Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ особенностей построения и тенденций развития налоговой системы РФ, выявление проблем ее реформирования.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следую-щие задачи:
Выявить социально-экономическая сущность налогов в современном обществе.
Привести классификацию налогов в соответствии с налоговым законодательством.
Раскрыть понятие налоговой системы и принципы ее построения.
Рассмотреть классификацию налоговых систем.
Определить тенденции формирования налоговых систем в условиях
глобализации экономики.
Выявить проблемы реформирования налоговой системы и наметить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.............................................................5
1.1.Социально-экономическая сущность налогов в современном
обществе........................................................................................................................................5
1.2. Понятие налоговой системы и принципы ее построения...............................10
1.3. Классификация налоговых систем........................................................................14
Глава 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....17
2.1. Возникновение и развитие налогообложения в России.................................17
2.2. Налоговое законодательство и виды налогов в РФ.........................................24
2.3. Особенности налогового администрирования в Российской
Федерации..................................................................................................................29
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.....................................................53
3.1. Сущность и основные аспекты налоговых реформ..........................................53
3.2. Проблемы формирования налоговой базы на региональном и местом
уровнях.......................................................................................................................59
3.3. Проблемы налоговой политики РФ на 2013-2015 годы и
рекомендации по ее совершенствованию...............................................................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................86
На сегодняшний день налоговым законодательством России установлены федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, действуют специальные налоговые режимы.
Федеральные налоги - налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
6) водный налог;
7) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
8) государственная пошлина.
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) - налоги, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие региональными законами и обязательные к уплате на территории соответствующих регионов. Их три:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги устанавливаются, вводятся в соответствии с НК РФ местными правовыми актами и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы предполагают особый, предусмотренный НК РФ порядок обложения и включают в себя:
1) единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
2) упрощенную систему налогообложения (УСН);
3) единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
4) налогообложение при
выполнении соглашений о
5) патентная система налогообложения.
Не следует думать, что вся собираемая сумма федеральных налогов поступает исключительно в федеральный бюджет, например, большая часть налога на прибыль и весь НДФЛ остаются в консолидированных региональных бюджетах. На региональном уровне также происходит перераспределение: скажем, все последние годы в среднем по стране 30% НДФЛ направлялись в местные бюджеты. Таким образом, представленная группировка налогов свидетельствует не о распределении платежей по бюджетам, а лишь о структуре налоговой компетенции разных уровней власти.
На сегодняшний день, по результатам исследования PwC «Paying Taxes 2013. World Bank and IFC commentary», проще всего платить налоги в ОАЭ (три платежа), Катаре, Саудовской Аравии, Гонконке, Китае и Сингапуре, муторнее всего - в странах Африки, Венесуэле, Таджикистане (69 платежей). В Боливии и Таджикистане налоги составляют порядка 80% от прибыли. В Бразилии на документы тратится 2600 часов, это вообще за гранью добра и зла. Россия на общем фоне выглядит крепким середнячком: всего 7 платежей и 177 часов, потраченных на подготовку документов. Правда, налоговая нагрузка в 2013 году в среднем по стране составляет 54%, и по этому показателю мы все еще выше медианы.
Впрочем, Россия движется по пути совершенствования и упрощения своей налоговой системы. Еще пять лет назад время, затрачиваемое на соблюдение требований налогового законодательства, составляло не 177, а 290 часов в год. Международные рейтинги фиксируют улучшение наших показателей в части налогообложения во многом за счет введения электронного документооборота и усовершенствования ряда административных процедур. Аналитики PwC почитали, что в 2014 году средняя налоговая нагрузка на российский бизнес составит 50,7% от прибыли, уменьшившись на 3,5% по сравнению с 2013 годом. Благодаря этой и другим новациям в рейтинге Doing Business 2014 в части налогообложения мы выросли на 8 пунктов и заняли 56-е место из 190 стран.
Как отмечают эксперты Всемирного банка, во всем мире власти планомерно снижают число платежей, время на подготовку документации и налоговую нагрузку на предприятия. Последняя за десять прошедших лет уменьшилась примерно на 12% и в 2014 году составит 43% от прибыли организаций. По данным отчета PwC «Paying Taxes 2014», в следующем году компании по всему миру, отчитываясь перед налоговой, совершат в среднем 26,7 налоговых платежей и потратят на эту работу 268 часов (почти семь недель при 40-часовой рабочей неделе).
Если смотреть на Россию как на члена G8 и Совбеза ООН, то нужно, конечно, сравнивать наше налогообложение с налоговыми практиками ведущих государств. Если рассматривать Россию как регионального игрока, привлекательность которого оценивают инвесторы и корпорации, заинтересованные в рынках Восточной Европы и Азии, то целесообразно проводить сравнение с соседями по Таможенному союзу и другими экономически активными странами региона.
Основные показатели налоговой системы в России и мире в 2013 году5
Страна |
Уровень налоговой нагрузки,% от прибыли |
Время на подготовку документов, часов в год |
Количество платежей |
Россия |
54,1 |
177 |
7 |
Германия |
46,8 |
207 |
9 |
Франция |
65,7 |
132 |
7 |
Великобритания |
35,5 |
110 |
8 |
Италия |
68,3 |
269 |
15 |
Испания |
38,7 |
167 |
8 |
США |
46,7 |
175 |
8 |
Польша |
43,8 |
286 |
18 |
Литва |
43,7 |
175 |
11 |
Латвия |
36,6 |
264 |
7 |
Эстония |
67,3 |
85 |
8 |
Финляндия |
40,6 |
93 |
8 |
Казахстан |
28,6 |
188 |
7 |
Беларусь |
60,7 |
338 |
10 |
Украина |
55,4 |
491 |
28 |
Турция |
41,2 |
223 |
15 |
Из таблицы видно, что в группе стран-лидеров, диктующих политику и экономику, выше российских только налоги во Франции и Италии. По времени подготовки документов мы вполне в тренде, по числу платежей – среди лучших. Однако расчетливый инвестор или, скажем, космополитичный производственный стартап, подыскивающий теплое и недорогое местечко на окраинах Европы, скорее посмотрит в сторону Казахстана, Литвы или в Латвии, отдав бухгалтерию на аутсорсинг (возиться 264 часа с документами самостоятельно – это перебор).
2.3. Особенности налогового администрирования
в Российской Федерации
Вопросы формирования и совершенствования налоговой политики России в настоящее время приобретают особое значение. Реформы в этой сфере продолжаются уже довольно длительное время, на эти цели направляются значительные ресурсы; между тем полезный эффект от этой деятельности представляется, по меньшей мере, спорным.
Во-первых, практика не доказала правомерность выбора в качестве образца принятой в западных странах модели налоговой системы, основанной на высоком обложении доходов наемных работников (подоходными и социальными налогами) и на замене основных косвенных налогов налогом на добавленную стоимость (НДС). Общая сумма этих налогов, входящих в состав текущих затрат и инвестиционных расходов предприятий, делает большинство отраслей перерабатывающей промышленности России неконкурентоспособными не только на внешних, но и на российском рынке.
Но если в западных странах с таким эффектом готовы мириться и он, в общем, укладывается в общую экономическую стратегию, предполагающую снижение роли материального производства в пользу компенсирующего развития сферы услуг и высоких технологий, то для России предлагается вариант компенсации потери ВВП за счет наращивания добычи сырья и экспорта энергоресурсов. Сейчас Россию заманивают на этот путь относительно высокими мировыми ценами на нефть и газ, но никто не гарантирует, что после закрепления России в такой роли определенным силам покажется выгодным вновь "обрушить" нефтяные цены до минимального уровня и попытаться "загнать" страну в новую долговую ловушку.
Во-вторых, по общему размеру налогового бремени (доля налогов в ВВП) Россия ориентируется на "налогоперегруженные" развитые страны, в то время как реально на мировых рынках мы конкурируем с развивающимися странами, в которых производство (и заработная плата наемных работников) несет значительно меньшую налоговую нагрузку.
В-третьих, весь ход реформирования налоговой системы нашей страны характеризуется крайней непоследовательностью и нестабильностью, попытками неоднократно менять уже принятые решения, вводить новые налоговые режимы "задним числом" и т.д. Такую ситуацию инвесторы во всем мире однозначно определяют как неблагоприятную для новых вложений, и при наличии такой общей оценки даже предложения каких-то особых льгот или стимулов уже не могут восприниматься всерьез.
Бурное развитие информационных технологий и современных средств связи позволяет не только резко повысить эффективность налоговой работы, но и радикально изменить роль налогового механизма в целом.
При этом следует подчеркнуть, что новые технологии с максимальной эффективностью могут быть использованы только при соответствующей перестройке всех методов и инструментов налоговой работы (включая пересмотр или даже замену отдельных звеньев налоговой системы). И наоборот, как показывает практика, попытки инкорпорировать современные методы работы с базами данных в традиционные структурные формы, сочетать их с привычными налоговыми режимами и процедурами либо дают незначительный эффект, либо приводят к напрасной трате сил и средств.
Как показывает опыт наиболее развитых стран мира, правильное использование новых возможностей позволяет наряду с налоговыми решать и другие задачи государственного управления. Конкретно речь идет о следующих мерах:
а) модернизации всей системы налогового контроля;
б) унификации учета и регистрации граждан и предприятий;
в) создании единого механизма по учету налоговых обязательств и взысканию долгов;
г) унификации и централизации финансовых отношений граждан с бюджетной системой.
Целью модернизации системы налогового контроля должно быть его переориентирование на людей с особенно высокими доходами. Действительно, сейчас в мире насчитывается более 10 млн миллионеров с совокупным богатством в объеме более 40 трлн долл. Подоходный налог, который практически во всех странах рассчитывается по прогрессивным налоговым ставкам - достигающим 50% и более - был придуман в свое время именно для обложения богатых. Как ни парадоксально, в наше время именно они этот налог часто и не платят. Один из богатейших людей в мире, американский финансист Уоррен Баффет, как-то заявил: "Мне неприятно, что я плачу налог со своих доходов в относительно меньшем размере, чем работники, которым я плачу заработную плату".
В России примерно 140 тыс. миллионеров, из них более 100 - миллиардеры в долларовом исчислении. Принимая во внимание существующую ставку подоходного налога в размере 13% и понимая, что все состояния в России начинались практически с нуля, каждый из них должен быть в состоянии предъявить справку об уплате им налогов в размере 13% от своего состояния. Для "начинающего" миллиардера это 130 млн долл., для более "продвинутых" его коллег соответственно больше. Кто из них может представить такую справку? Тем более что с них этого и не спрашивают.
И действительно, для наших налоговых органов такой простой расчет - нечто вроде "китайской грамоты". У них все в порядке, поскольку они внимательно следят, чтобы все эти миллионеры и миллиардеры исправно уплачивали налог ровно с той суммы дохода, которую они указали в своей налоговой декларации. А если от кого-то такой декларации не поступило - догадываются наши налоговые контролеры - значит, у него нет и доходов. Задавать этому гражданину какие-то вопросы нельзя, презумпция невиновности. И даже когда сами эти граждане публично, и даже под присягой, признаются о факте получения ими доходов - к примеру, недавно в английском суде гражданин Абрамович заявил, что передавал гражданину Березовскому несколько раз по сотне и более миллионов долларов, что последним гражданином и было гласно признано - это для наших налоговых органов ничего не меняет. А между тем с Великобританией у нас есть налоговое соглашение, по которому обе стороны обязаны помогать друг другу по вопросам борьбы с уклонением от налогов. Но налоговые органы Великобритании никакой инициативы по этому вопросу от налоговых органов РФ так и не дождались, возможно, потому, что неудобно было бы ограничиться только Березовским, ведь среди проживающих на британской территории многих тысяч наших сограждан немало и более достойных лиц, которых нашим властям никак не хотелось беспокоить.
К этому следует добавить, что богатых наших сограждан живет немало и в других странах мира и, похоже, что они вполне исправно платят налоги в этих странах, несмотря и на то, что они там собираются по существенно более высоким ставкам, чем в РФ (в Германии и Канаде - 43%, во Франции - с 2013 г. - 75%, в Дании - 59% и т.д.)6. Если бы было не так, их бы там привлекали к суду или бы просто вернули обратно в Россию, но о таких случаях что-то не сообщается (а ведь когда британский гражданин Чарли Чаплин скрылся от американских налогов в Швейцарии, об этом писала вся мировая пресса). Но этот факт никак не извиняет странную пассивность наших налоговых органов, поскольку по общепризнанным нормам налогового права приоритет при налогообложении доходов всегда остается за страной происхождения дохода, а страна проживания получателей этих доходов может рассчитывать лишь на некоторое их "остаточное" налогообложение. И этот принцип четко закреплен также и в международных налоговых соглашениях, которые РФ заключила уже примерно с 70 странами мира.
Нельзя сказать, что такая проблема характерна только для РФ. В странах юга Европы - Греции, Италии, Испании, Португалии, - даже по официальным оценкам, до трети всех доходов граждан укрывается от налогообложения, и это, как вполне понятно, вовсе не те люди, которые получают заработную плату. Характерно, что именно эти страны до последнего времени предпочитали восполнять недостаток собираемых налогов массированными заимствованиями на международных рынках - вместо того, чтобы просто навести порядок в контрольной работе своих налоговых органов. Хотя бы на том уровне, как это организовано в Германии и скандинавских странах, которые, по странному совпадению, "мировой финансовый кризис" как-то и миновал.
Отметим, что в современной контрольной работе налоговых органов принято выделять три основных направления: первое - работа с информацией, получаемой непосредственно от налогоплательщиков (в форме представляемых ими налоговых деклараций и иной отчетности), второе - работа с информацией о налогоплательщиках, "добываемой" непосредственно самими налоговыми органами (информация так называемых третьих лиц, получаемая при проверке предприятий банков, страховых организаций, сведения, содержащиеся в общедоступных базах данных, информация, получаемая от других государственных органов, от СМИ и т.д.), и третье - использование информации, получаемой от "соседей" - от граждан, которые инициативно заявляют в налоговые органы о ставших им известными случаях уклонения от налогов, укрытия доходов и имущества от налогообложения, о разработке схем и планов по обману налоговых органов и т.д. В последних случаях заявитель - если он не пожелает остаться анонимным - вполне может рассчитывать на вознаграждение, которое в ряде стран может составлять до 10% от общей суммы доначисленных налогов.
Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования