Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определить основные характеристики и особенности налоговой политики и выявить проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание и инструменты налоговой политики;
- изучить виды налоговой политики государства;
- выявить особенности налоговой политики Республики Беларусь;
- выявить проблемы развития и показать направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Налоговая политика государства: сущность, инструменты, виды 6
1.1 Сущность налоговой политики государства, ее цели и инструменты 6
1.2 Виды налоговой политики государства 11
2 Налоговая политика Республики Беларусь 17
2.1 Особенности налоговой политики Республики Беларусь насовре-менном этапе 17
2.2 Проблемы развития и направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А Доходы консолидированного бюджета 32
Приложение Б Доходы республиканского бюджета 33
Приложение В Доходы местных бюджетов 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_налоговая_политика_д.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Для достижения целей, стоящих перед  налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Налоговые льготы определяют условия уменьшения, отсрочки или полной отмены платежей и потому находятся в сфере особого внимания налогоплательщиков.

Благодаря льготам налоговый механизм обретает гибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Установление льгот позволяет государству регулировать народнохозяйственные пропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулировать интенсивность накопления капитала, поощрять научно-технический прогресс, деловую активность предпринимателей и т.д. Однако, предоставляя льготы налогоплательщикам, государство может не добирать запланированные поступления в бюджет, а в некоторых случаях льготный режим позволяет неоправданно уклоняться юридическим и физическим лицам от уплаты налогов.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов [16, c.42].

Ставка налога должна быть оптимальной, так как существует зависимость  между ставками налога и налоговыми поступлениями. Американский экономист  Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к  росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превысит некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках, и, наоборот, с ростом налогов рост доходов в казну, как это ни парадоксально, уменьшается, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут. В этой связи многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги — унифицированными, стабильными, гибкими и оптимальными.

Кривая Лаффера показывает связь между размерами налоговых  ставок и объемом налоговых поступлений  в бюджет. Согласно этой кривой рост налоговых ставок до определенной точки  приводит к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее возрастание налоговых ставок влечет за собой сокращение доходов государства от налоговых поступлений. Снижение налоговых ставок после предельной точки также сокращает величину налоговых поступлений в бюджет государства (рисунок 1.1).

По мере роста ставки от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального  уровня, а затем вновь снижаются  до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне -национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.


Рисунок 1.1 – Кривая Лаффера

Примечание – Источник: [3, с.265, рисунок 11.3]

 

Кривая Лаффера не устанавливала количественных критериев, они были разработаны позднее. Определено, что все налоговые изъятия  из прибыли не должны превышать ее половины, так как в противном случае нарушается действие производственно - стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать дестабилизирующее влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается налоговое изъятие 1/3 прибыли, или 30-40% ее величины.

Таким образом, преодолевается противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов  государства и ограниченными  возможностями хозяйствующих субъектов  и населения и обеспечивается увеличение доходов на основе стимулирования роста производства через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

А. Лаффер считал, что  предельной для совокупности налога с организации может стать  ставка, которая обеспечит изъятия  в бюджет 30% суммы его доходов. В этих пределах происходит только увеличения суммы доходов бюджета. При 40 – 50% изъятия доходов сокращается доход организации, сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестициях, в те или иные отрасли экономики и сокращения налоговых поступлений. Снижения налогов, по его мнению, стимулирует развитие экономики, что в свою очередь ведет к увеличению государственных доходов за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени. Некоторыми аспектами этой теории воспользовалось правительство США при проведении налоговой реформы в 20—60-е годы XX в., а затем, с учетом новых разработок, — в 80-е годы.

В составе элементов  налогового регулирования экономики  немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.

 

 

1.2 Виды налоговой  политики государства

 

 

Различают такие виды налоговой политики, как стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискреционная.

 

Рисунок 1.2 – Влияние стимулирующей налоговой политики на стабилизацию темпов роста национального производства

Примечание – Источник: [7, с.96, рисунок 4.1]

 

Стимулирующая налоговая политика (рисунок 1.2) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства:

фискальные инъекции >AD↑>Y↑

Сдерживающая налоговая политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства (рисунок 1.3):

фискальные изъятия >YD↓>AD↓>Y↓

Рисунок 1.3 – Влияние сдерживающей налоговой политики на стабилизацию темпов роста ВВП

Примечание – Источник: [7, с.97, рисунок 4.2]

 

Оба вида налоговой политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную налоговую политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.

Под дискреционной налоговой политикой понимаются сознательные, целенаправленные действия правительства по изменению, налогов и сальдо государственного бюджета в целях активизации экономического роста, снижения безработицы и инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада правительство сознательно идет на создание дефицита госбюджета, снижая налоги. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Проведение указанной  политики может оказаться эффективным, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов на величину ВВП правительство должно учитывать:

  1. действие 3-х мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета;
  2. действие кривой Лаффера.

Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей возрастет ВНП при снижении суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот, на сколько снизится ВВП при росте суммы налогов на 1 дополнительный рубль. Знак «-» в этой формуле выражает обратно-пропорциональную зависимость между динамикой сумм взимаемых налогов и динамикой объемов национального производства.

Если для увеличения государственных расходов правительству  требуется увеличить и величину налоговых поступлений в государственный  бюджет, т. е. когда величины государственных  расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении (либо обе увеличиваются, либо обе уменьшаются), то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.

Рисунок 1.4 – Налоговый мультипликатор

Примечание – Источник: [6, с.259]

 

Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т.е. ∆Y = ∆G = ∆T).

Мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Налоговая политика относится поэтому к мерам косвенного воздействия на величину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Дискреционная политика правительства связана со значительными  внутренними временными лагами (задержками по времени), так как изменение  структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Государство может оказывать  на экономику прямое и косвенное  влияние. Налоги относятся к косвенным  рычагам воздействия государства, поскольку они не входят в формулу  совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано - через  изменение величины потребительских (С) и инвестиционных расходов (I).

Рост налогов действует  в противоположном направлении  по отношению к динамике ВВП. Увеличение налогов ведет к снижению и  потребительских (поскольку сокращается  располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

Инструментом дискреционной  фискальной политики являются изменения в налогообложении.

В результате циклических  колебаний совокупного дохода бюджетный  дефицит, как и излишек, может  возникать автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. Налоговая политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной политикой. Она предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста валового национального продукта (ВНП), и наоборот, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Автоматическая налоговая политика означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. В этом случае бюджетные дефициты (профициты) возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в экономически развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Информация о работе Налоговая политика государства