Налоговая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – раскрыть суть управления налоговой системы и пути ее совершенствования.

Задача данной дипломной работы – выявить проблемы в управлении налоговой системы РК.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В УПРАВЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ

1.2 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РК

1.3. СООТНОШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГАМИ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯНАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

2.1.Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РК

2.2. Опыт зарубежных стран в управлении налоговой системой .На примере Западно й Европы

2.3. Сравнительный анализ управления налоговой системой РК

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯУПРАВЛЕНИЯНАЛОГОВОЙСИСТЕМЫРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1. Проблемы современной налоговой системы РК

3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РК

Вложенные файлы: 1 файл

Зарина.doc

— 577.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

2.1.Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РК

В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).
      Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам.
     В Республике Казахстан в случаях, установленных настоящим Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет.
     В Республике Казахстан составляются государственный и консолидированный бюджеты, бюджет области, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению.
      Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними.
      Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, города республиканского значения, столицы и поступления, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, без учета взаимопогашаемых операций между ними.
      Бюджетом области является централизованный денежный фонд, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними.      

      Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики.. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Казахстан.      

     Областным бюджетом, бюджетами города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.
Областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения, столицы утверждаются решениями соответственно областных маслихатов, маслихатов города республиканского значения, столицы.      

Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения).

Бюджет района (города областного значения) утверждается решением маслихата района (города областного значения).      

Чрезвычайный государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан.. О принятии чрезвычайного государственного бюджета незамедлительно информируется Парламент Республики Казахстан.
     На время действия чрезвычайного государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета приостанавливается.Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.
      С прекращением действия чрезвычайного государственного бюджета производится уточнение республиканского и местных бюджетов.

Проведение анализа современного состояния межбюджетных отношений в РК логично было бы начать с исследования динамики трансфертов общего характера. В последние годы прослеживается устойчи­вая тенденция роста финансовой помощи регионам из республиканского бюджета, предоставляемой в виде субвенций.

Анализ изменения размеров межбюджетных трансфертов общего характера за последние годы показывает опережающий рост объемов субвенций по сравнению с размерами бюджетных изъятий (таблица 2).

 

 

 

 

 

Как видно из данных, представленных в таблице 2, субвенции из республиканского бюджета бюджетам областей в 2008г. составляли 539 398 млн. тенге, в 2009г. – 642 061 млн. тенге, в 2010г. – 787 285 млн. тенге.

По состоянию на 1 февраля 2011 года субвенции республиканского бюджета бюджетам областей составляют уже 58 062 млн. тенге, что составляет 10% от суммы 2008 года. Средний прирост объема субвенций в 2010 году к уровню 2008 года составляет 43,2%.

Наибольший прирост по объемам субвенций из республиканского бюджета демонстрируют Южно-Казахстанская область и город Астана – 57,1% от уровня 2008 года по состоянию на 1 января 2011 года.

Наименьший пророст уровня субвенций в 2010 году, в сравнении с уровнем 2008 года, отмечается в Акмолинской области, здесь показатель прироста составляет 35,8% и в Костанайской области, со значением показателя прироста равным 34,5%.

Данные таблицы 3 наглядно демонст­рируют устойчивую тенденцию много­кратного увеличения объема выделяемых из республиканского бюджета субвенций и числа субвенционных областей. Други­ми словами, идет процесс перехода об­ластей из категории «доноров централь­ного бюджета» в категорию «реципиентов центрального бюджета».

Что касается межбюджетных потоков, поступающих в регионы в виде целевых инвестиционных трансфертов, то данный механизм является недостаточно про­зрачным и сопровождается определенны­ми недостатками. Анализ освоения средств республиканского бюджета, вы­деляемых местным бюджетам на реали­зацию инвестиционных проектов, показы­вает, что процесс их освоения не контро­лируется со стороны отдельных админи­страторов республиканских бюджетных программ, которые ограничивают свою ответственность перечислением соответ­ствующих средств на счета местных бюд­жетов. В результате, данные об исполне­нии отдельных республиканских бюджет­ных программ в полном объеме не соот­ветствуют действительности, так как на местном уровне кассовое исполнение мо­жет не доходить и до 50%, что приводит к оседанию средств на счетах местных бюджетов. Кроме того, утверждение в республиканском бюджете целевых и це­левых инвестиционных трансфертов в функциональных группах расходов с ука­занием администраторов бюджетных про­грамм министерств способствовало двойному отражению сумм в кассовых расходах республиканского и местных бюджетов. Таким образом, имело мес­то искажение фактических затрат, на­правляемых на реальный сектор экономи­ки и социальный блок.

Следует также учесть, что выделенные в анализируемом периоде из республиканского бюджета официальные трансферты и средства из Резерва Правительства Рес­публики Казахстан в бюджете отдельных регионов составили от 50 до 70% от объе­ма бюджета. В частности, в Жамбылской области удельный вес официальных транс­фертов составил 70,6% от всех поступлений, Кызылординской области — 55,0%, Южно-Казахстанской области — 52,4%. Кроме того, действующая система межбюджетных трансфертов, служащая инструментом бюджетного выравнива­ния, на местном уровне государственно­го управления воспринимается как не­прозрачный механизм выравнивания ме­стных бюджетов, ограничивающий эконо­мические стимулы развития регионов.

Дискуссионной является также дей­ствующая система бюджетных изъятий, которая зачастую имеет отрицательный эффект на стремление регионов значи­тельно пополнять доходную часть своих бюджетов. (таблица 3)

Таблица 3. Динамика объемов бюджетных изъятий

 

 

Как видно из таблицы 3, наибольшая доля бюджетных изъятий в 2010 году приходится на город Алматы, их объем за анализируемый период вырос на 21,15% и составил 55 000 млн. тенге, тогда как в 2008 году данный показатель был равен 52 401 млн. тенге.

Вместе с тем, объемы бюджетных изъятий в 2010 году из местных бюджетов Мангистауской области и города Астаны сократились в среднем на 60%.

Прирост же объемов изъятий  наблюдается их бюджета Атырауской области, в 2010 году он увеличился на 21,15%, что в денежном выражении составило 18 739 млн. тенге.

В целом общий объем бюджетных изъятий в 2006 году по плану составит 119,4 млрд. тенге, рост на 1,4 раза.

По-прежнему не подлежит изменению состав основных бюджетных доноров, что объясняется наличием и концентрацией в этих областях природных, людских и финансовых ресурсов.

Целевыми текущими трансфертами являются официальные трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие, в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете официальных трансфертов общего характера (бюджетных изъятий и бюджетных субвенций).

Компенсация потерь нижестоящих бюджетов, вытекающих из принятия вышестоящими органами нормативных правовых актов, влекущих увеличение расходов и/или уменьшение доходов в период действия трехлетних объемов официальных трансфертов общего характера, также производится путем выделения целевых текущих трансфертов.

Кроме того, целевые текущие трансферты могут предоставляться на выполнение мероприятий государственных, отраслевых (секторальных) программ и на реализацию отдельных нормативных правовых актов, а также по ходатайству акимов в течение финансового года только на мероприятия, финансируемые из резерва Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа области.

Целевыми трансфертами на развитие являются официальные трансферты передаваемые из республиканского бюджета в областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы в пределах сумм, утвержденных в республиканском бюджете для реализации местных инвестиционных проектов (программ), предусмотренных государственными, отраслевыми (секторальными) программами передаваемые из областного бюджета в бюджет района (города областного значения) в пределах сумм, утвержденных в областном бюджете, для реализации местных инвестиционных проектов (программ), предусмотренных региональными программами.

Например, в целях реализации Государственной программы сельских территорий в республиканском бюджете на 2010 год были выделено целевые инвестиционные трансферты областным бюджетам на строительство и реконструкцию объектов образования и здравоохранения в сельских населенных пунктах.

Кроме официальных трансфертов общего и целевого характера из республиканского бюджета местным бюджетам предоставляются бюджетные кредиты на различные сроки на реализацию конкретных проектов (программ) и мероприятий, а также на покрытие кассового разрыва в течение финансового года.

Примером межбюджетных кредитов служат предоставляемые в последние годы из республиканского бюджета областным бюджетам кредиты на организацию весенне-полевых и уборочных работ, целью которых является финансовая поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Рассмотрим исполнение местного бюджета на примере бюджета Алматинской области, который представлен в таблице 4.

Таблица 4. Исполнение местного бюджета Алматинской области с 2008 по 2010гг.

 

 

Как видно из таблицы 4, основную долю доходов местного бюджета составляет налоговые поступления, а это  примерно 70% от всех суммарных доходов местного бюджета. А на втором месте по объему доходов составили полученные официальные трансферты, на их долю приходится около 17% от объема доходов местного бюджета за период с 2008 по 2010 годы.

Как стоит заметить, что прирост доходной части бюджета в анализируемый период составил 58,43%, а основной его составляющей, налоговых поступление 41,1%. В то же время заметно снижение поступлений в бюджет от уплаты социального налога на 3,38%.

За это время рост объема полученных трансфертов составили 3,6 раза. Все это говорит о том, что, с каждым годом растет объем помощи из республиканского бюджета.

Также растут затраты по отраслям, например, расходы на образование на 2008 год было 48 280 млн. тенге, и на 2010 год 59 645 млн. тенге, прирост составил 23,54%, соответственно на здравоохранение прирост равен 11,06%, жилищно-коммунальное хозяйство 82,73%, сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды 53,22%.

Наблюдается рост дефицита исполнения местного бюджета, например, за четыре года дефицит бюджета увеличился 4,6 раза, это приводит к выводу, что, расходы местных бюджетов соответствующим образом в полном объеме не финансируется из областного и республиканского бюджета (официальные трансферты) для полноценного выполнения возложенных на него обязанностей, а также переданные из центра государственные функции тоже увеличивает расходы местных бюджетов.

Доходы государственного бюджета на 2010 – 2012 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативных правовых актов.

        В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений с 1.07. 2010 года на 25 %, с 1.07.2011 года на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования до 5 % в 2010 году и индивидуального подоходного налога в связи с увеличением размера минимальной заработной платы в 2010 – 2012 годах.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан