Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 03:38, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие налогообложение в РФ, анализируется проблемы его применения.
Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства в области налогового права, и попробовать найти направления ее совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Налоговая система и ее характеристика 5
1.2 Налогоплательщики 10
1.3 Управление налогообложением 13
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 22
2.1 Противоречия действующей налоговой системы России 22
2.2 Конституционные основы налогообложения 25
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система России и основные направления ее совершенствования Аня №2157.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

· гражданин может быть признан  дееспособным по достижении им шестнадцатилетнего возраста, если он работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация)7;

· гражданин может быть признан  дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего  возраста, в случае его вступления в брак8.

Другие категории плательщиков. В настоящее время понятие  «другие категории плательщиков»  Законом РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» не расшифровывается, но круг плательщиков конкретного налога указывается в соответствующем законе по данному налогу, поэтому я рассмотрю тему налоговых правонарушений, исходя из наиболее часто встречающихся субъектов данных отношений не относящихся ни к юридическим, ни к физическим лицам.

Здесь можно выделить двух участников налоговых отношений, такие как филиалы каких-либо предприятий, а также граждане-предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Оба субъекта имеют специфические организационно-правовые формы, отличные от  вышеприведённых, которые позволяют им осуществлять свою деятельность в требуемых им пределах.

Понятие представительства и филиала  приведено в ст. 55 ГК РФ:

· Представительство - обособленное подразделение  юридического лица, расположенное вне  места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

· Филиал - обособленное подразделение  юридического лица, расположенное вне  места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе и функции представительства.

Самостоятельными налогоплательщиками филиалы и представительства признаются при наличии у них отдельного баланса и расчётного счёта. Такие представительства и филиалы являются налогоплательщиками наравне с юридическими лицами и должны исполнять все требования, предъявляемые налоговым законодательством к налогоплательщикам9.

Об индивидуальных предпринимателях в гражданском законодательстве говорится, что ими, с момента  государственной регистрации, могут  стать любые граждане, в полной мере обладающие право- и дееспособностью, либо, если гражданин старше 14, но не достиг 18 лет, с согласия родителей (опекунов, усыновителей)10.

1.3 Управление налогообложением

 

Успешность развития страны, в том  числе зависит от способности  привлечь в экономику капитал. В  этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки.

Важным фактором управления налогообложением является сочетание следующих факторов:

- Достижение минимально возможной  справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое бремя не должно  стать препятствием экономическому  росту. 

С целью избежания дефицита государственных финансовых ресурсов снижение налоговой нагрузки должно осуществляться только при условии относительного сокращения бюджетных расходов.

- Реформирование системы распределения  налоговых доходов между всеми  уровнями бюджетной системы. 

- Совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов. От того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях.

- Улучшение системы налогового  контроля и изменение системы  налоговой ответственности - улучшение  контрольных функций, сведение  к минимуму мер текущего контроля, сосредоточение контроля на ключевых  сферах, исключение дублирования контрольных полномочий.

Например, в России процесс управления налогообложением включает следующие  основные показатели (таблица 1)

Таблица 111.

Влияние изменений  и дополнений законодательства о  налогах и сборах на доходы в 2004-2006 годах (млрд. руб.)

П р е д  л а г а е м ы е   м е р ы

В с е г  о

2004 год (по  сравнению с 2003 годом)

 

Отмена налога с продаж

-60,6

Изменения в режим  применения НДС (всего)

-141,4

В том числе:

 

- снижение  основной ставки НДС с 20% до 18%

-96,4

- принятие к вычету НДС, уплаченного поставщиками в течение срока строительства

-45,0

Увеличение ставок НДПИ (всего)

105,3

В том числе:

 

- в целях  сохранения сложившейся налоговой  нагрузки на сырьевой сектор

13,1

- в связи  с отменой акциза на газ

92,2

Увеличение экспортных пошлин на природный газ

78,0

Изменения по налогу на прибыль  организаций

-17,6

Изменения, вносимые в  режим применения акцизов (всего)

-125,9

Из них:

 

- отмена акциза  на природный газ

-149,5

- повышенная  индексация ставок акциза на  табачные изделия

1,3

Изменение размеров государственной  пошлины

5,2

Отмена налога на операции с ценными бумагами и за название «Россия»

-3,0

Отмена местных налогов  и сборов

-7,0

Изменение режима применения налога на имущество организаций

18,3

Изменения, вносимые в режим применения водного налога

-0,2

Индексация земельного налога

6,0

Изменения платежей за животный мир и биоресурсы

-3,9

Итого:

-146,8

То же в % к ВВП

0,96

   

2005 год (по  сравнению с 2004 годом)

 

Снижение эффективной  ставки ЕСН

-194,0

Увеличение суммы принятия к вычету НДС, уплаченного поставщиками

-5,0

Изменения по налогу на прибыль  организаций

-17,6

Увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц

-2,0

Введение главы кодекса  о земельном налоге

19,0

Итого:

-199,6

То же в % к ВВП

-1,13

   

2006 год (по  сравнению с 2005 годом)

 

Снижение и унификация ставки НДС на уровне 15%

70,0

То же в % к ВВП

0,4

   

Всего снижение доходов в связи с мерами по изменению законодательства за 2004-2006 году

436,4

   

Справочно: уменьшение доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом без внесения дополнительных изменений в законодательство

-137,0

То же в % к ВВП

-0,9


 

Из приведенных данных видно, что  предположительно ежегодно будет снижаться  ставка НДС - одного из самых знакомых населению налогов.

Управление налогообложение подразумевает  выработку грамотной налоговой  политики.

Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении  налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения  НД в целях изменения структуры  производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой  политики.

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом  “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов  не сопровождается приростом государственных  доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий  уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим12.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и  управления способна обеспечить потребности  воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с  расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

• экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

• социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

• фискальные - повышение доходов государства;

• международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый  через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм - это область  налоговой теории, трактующей это  понятие в качестве организационно-экономической  категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль13.

Налоговый механизм, так же как  и хозяйственный, соединяет два  противоположных начала:

• планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

• стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько  государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

Налоговая политика и налоговый  механизм определяют роль налогов в  обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций  роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции  проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.   

 Важным моментом управления  налогообложением является налоговое  планирование.

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования