выручка которых не превышает Br 1 млрд. в год, с 5 до 15 человек. Этим организациям предоставлено право уплачивать налог при упрощенной системе налогообложения от валового дохода, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки и стимулировать развитие этих организаций. В целях создания условий для увеличения объемов экспорта товаров субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, Указом установлена пониженная ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3% от экспортной выручки, полученной этими субъектами предпринимательства. Кроме того, Указ обеспечивает создание равных условий налогообложения коммерческих организаций и республиканских объединений, применяющих упрощенную систему налогообложения. Такие объединения, как и коммерческие организации, при применении упрощенной системы не будут уплачивать налог на недвижимость и платежи за землю [6, с. 18]. 19
2.2 Анализ реализации налоговой политики в Республике Беларусь 22
ГЛАВА 3 28
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран [3, с. 48].
Динамика налоговых поступлений за 2008-2010гг. представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Динамика налоговых поступлений за 2008-2010гг.
Примечание - Источник: [6, с. 18]
Общая сумма налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь за 2010г. составила 44863 млрд.руб., так же отметим динамику увеличения налоговых поступлений, однако, как видно из рисунка с 2008г. идет снижении поступлений в бюджет Республики Беларусь.
Таблица 2.2 – Динамика налогов на товары и услуги в период 2006-2010гг.
налог |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Налоги на товары и услуги |
14 794,7 |
16 810,8 |
20 489,3 |
19 907,2 |
22 980,8 |
Налог на добавленную стоимость |
7 364,8 |
8 669,6 |
11 399,2 |
12 083,1 |
16 226,4 |
Налог с продаж |
363,8 |
531,7 |
675,5 |
567,2 |
отменен |
Налог при упрощенной системе налогообложения |
41,9 |
97,7 |
351,8 |
488,7 |
723,0 |
Платежи, исчисляемые из выручки от реализации |
2 943,5 |
2 980,8 |
2 636,3 |
1 411,5 |
отменен |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц |
242,2 |
269,0 |
225,3 |
300,5 |
316,1 |
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции |
98,1 |
129,3 |
195,2 |
219,2 |
257,4 |
Акцизы |
2 829,7 |
3 046,0 |
3 900,8 |
3 637,4 |
4 350,2 |
Налог на приобретение автомобильных транспортных средств |
32,9 |
56,3 |
92,0 |
61,5 |
отменен |
Налог на игорный бизнес |
21,8 |
28,5 |
43,9 |
61,9 |
70,0 |
Налог на услуги |
140,6 |
192,7 |
273,4 |
196,1 |
200,7 |
Сборы с заготовителей |
2,4 |
2,5 |
3,2 |
3,4 |
3,2 |
Сборы с пользователей, с 2010 г. - налог за владение собаками |
41,9 |
71,4 |
2,9 |
3,1 |
2,1 |
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств |
113,0 |
115,0 |
146,6 |
173,4 |
233,5 |
Отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи |
- |
30,8 |
52,5 |
62,9 |
71,9 |
Регистрационные сборы |
33,8 |
29,7 |
11,6 |
12,9 |
15,3 |
Примечание - Источник: [6, с. 18]
В общей сумме платежей косвенных налогов 74 процента приходится на налог на добавленную стоимость.
Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 2.3
Рисунок 2.3 - Структура косвенных налогов и сборов за 2010г.
Примечание - Источник: [6, с. 18]
Темп роста поступлений НДС составил 95,2 процента, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 процента. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста 129,4 процента) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 процента) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 процентов, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС [6, с. 18].
Ранее при исчислении НДС по оборотам, облагаемым по ставке 10 процентов, к вычету принимались суммы НДС только по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации этих товаров. Также отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах. Кроме того, в 2011 году отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тысяч евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога. В первом квартале 35,5 тысячи субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тысяч плательщиков. Более 19 процентов общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5 процента, а удельный вес в ВВП – с 2,9 до 2,2 процента. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 года, в счет уплаты текущих платежей.
По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 процента, а их удельный вес в ВВП – с 0,2 до 0,1 процента по причине снижения в 2011 году ставки налога с двух до одного процента в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».
По остальным косвенным налогам и сборам, к которым относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3 процента, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года – 0,1 процента.
Таблица 2.3 – Налоги на собственность в период 2008-2010гг.
Налоги |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Налоги на собственность |
1 268,4 |
1 519,2 |
2 004,8 |
1 626,7 |
1 850,1 |
Земельный налог |
374,3 |
432,8 |
653,8 |
617,9 |
675,3 |
Налог на недвижимость |
894,0 |
1 086,4 |
1 351,0 |
1 008,8 |
1 174,8 |
Примечание - Источник: [9, с. 31]
Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 процента в ВВП, темп роста поступлений – 150,4 процента.
Структура прямых налогов и сборов приведена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Структура прямых налогов и сборов за 2010г.
Примечание - Источник: [9, с. 31]
В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – более 54 процентов – занимает налог на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП – с 3,4 до 5,5 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.
В общей сумме прямых налогов и сборов 12,5 процента принадлежит имущественным налогам – налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 и 23,8 процента. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 до 0,9 процента и с 0,5 до 0,6 процента.
Таблица 2.4 – Налоги на доходы и прибыль в период 2008-2010гг.
Налоги |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Налоги на доходы и прибыль |
6 143,70 |
7 464,70 |
11 176,30 |
9 630,70 |
11 822,50 |
Подоходный налог |
2 480,40 |
3 080,90 |
4 182,90 |
4 305,30 |
5 380,90 |
Налог на прибыль |
3 140,80 |
3 837,10 |
5 993,30 |
4 607,70 |
5 580,40 |
Налог на доходы |
185,3 |
150,5 |
413,7 |
248,8 |
297 |
Целевые сборы |
337,1 |
396,1 |
586,4 |
468,9 |
564,3 |
Примечание - Источник: [9, с. 31]
Также выросли платежи по налогу на доходы (темп роста 134,8 процента) и налогу на игорный бизнес (111,7 процента). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 и 0,1 процента. Отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 процента. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 процента, физических лиц – 97,8 процента) [9, с. 31].
Доля смешанных налогов в ВВП составила 2,6 процента, темп роста – 97,5 процента, их структура приведена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 - Структура смешанных налогов, сборов, отчислений за 2010г.
Примечание - Источник: [6, с. 19]
В общей сумме смешанных налогов почти 71 процент приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 77,2 процента, причем их доля в ВВП сократилась с 1,2 до 0,8 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим». Кроме того, с 2011 года отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов. Темп роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей, составил 106,9 процента, удельный вес по сравнению с 2010 годом не изменился и сложился на уровне 0,1 процента в ВВП [6, с. 19].
За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 5,5 процента ВВП, их поступления уменьшились на 6,9 процента.
Таблица 2.4 – Другие налоги и сборы в период 2008-2010гг.
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
1 975,00 |
2 154,00 |
2 521,90 |
2 166,20 |
2 433,30 |
Отчисления в инновационные фонды |
1 603,10 |
1 710,40 |
1 986,80 |
1 736,40 |
1 706,50 |
Отчисления в фонд развития строительной науки |
36,9 |
42,2 |
отменены | ||
Государственная пошлина |
157,1 |
224,5 |
266,9 |
260,2 |
292,3 |
Поступления по отмененным налогам прошлых лет |
5,9 |
73,8 |
125,9 |
13 |
217,7 |
Иные налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи |
172 |
103,1 |
142,4 |
156,6 |
216,8 |
Примечание - Источник: [6, с. 20]
Структура данной группы приведена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 - Структура прочих налоговых доходов, сборов, пошлин за 2010г.
Примечание - Источник: [6, с. 20]
Преобладающую часть в структуре прочих платежей – почти 90 процентов – занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 3 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,6 до 4,9 процента. Отрицательная динамика обусловлена изменением в 2011 году порядка уплаты таможенных пошлин. Что касается отмененных налогов и сборов прошлых лет, то их удельный вес в ВВП снизился с 0,8 до 0,4 процента. Последовательное реформирование налоговой системы позволит к концу текущего пятилетия сократить величину налоговой нагрузки на экономику до 26 процентов в ВВП [6, с. 20].
Таким образом, налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.
Налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа. В области налоговой политики в 2011—2015 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
— улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
— снижение нагрузки на фонд заработной платы;
— оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;