Налоговая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – раскрыть суть управления налоговой системы и пути ее совершенствования.

Задача данной дипломной работы – выявить проблемы в управлении налоговой системы РК.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В УПРАВЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ

1.2 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РК

1.3. СООТНОШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГАМИ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯНАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

2.1.Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РК

2.2. Опыт зарубежных стран в управлении налоговой системой .На примере Западно й Европы

2.3. Сравнительный анализ управления налоговой системой РК

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯУПРАВЛЕНИЯНАЛОГОВОЙСИСТЕМЫРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1. Проблемы современной налоговой системы РК

3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РК

Вложенные файлы: 1 файл

Зарина.doc

— 577.12 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

 

Доходы государственного бюджета

 

Наименование показателей

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы

14,2

15,2

15,0

налоговые поступления

13,6

14,6

14,4

неналоговые поступления

0,4

0,4

0,4

поступления от продажи основного капитала

0,2

0,2

0,2

        Прогноз объемов поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2010 – 2012 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.

В 2010 году поступления прямых налогов в Национальный фонд прогнозируются на уровне – 7,9 % к ВВП, в 2011 году – 8,3 %, в 2012 году – 8,0 %.

 

Рисунок 4

 

Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы

 

 

 

        Прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан

        На протяжении последних лет экономика Казахстана демонстрировала устойчивый рост и обеспечивала профицит консолидированного бюджета. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса.

 

Рисунок 5

 

Баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит государственного бюджета в 2008 – 2012 годах

 

 

 

        Однако дальнейшее использование накопленных активов, без принятия мер по снижению расходной нагрузки на бюджет, осуществляться не будет. Соответствующие меры были уже предприняты при уточнении республиканского бюджета на 2009 год, когда по ряду направлений расходы были сокращены, в том числе административные расходы центральных и местных государственных органов, холдингов, национальных компаний, социально-предпринимательских корпораций, а также их материально-техническое оснащение и капитальный ремонт.

        Пересмотрены подходы к реализации бюджета развития, что также позволило оптимизировать расходы по инвестиционным проектам и увеличению уставных капиталов государственных организаций.

 

Рисунок 6

 

Доходы и расходы государственного бюджета в 2008 – 2012 годах

 

 

 

        Учитывая, что доходы государственного бюджета достигнут уровня 2008 года только к 2012 году, в планируемый период будет проводиться политика сдерживания роста государственных расходов, темпы которого за трехлетний период не превысят в среднем 9,7 %. Это означает, что рост государственных расходов не будет превышать темпов роста ВВП.

 

 

Рисунок 7

 

Темпы роста расходов госбюджета и ВВП в 2008 – 2012 годах

 

 

 

        Несмотря на снижение объема государственных расходов в 2009 году и их незначительный прирост начиная с 2010 года, бюджетная политика будет направлена на мобилизацию и сосредоточение финансовых ресурсов для полного и своевременного осуществления всех взятых государством обязательств и, в первую очередь, это социальные обязательства, а также мероприятия, косвенно влияющие на социальную поддержку населения страны, включая обеспечение занятости.

        Таким образом, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе будет сохранена и основным приоритетом при планировании государственных расходов будет являться благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики.

        При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию».

        Параметры дефицита государственного бюджета определены с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджета исходя из прогнозных объемов поступлений и расходов бюджета.

        Политика Правительства Республики Казахстан направлена на создание единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны с учетом её ориентации в ближайшее время на решение вопросов смягчения влияния последствий финансового кризиса на экономику в целом и обеспечение оптимального уровня дефицита бюджета, исключающего значительную нагрузку на бюджет из-за роста расходов на обслуживание долга.

 

Рисунок 8

 

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет правительственных займов

 

 

 

        Прогноз параметров государственного и республиканского бюджетов на 2010 – 2012 годы приведен в приложении.

        В 2008 году впервые была реализована стабилизационная функция Национального фонда Республики Казахстан, которая призвана финансировать государственные расходы в годы неблагоприятной конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы.

        В 2008-2009 годах из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет было выделено 607,5 млрд.тенге и 347,9 млрд.тенге соответственно в виде целевого трансферта. В 2008 году эти средства были направлены на увеличение уставного капитала акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для реализации мер по обеспечению конкурентноспособности и устойчивого развития национальной экономики Республики Казахстан. В 2009 году - на реализацию мероприятий Плана действий Правительства Республики Казахстан на 2009 год по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года "Через кризис к обновлению и развитию" (Дорожной карты).

        В 2010 – 2012 годах во избежание «проедания» активов Национального фонда, будет проводиться политика ограничения использования средств Национального фонда только путем привлечения гарантированного трансферта, не выходя за установленный предел в 1/3 часть от активов фонда на конец года, предшествующего году планирования.

 

 

Рисунок 9

 

Доля привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного и целевого трансфертов в общем объеме поступлений государственного бюджета

 

 

 

        Уровень активов Национального фонда, накопленных на 1 января 2009 года будет сохранен, а с учетом базового сценария развития экономики продолжится их наращивание, в том числе и в 2010 – 2011 годах, хотя и небольшими темпами.

        В соответствии с прогнозом, объем активов Национального фонда на конец 2012 года составит 4,7 трлн. тенге или 31 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза.

 

 

Рисунок 10

 

Динамика активов Национального фонда

 

 

 

        Инвестиционная политика в 2010 – 2012 годах будет осуществляться с учетом переориентации на наиболее значимые в социально-экономическом плане проекты, оказывающие наибольший мультипликативный эффект на экономику и поддержание уровня занятости населения.

        Обеспечение сбалансированности инвестиционных программ, взаимоувязки реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны и регионов, будет осуществляться по двум основным направлениям, согласующимся с ранее указанными направлениями фискальной политики, путем принятия системных и оперативных мер.

        Долгосрочная мера системного характера заключается в разработке Схемы территориально-пространственного развития страны, которая позволит минимизировать нерациональное использование ресурсов государства, скоординировать развитие производственной, транспортной, инженерной, социальной, рекреационной инфраструктур и системы расселения населения и предоставить ориентиры для бизнес-инициатив частного сектора.

        Оперативное решение задач, стоящих перед инвестиционной политикой, будет решаться на основе разработки Карты индустриализации Казахстана, в которой будут определены оптимальные места реализации крупных инвестиционных проектов с учетом их отраслевых особенностей.

        В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010 – 2014 годы для финансирования инвестиционных проектов предполагается привлечение долгосрочных облигационных займов АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», социально-предпринимательскими корпорациями.

        При этом в целях сохранения финансовой устойчивости компаний планируется, капитализация из республиканского бюджета АО «ФНБ «Самрук-Казына» по низкорентабельным социально-значимых проектам в течение 5 лет на сумму 271,5 млрд. тенге, которая будет направлена на досрочное погашение облигационных займов по этим проектам, в том числе:

        - в 2010 году - 10 млрд. тенге;

        - в 2011 году - 10 млрд. тенге;

        - в 2012 году - 30 млрд. тенге;

        - в 2013 году - 110,8 млрд. тенге;

        - в 2014 году - 110,8 млрд. тенге.

В ходе анализа поступлений от налоговых отчислений в бюджет Национального фонда РК делаю вывод, что одной из важнейших проблем на сегодня в межбюджетных отношениях – отсутствие прозрачной и эффективной системы разграничения полномочий между уровнями власти. Интерес к этой проблеме проявляется не только в научных кругах, но и на высшем государственном уровне.

Расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы не в полной мере обоснованы. Существующие процедуры в отношении разделения ответственности между центральными и местными исполнительными и представительными органами тормозят процесс развития рыночных отношений экономики. Дублирование и недостаточно четкое распределение функций и ответственности, ассиметричные бюджетные отношения и неясное разделение полномочий между бюджетами разных уровней создают путаницу в отношении взаимодействия разных уровней государственной власти, деформируют стимулы бюджетного управления на различных уровнях и прозрачность бюджетных процессов и процедур. Это приводит к распространению непрофинансированных поручений, финансовых обязательств, которые перекладываются на местные бюджеты при отсутствии адекватного финансирования.

В стране отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов с учетом целевых региональных программ. Местные власти не заинтересованы в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов. Недостаточна нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах. Все это не способствует сокращению дотационности местных бюджетов, снижению встречных финансовых потоков.

Кроме того, одной из основных проблем в настоящее время является процесс планирования и формирования местных бюджетов, а также определение оптимального соотношения между бюджетами разных уровней. Сложившаяся система распределения налогов и доходов по бюджетам, как показывает практика, во-первых, неравномерно обеспечивает поступление налогов и доходов в бюджеты всех уровней, во-вторых, не обеспечивает действия принципа единства (согласование видов и ставок налогов) и самостоятельности (разграничение источников, обеспечивающих формирование бюджетов всех уровней).

Попытка проведения серьезной реформации свободного бюджетного планирования постоянно упиралась в жесткую централизацию всей системы управления. Одним из путей решения проблем могло бы стать планирование бюджетов всех уровней управления на основе относительно стабильных нормативов распределения общегосударственных доходов и налогов между звеньями бюджетной системы с одновременным четким разграничением закрепленных за ними доходов. Определение путем бюджетного планирования относительно стабильных нормативов позволяет создать необходимые предпосылки внедрения на уровне местных органов управления механизмов самофинансирования, при котором формирование расходов каждого звена становится в непосредственную зависимость от поступления зарабатываемых средств. Это закладывает основу самостоятельности бюджетов, являясь основой системы бюджетного разделизма, выступает механизмом, который бы обеспечил практическое претворение этого принципа в жизнь.

Действующая в настоящее время система распределения доходов и расходных полномочий между уровнями бюджетов имеет ряд преимуществ перед предшествующими системами. Например, обеспечено четкое распределение доходных источников без расщепления каждого вида налога между республиканским и местными бюджетами и разграничены направления их использования. Установлены единые для всех регионов разграничения доходных и расходных полномочий, исключающие индивидуальные льготы и привилегий для отдельных регионов.

В то же время анализ ситуации в системе межбюджетных отношений показывает, что система межбюджетных отношений в Казахстане имеет и другие недостатки, вот некоторые из них:

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан