Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Основы построения налоговой системы Республики Беларусь 15
2.2 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Беларуси 22
3 СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ИЗ ОПЫТА ВЕНГРИИ, ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Вложенные файлы: 1 файл

--------_---------------.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Основу этой системы составляет общий подоходный налог с населения, обложению которым подлежат все физические лица, постоянно проживающие на территории данной страны. Подоходный налог с населения рассматривается как «окончательный» налог, поэтому при его исчислении принимаются во внимание некоторые особенности положения конкретного налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья налогоплательщика и т. д. Кроме того, этот налог имеет необлагаемый минимум и взимается по прогрессивным ставкам, возрастающим по мере увеличения дохода.

Порядок исчисления и уплаты подоходного налога в Республике Беларусь определен законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

Плательщики налога:

  1. граждане Республики Беларусь;
  2. иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь (т. е. более 183 дней в календарном году);
  3. иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы от источников в РБ.

Объектом налогообложения является совокупный годовой доход физических лиц в денежной и натуральной форме. При этом первые две категории плательщиков уплачивают подоходный налог от источников в Республике Беларусь и за ее пределами.

Третья категория плательщиков уплачивает подоходный налог только от источников в РБ. Совокупный годовой доход определяется по окончании календарного года как общая сумма всех доходов физического лица (кроме доходов, не включаемых в облагаемый совокупный годовой доход), полученных от всех источников за год. По окончании года производится перерасчет налога исходя из совокупного годового дохода.

Суммы подоходного налога, уплаченные за границей гражданами Республики Беларусь, а также постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства, засчитываются при уплате ими подоходного налога в Республике Беларусь при условии, если представлены заключение или справка, подтвержденные налоговой службой (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налога) соответствующего иностранного государства. При этом размер засчитываемых сумм подоходного налога, уплаченных за границей, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в Республике Беларусь в отношении дохода, полученного за пределами республики.

Например, гражданин Республики Беларусь Иванов И. И. в январе 2005 г. получил доход в размере 452000 руб. Отсюда размер подоходного налога составит 40680 руб. (452000 * 9 / 100).

Налоги на отдельные виды доходов взимаются по пропорциональным или прогрессивным процентным ставкам и независимо от того, входят они или нет в общий подоходный налог с населения, рассматриваются как дополнение к этому общему налогу.   В связи с широким распространением новой формы предпринимательской деятельности — акционерных компаний, которые накапливали огромные суммы нераспределенных прибылей, накануне первой мировой войны во многих странах был введен налог на прибыли корпораций, иногда дополняемый налогом на сверхприбыли. Значение этого налога особенно выросло после второй мировой войны и сейчас он составляет значительную долю в доходах бюджетов развитых стран.

Кроме того, в ряде стран введен налог на прирост капитала, которым облагаются (в отличие от регулярных доходов на вложенный капитал в виде процентов и дивидендов) нерегулярные доходы от перепродажи земельных участков, пакетов акций компаний, валютных сделок и т. д.

Налоги с имущества занимают незначительное место в общем объеме государственных доходов и в большинстве стран относятся к категории местных налогов.

Среди этих налогов основным является налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Ставки налога невысоки и составляют обычно 1—3% от стоимости такого имущества. В некоторых странах существует также налог на общую сумму имущества, которым облагаются лишь крупные состояния, поскольку для этого налога предусмотрен высокий необлагаемый минимум, и состав облагаемого имущества включаются, кроме земельных участков и строений, пакеты акций компаний, активы и товарные запасы индивидуальных предпринимателей, задолженность со стороны третьих лиц и т. д. Ставки налога составляют 1—2%.

Например, остаточная стоимость основных фондов ОАО «Адрастейф» составила 124500 млн. руб. Таким образом, годовая сумма налога на недвижимость составит 1245 млн. руб. (124500 * 1 / 100).

Своеобразным видом налога на имущество является налог с наследств и дарений (в некоторых странах существуют отдельно налог с наследств и налог с дарений). По своей форме этот налог близок к косвенным налогам, поскольку он не имеет регулярного характера, как прямые налоги, и взимается не с имущества как такового, а с акта передачи имущества (сделки безвозмездного отчуждения), что отражается и в налоговых ставках, которые возрастают не только по мере увеличения суммы имущества, но и по мере снижения степени родства между дарителем и получателем, т. е. в зависимости от изменения условий сделки. Тем не менее налог с наследств и дарений, несомненно, является прямым налогом с имущества, поскольку представляет собой прямое изъятие в пользу государства части реально существующего имущества.

Косвенные налоги представляют собой надбавку к ценам товаров и услуг, оплачиваемую в конечном счете потребителем. Таким образом, косвенные налоги уплачивают лишь лица, расходующие свои доходы на цели приобретения товара или услуги. Казалось бы, любое лицо может избежать уплаты косвенных налогов, воздерживаясь от покупки соответствующих товаров и услуг. Однако в жизни такое уклонение от налога невозможно, поскольку практически весь объем товаров и услуг широкого потребления облагается косвенными налогами.

Существует четыре вида косвенных налогов: таможенные пошлины; акцизы и другие налоги на потребление товаров и услуг; налоги на сделки; взносы предприятий в фонды социального страхования.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые с импорта, экспорта и транзита товаров. В развитых странах преимущественно применяются импортные таможенные пошлины.

По способу исчисления различают адвалорные пошлины (в процентах к цене товара) и специфические пошлины (в твердой ставке с единицы товара — литра, центнера и др.).

В прошлом таможенные пошлины применялись в основном лишь в фискальных целях, т. е. как источник доходов для государственной казны. Среди экономических функций таможенных пошлин можно выделить следующие: протекционистскую — для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров; преференциальную — для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов; статистическую — для более точного учета внешнеторгового оборота; уравнительную — для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства и др.

Основной формой косвенного налогообложения являются акцизы, представляющие собой надбавки к ценам основных потребительских товаров (спиртные напитки, пиво, табачные изделия, легковые автомобили и др.). Такие акцизы называются индивидуальными в отличие от универсального акциза, которым дополнительно облагается вся продажа товаров и услуг на территории данной страны.

 

 

2.2 Тенденции развития и направления  реформирования налоговой системы  Беларуси

 

Следует отметить, что Беларусь, как и другие восточноевропейские страны и страны СНГ, имела на начальном этапе реформирования экономики достаточно высокий по международным стандартам уровень налогообложения, что приводило к массовым уклонениям от уплаты налогов и развитию теневого бизнеса в ущерб легальной экономике.

В течение 1992 - 2001 гг. налоговая система Беларуси подвергалась многочисленным корректировкам при сохранении, однако, изначально заложенных принципов, методов и форм налогообложения. За прошедшее десятилетие произошло снижение ставок практически по всем основным налогам, несколько улучшилась структура налогообложения за счет объединения ряда налогов, уплачиваемых от одной налоговой базы, ожесточились штрафные санкции за налоговые нарушения. Существенным изменениям подверглись и внебюджетные фонды. В целях усиления контроля за использованием государственных средств большинство внебюджетных фондов в 1998 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды. Одновременно были введены новые формы целевых сборов и образованы новые бюджетные фонды (например, в 1999 г.  местный фонд стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия). Заметные изменения произошли и в структуре налоговых доходов государственного бюджета.

 

Таблица 2.1 Динамика налоговых доходов государственного бюджета Республики Беларусь

 

Доходы госбюджета всего (%)

В том числе (в % к налогу)

Доходы республиканских целевых бюджетных фондов

Прямые налоги

Косвенные налоги

Налог на прибыль

Подоходный налог

НДС

Акцизы

Доходы от внешней торговли

1992

100

25,8

7,4

37,1

8,9

1,6

13,5

1993

100

29,7

7,1

27,6

12,1

6,9

11,9

1994

100

30,7

7,3

27,4

10,6

9,2

7,4

1995

100

23,5

9,3

28,0

7,9

5,7

12,1

1996

100

14,6

10,4

28,2

12,5

6,7

15,5

1997

100

14,7

10,1

29,7

12,9

8,2

13,5

1998

100

12,3

10,4

25,8

11,1

6,3

15,7

1999

100

13,4

8,5

24,8

9,4

5,5

16,7

2000

100

12,5

8,7

24,5

8,1

4,5

18,7

2001

100

11,1

9,3

25,3

7,7

5,2

18,1


 

Преобладание косвенных налогов в доходах государственного бюджета объясняется преимуществами их взимания и, как правило, характерно для всех стран с переходной экономикой, в отличие от большинства развитых стран, где основным источником доходов бюджета являются прямые налоги. Доля подоходного налога в бюджете Республики Беларусь невелика, прежде всего, из-за невысоких доходов основной массы населения. Снижение доли налога на прибыль свидетельствует о сокращении налоговой базы, как из-за наличия многочисленных налоговых льгот, так и из-за сравнительно невысоких темпов экономического роста. Кроме того, достаточно серьезной проблемой, приводящей к сокращению доходов государственного бюджета, является сокрытие доходов юридическими и физическими лицами, т. е. уклонение от уплаты налогов.

Следует отметить, что в доходах бюджета постепенно увеличивается доля доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, которая сейчас достаточно высока (в 2000 г. она составляла 6,5 % от ВВП, в 2002 г. . 6,1 %).

Сложившаяся в Беларуси налоговая система формирует налоговое бремя, оказывающее достаточно сильное давление на экономику. Наиболее общий показатель налоговой нагрузки на экономику, это доля налоговых доходов государственного бюджета (а также доходов бюджетных и внебюджетных фондов) в валовом внутреннем продукте страны. На протяжении последнего десятилетия совокупная налоговая нагрузка в Республике Беларусь составляла более 40 % ВВП, при этом чисто налоговая нагрузка колебалась в пределах 26.30 %. Справедливости ради следует отметить, что во многих европейских странах налоговая нагрузка примерно такая же. Однако доходы на душу населения в этих странах больше, чем в Беларуси, поэтому достаточно значительное налоговое бремя там не столь тяжело для экономики.

Чрезмерная налоговая нагрузка стала основной причиной уклонения от уплаты налогов в Беларуси.

Так, одной из причин сокрытия полученной прибыли является расширительный подход к определению ее налогооблагаемой части. При налогообложении прибыли из балансовой прибыли вычитаются только налог на недвижимость и доходы предприятия, облагаемые налогом на доход. Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, необходимо еще уплатить различные местные налоги и произвести отчисления в дорожные фонды.

Тогда как, например, в России налог уплачивается из прибыли, предварительно очищенной от всех финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. При исчислении налогооблагаемой прибыли из общей суммы прибыли вычитаются имущественные налоги, пошлины, местные налоги, уплачиваемые за счет финансового результата деятельности предприятия, а также дополнительные платежи, уплачиваемые за счет прибыли.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь