Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений и путей ее совершенствования.
Введение……………………………………………………………………….6
Понятие о налогах и налоговой системе…………………………………….8
Налоги и их функции……………………………………………………..8
Классификация налогов………………………………………………….13
Налогообложение и налоговая система…………………………………16
Налоговая система Республики Беларусь…………………………………...20
Субъекты и объекты налогообложения…………………………………20
Состояние налоговой системы РБ……………………………………….24
Анализ налоговой системы РБ…………………………………………...29
Основные направления совершенствования налоговой системы РБ……...37
Реформирование косвенных налогов……………………………………37
Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов
и налогов, включаемых в себестоимость…………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………43
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.[1]
Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:
В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение.
Зарубежная налоговая практика выработала несколько методов налогового регулирования:
2.3 Анализ налоговой системы Республики Беларусь
Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.
Принципиально важным является
то, что упрощение налоговой
Работа по упрощению налоговой системы проводится комплексно и включает в себя следующие мероприятия:
За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.
С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:
С 1 января 2009 года в отношении
доходов физических лиц установлена
единая ставка подоходного налога в
размере 12 процентов вместо существовавшей
ранее прогрессивной шкалы
Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.
В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.
В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.
Упрощенный порядок
налогообложения применяется
Обеспечено дальнейшее упрощение порядка взимания экологического налога:
С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом, который объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.
Ее введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия по дальнейшему упрощению налоговой системы:
В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».
Что касается исполнения бюджета в 2009 году, то оно определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 97,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения. В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%), это можно увидеть в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Консолидированный бюджет Республики
Беларусь,
млрд. руб.
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1. Доходы - всего |
48 049 |
65 663,4 |
62 807,6 |
1.1 Налоговые доходы, из них: |
34 235,6 |
46 808,4 |
41 304,7 |
Подоходный налог |
3 081,0 |
4 182,9 |
4 305,3 |
Налог на прибыль |
3 837,1 |
5 993,3 |
4 607,7 |
Налоги на собственность |
1 519,2 |
2 004,8 |
1 626,7 |
НДС |
8 669,6 |
11 399,2 |
12 083,1 |
Акцизы |
3 045,9 |
3 900,8 |
3 637,4 |
Налоговые доходы
от внешнеэкономической |
6 281,3 |
10 612,6 |
7 969,5 |
1.2 Взносы на социальное государственное страхование |
11 256,7 |
14 496,5 |
15 799,4 |
1.3 Неналоговые доходы |
2 556,7 |
4 358,4 |
5 703,5 |
2. Расходы (функциональная классификация) |
47 626,8 |
63 811,3 |
63 766,0 |
2.1 Общегосударственные расходы |
6 471,1 |
10 708,0 |
8 053,5 |
2.1 Национальная оборона |
1 206,2 |
1 373,3 |
1 323,7 |
2.3 Судебная
власть, правоохранительная |
2 062,7 |
2 325,8 |
2 433,9 |
2.4 Национальная экономика |
11 189,0 |
16 494,9 |
16 359,9 |
2.5 Охрана окружающей среды |
537,8 |
537,1 |
396,9 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
2 152,5 |
3 109,6 |
3 042,6 |
2.7 Здравоохранение |
4 325,2 |
5 024,9 |
5 354,0 |
Продолжение таблицы 2.2
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1 120,4 |
1 426,3 |
1 414,2 |
2.9 Образование |
5 547,3 |
6 635,3 |
6 767,1 |
2.10 Социальная политика (с ФСЗН) |
13 014,5 |
16 176,0 |
18 620,1 |
Расходы (эконом. классификация) |
47 626,8 |
63 811,3 |
63 766,0 |
Текущие расходы, из них: |
37 417,8 |
48 199,1 |
47 609,2 |
Заработная плата |
7 501,9 |
8 650,4 |
9 282,4 |
Начисления на заработную плату |
2 048,8 |
2 355,6 |
2 479,0 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
386,8 |
742,1 |
1 069,3 |
Текущие бюджетные трансферты |
20 347,5 |
27 611,6 |
25 933,4 |
Капитальные расходы |
9 596,5 |
13 003,2 |
11 177,3 |
Предоставление
кредитов, ссуд, займов. |
612,5 |
2 609,0 |
4 979,5 |
Дефицит (профицит) |
422,1 |
1 852,0 |
-958,3 |
Финансирование |
-422,1 |
-1 852,0 |
958,3 |
Внутреннее финансирование |
-3 513,6 |
-4 864,4 |
-10 524,8 |
Внешнее финансирование |
3 091,5 |
3 012,4 |
11 483,1 |
Фонд социальной защиты населения |
|||
Доходы |
11 421,7 |
14 715,7 |
16 180,9 |
Расходы |
10 484,8 |
12 995,8 |
14 679,3 |
Сальдо |
936,8 |
1 719,9 |
1 501,6 |