Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Основы построения налоговой системы Республики Беларусь 15
2.2 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Беларуси 22
3 СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ИЗ ОПЫТА ВЕНГРИИ, ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Вложенные файлы: 1 файл

--------_---------------.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.

С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.

При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом. Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят социальные взносы и налоги на собственность.

При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже, чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы, налог на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются как фиксированный процент от продажной цены (по отношению к ней они пропорциональны). Но оплачиваются они в конечном счете из доходов покупателей, и по отношению к ним они регрессивны.

Таким образом, при регрессивном и в меньшей степени при пропорциональном налоге большую долю налогов выплачивают малообеспеченные семьи, при прогрессивном налоге большая доля налогового бремени падает на обеспеченные семьи.

Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит прежде всего от размеров прибыли компании.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера. В 80 - 90-х годах в большинстве стран идет снижение ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986г. в виде налогов более 45% своей прибыли, то в 1996г. - около 30%. Наряду со снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату государственного долга и процентов по нему.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный, пенсионный и др.). Во-вторых, используются  различные  налоговые  льготы.  В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет (carry back) или за счет ее будущих прибылей (carry forward). В первом случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли. Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и перенос убытков вперед на восемь лет.

В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х гг. около 50% (базовый равнялся 71%).

Первым  общим показателем, характеризующим роль налогов в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). Эта доля достигает заметной величины в странах с развитой рыночной экономикой:  в начале 90-х годов в США - 30%, в Германии - 38%, Франции - 44%, Англии -37%, Японии - 31%, Италии - 40%, Канаде - 37%, Швеции - 61%. Аналогичная доля в России в тот же период составляла 40 - 45%, в 1993 - 1995гг. - она снизилась до 30 - 35%. следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в России  к середине 90-х годов  в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993г. ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и большими масштабами укрытия доходов от налогов.

Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В федеральных государствах это обычно трехуровневая система - федеральный уровень, уровень регионов (субъектов федерации) и местный уровень; в унитарных государствах - лишь два уровня: общегосударственный и местный.

Обычно в бюджетных системах центральную роль играет федеральный (общегосударственный) бюджет. Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями бывают различными.

Один подход  предполагает привязку определенных налогов к тому или иному бюджетному уровню. Так, например, доходная часть федерального бюджета США формируется в основном за счет прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (примерно 45% всех доходов бюджета), взносов по социальному страхованию (около 35%), налога на прибыль корпораций (около 10%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - около 5%, таможенные пошлины - 1,5 - 2%). Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется за счет косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных бюджетов - местные налоги, прежде всего  налог на недвижимость. В США около 2/3 налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.

Второй подход состоит в разделении единых государственных налогов в определенных пропорциях между отдельными уровнями. В результате собственно региональные и местные налоги по своей значимости для бюджетов соответствующих уровней могут отходить на второй план. Например, в Германии федеральный и земельный уровни получают примерно одинаковые объемы налоговых поступлений, а местный уровень заметно меньше. Отдельные виды основных федеральных налогов по различным бюджетным уровням распределяются законодательно. По одним общегосударственным налогам устанавливаются постоянные нормы распределения (налог на прибыль компаний делится поровну между федеральным и земельными уровнями, 85% подоходного налога делятся пополам между этими двумя уровнями, а остальные 15%  отдаются на местный уровень). По другим налогам распределение происходит на переменной основе. При делении между тремя уровнями налога на продажи, например, преследуют цель выровнять финансовое положение различных земель, поэтому нормативы распределения каждые 2 - 3 года меняются. В Германии практикуется также достаточно редкое так называемое “горизонтальное выравнивание” налогового бремени; более богатые земли перечисляют часть своих налоговых поступлений в менее процветающие.

Третий подход состоит в передаче средств от высоких бюджетных уровней в пользу низких. Такой подход в качестве дополнительного распространен практически во всех странах, но особо значимую роль он играет  в некоторых унитарных государствах.

 

 

 

2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Основы построения налоговой  системы Республики Беларусь

 

Налоговая система Республики Беларусь была создана одновременно с образованием суверенного государства. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республике Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.). Формирование налоговой системы происходило в условиях фискального кризиса начала 1990-х гг., характерного для всех стран с переходной экономикой и обусловленного сокращением доходов бюджета и возрастающими расходами на стабилизацию экономики. Причиной фискального кризиса было сокращение налоговой базы из-за резкого спада производства. В то же время, несмотря на падение налоговых поступлений, уровень государственных расходов оставался достаточно высоким. Это было связано, прежде всего, со стремлением государства поддержать крупные предприятия для сохранения производственного потенциала страны, а также со значительными расходами на социальную защиту и предоставление различных социальных услуг населению.

Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов. В настоящее время основными общегосударственными налогами и сборами, установленными законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республике Беларусь», являются:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налоги на прибыль и доходы (юридических лиц);

подоходный налог с физических лиц;

налог на недвижимость;

земельный налог (плата за землю);

налог за пользование природными ресурсами (экологический налог);

государственная пошлина и сборы;

налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и некоторые др. виды налогов.

Уплачивается также Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Помимо основных общегосударственных налогов и сборов, налоговая система Беларуси включает также местные налоги и сборы, которые вводятся местными органами власти на соответствующих территориях и зачисляются в местные бюджеты. Местные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками за счет средств, остающихся в их распоряжении, и полностью зачисляются в местные бюджеты. К местным налогам и сборам относятся:

сборы с пользователя (в том числе: за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, за право торговли, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор с владельцев собак и некоторые др. сборы);

налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров, перечень которых устанавливает Правительство;

сборы за услуги (в том числе: за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе);

налог на рекламу;

целевые сборы (в том числе: транспортный сбор на обновление и восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации;

сборы с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через КПП. Начисление и уплата местных налогов и сборов не нарушают общереспубликанский порядок формирования себестоимости товаров (работ, услуг). Так, налог на продажу товаров в розничной торговой сети и сборы за услуги устанавливаются как надбавки к цене и исключаются из выручки при определении сумм других налогов и платежей в бюджет.

Государственный фонд содействия занятости, дорожный фонд, фонд охраны природы, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, инновационные фонды, образуемые в соответствии с Законом о бюджете на 2005 г., в 2005 году являются государственными целевыми бюджетными фондами.

Включить в 2005 году:

  • в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, образуемых в соответствии с настоящим Законом, часть средств государственного фонда содействия занятости, а также средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
  • в местные бюджеты средства местных целевых бюджетных фондов охраны природы, дорожных фондов, жилищно-инвестиционных фондов, инновационных фондов, образуемых в соответствии с настоящим Законом, а также часть средств государственного фонда содействия занятости, средства внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами.

Система подоходных налогов, как правило, включает общий подоходный налог с населения, ряд специальных налогов с отдельных видов дохода (входящих в общий подоходный налог или существующих как дополнение к нему) и налог на прибыли корпораций.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь