Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений и путей ее совершенствования.
Введение……………………………………………………………………….6
Понятие о налогах и налоговой системе…………………………………….8
Налоги и их функции……………………………………………………..8
Классификация налогов………………………………………………….13
Налогообложение и налоговая система…………………………………16
Налоговая система Республики Беларусь…………………………………...20
Субъекты и объекты налогообложения…………………………………20
Состояние налоговой системы РБ……………………………………….24
Анализ налоговой системы РБ…………………………………………...29
Основные направления совершенствования налоговой системы РБ……...37
Реформирование косвенных налогов……………………………………37
Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов
и налогов, включаемых в себестоимость…………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………43
Также существуют некоторые отличия в уплате налогов между белорусской организацией и иностранной.
Во-первых, белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь, а иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.
Во-вторых, белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, что касается иностранных организаций, то они не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.
Физические лица также могут признаваться резидентами либо нерезидентами Республики Беларусь. Четкое разъяснение данному вопросу дается в Налоговом кодексе РБ, там сказано, что: «налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь».
Также налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели, ими признаются лишь те, которые прошли государственную регистрацию. К индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения приравниваются и частные нотариусы.
Физические лица, осуществляющие
предпринимательскую
Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые, в соответствии с законом, подлежат обложению налогом.
Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникает налоговое обязательство.[5]
Каждый налог, сбор имеет самостоятельный объект налогообложения. Также важным замечанием является то, что один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.
В соответствии с Налоговым кодексом РБ объектами налогообложения признаются:
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;
Исключением являются:
Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.
Процентами признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогичным долговым обязательствам (за исключением предусматривающих участие в прибылях), независимо от способа его оформления.
2.2 Состояние налоговой системы Республики Беларусь
Налогообложение - важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами ее не решить. Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы.
Пошлина - соответствующая
обязательная плата за совершение государственными
и иными органами юрисдикции действий
в интересах заявителя.
Сбор - это платеж, устанавливаемый
в рамках налогового законодательства
органами местного самоуправления и зачисляемый
в местный бюджет для финансирования муниципальных
программ развития соответствующей территории.
Налогообложение в реальной
экономической жизни отражает уровень
экономической и политической зрелости
общества.
В настоящее время перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Учитывая мировой опыт можно однозначно сказать, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых направлений; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. Поэтому достаточно важным является определение действенности отечественных налогов и их соответствие международным стандартам.
Что касается налоговой системы Беларуси, то она формировалась на классических принципах налогообложения, а также на тех, которые были разработаны налоговой политикой других стран. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.[8]
Главными критериями оценки эффективности налоговой системы признаны:
Ниже приведена таблица, отражающая налоги, уплачиваемые в бюджет.[6]
Таблица 2.1 Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет в 2010 году
Налог |
Налоговая ставка |
Налог на доходыиностранныхорганизаций,неосуществляющихдеятельность в РБчерез постоянноепредставитель-ство |
6% - международные
перевозки и транспортно- 10% - доход от долговых обязательств 12% - дивиденды и приравненным к ним доходы, доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) либо их части 15% - доходы от
отчуждения недвижимого 5% доходы по
дивидендам, долговым обязательствам,
роялти, лицензиям, если источником
выплаты такого дохода |
Подоходныйналог сфизических лиц |
12% - общая ставка 9% -доходы, полученные: - физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) по трудовым договорам (контрактам); 15% для индивид.
предпринимателей и частных |
Налоги, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении | |
Налог нанедвижимость |
1% остаточной стоимости - для организаций; 0,1% - для физических
лиц, индивидуальных 2% - для организаций, имеющих в собственности объекты сверхнормативного незавершенного строительства |
Налог на землю |
Ставки земельного
налога зависят от категории населенных
пунктов, кадастровой оценки земель
и видов функционального |
Экологическийналог |
Налоговая ставка зависит от количества/объема выбрасываемых загрязняющих веществ, их вида, срока загрязнения и т.п. |
Налог за добычу(изъятие)природныхресурсов |
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены в зависимости от вида добываемых природных ресурсов. |
Местные налоги | |
Налог на услуги (предполагаетсяотменитьс 01.01.2011) |
Ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5%. Налоговая база определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги. |
Налог наразвитиетерриторий(предполагаетсяотменитьс 01.01.2011) |
Ставки устанавливаются в размере, не превышающем 3%. Налоговая база определяется как сумма валовой прибыли, оставшаяся в распоряжении после налогообложения (для организаций) или сумма дохода, оставшаяся в распоряжении после налогообложения (для индивидуальных предпринимателей) |
Налог |
Налоговая ставка |
Республиканские налоги и сборы | |
Налог на добавленную стоимость |
20% - общая налоговая ставка 10% - реализация
производимой на территории РБ
сельскохозяйственной 0% - экспорт товаров |
Акциз |
Ставки акцизов установлены в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров |
Налог наприбыль |
24% - для компаний
Республики Беларусь и 12% - дивиденды 10% - производство лазерно-оптической техники 5% - продажа информационных
технологий и услуг и услуг
по их разработке членами 24%-ная ставка, сниженная на 50%– реализация: - высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства; - долей в
уставном фонде (паев, акций) организаций,
находящихся на территории |
Продолжение таблицы 2.1
Кроме непосредственно налогов, в механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают и налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов: