Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Целью данной курсовой работы является налоговая система Российской Федерации.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы налоговой системы
1.1 Состав и структура налоговой системы
1.2 Виды налогов, входящих в состав налоговой системы РФ
1.3 Законодательная и нормативно-правовая база налоговой системы РФ
2. Анализ процесса становления и функционирования налоговой системы РФ
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран
2.2 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ
2.3 Механизм управления налоговой системой РФ
3. Перспективы развития налоговой системы РФ
3.1 Основные направления развития налоговой системы РФ
3.2 Пути решения проблем в современной налоговой системе РФ
3.3 Возможность применения зарубежного опыта в формировании налоговой системы в отечественной практике
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

Для повышения конкурентоспособности  налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование строилось исключительно на нормах закона.

Сегодня большое значение имеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответственно не оспорены и не проверены.

Качество налогового администрирования, прежде всего, отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Признавая необходимость  развития услуг в области налогового консультирования, для построения отношений партнерства необходима разработка и законодательное утверждение процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений. В самом общем виде данная процедура может состоять в следующем.

1.Налогоплательщик посылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяснение положений законодательства по налогам и сборам.

2. Полученное разъяснение имеет определенную законом (НК РФ) юридическую силу.

3. Учитывая содержание разъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает на правовую защиту при налоговых проверках, либо имеет право в судебном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или проверки налогового органа).

Сейчас Налоговый кодекс допускает официальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта процедура четко не прописана. В результате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.

Министерством финансов РФ было разработано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о создании специальных аудиторских подразделений в налоговых органах.

Эти структуры будут  выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок.

Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий.

Достаточной объективности  вряд ли удастся добиться только благодаря  тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов.

Причиной тому, в том  числе, являются трудности обеспечения  объективности вследствие «корпоративной солидарности».

В совершенствовании  налогового администрирования заявлено несколько приоритетных направлений.

Для начала следует существенно  снизить налоговую нагрузку, далее  обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее.

Особая задача налогового администрирования - обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы.

Налоговое администрирование  должно не ужесточать, а постоянно  улучшать систему налогообложения  в России.

Создание справедливой налоговой системы государства - это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.

Таким образом, эффективная  налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.

Проблемы налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.

Выводы: Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов.

Любые кардинальные изменения  в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики.

Значение фактора стабильности налоговой системы, а также особенности государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы  развития налоговой системы РФ 

3.1 Основные  направления развития налоговой  системы РФ   

                

На современном этапе  реформирования налоговой системы  приоритетное внимание уделяется решению  проблем повышения эффективности  налогового администрирования, в том  числе налогового контроля как главной его составляющей.

В перспективах реформирования налоговой системы РФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2008 – 2010 гг. является разработка законопроекта о налоговой амнистии.

Президент предлагает следующие  меры по совершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие:

Целесообразно рассмотреть  возможность дальнейшего снижения налогового бремени.

Представители ведущих  российских бизнес - объединений на заседании рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ высказались за снижение ставки НДС до 10%.

Они считают необходимым  включить эту меру в «Основные  направления налоговой политики до 2011 г.».

Сейчас идет активная подготовка Стратегии развития России до 2020 г. и конкретных мер по ее реализации.

Одним из ключевых направлений  социально-экономической политики является налоговая политика государства.

Бизнес-сообщество выступает  за скорейшее принятие мер налогового стимулирования диверсификации российской экономики и обеспечение инновационного сценария ее развития. Причем их нужно закрепить в проекте «Основных направлений налоговой политики до 2011 г.».

К приоритетным мерам  налогового стимулирования, по мнению предпринимателей, относится в первую очередь снижение ставки НДС до 10% начиная с 2009 г. и одновременное улучшение его администрирования.

Кроме того, целесообразно  принять ряд дополнительных мер, направленных на преодоление технологического отставания российских предприятий  и дальнейшее стимулирование НИОКР.

Необходимо дифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввиду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

В Послании Президента отвергается  недавно прозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налога. Однако для частичного повышения налоговой нагрузки на богатое население должен быть реформирован налог на недвижимость.

На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

Стабильность налоговой  системы подразумевает, и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.

Реформирование налоговой  системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного  анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Стабильность налоговой  системы во многом определяется в  федеративном государстве тем, насколько  строго соблюдаются пределы компетенции  центра и регионов при принятии мер  в области налоговой политики.

Значение фактора стабильности налоговой системы, а также особенности государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы.

Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов.

Современная налоговая  система должна быть справедливой, эффективной и доступной для  понимания.

Эффективность налоговой  реформы сегодня в решающей степени  зависит от способности государства  обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса.

Сколько бы ни предоставлялось  налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта.

Ведь воспользоваться  ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети, так называемых малых предприятий.

Успех всей экономической  реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами.

Налоговый кодекс РФ позволяет  более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов  власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

Главной целью реформы  налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности.

Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и  реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен.

При этом система администрирования  налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Основной целью  налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов.

Основными направлениями  налоговой политики сегодня выступают [28, c.80]:

  1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:
  • Определение взаимозависимости лиц
  • Установление закрытого перечня контролируемых сделок
  • Введение обязательного представления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами
  • Введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами
  • Введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения.

Информация о работе Налоговая система