Налоговая система в России в начале 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении налоговой политики России в начале XIX века. Исходя из названной цели, в работе поставлен ряд задач:
проанализировать этапов развития налогообложения в России в начале XIX века;
рассмотреть становление государственных налогов: подушная подать, прямые и косвенные налоги;
проанализировать налогообложение предпринимательской деятельности в России в начале XIX века;
рассмотреть особенности системы налогообложения инородцев
в начале XIX века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
понятие налогов и налоговой системы.……………………...
5
1.1 Сущность налогов и их классификация. Основные принципы налогообложения……………………………………………………………….

5
1.2 Элементы налога и способы его взимания..……………………………...
10
1.3 Роль налоговой системы…..……………………………………………….
11
2 налоговая система России в начале xix века…………….
13
2.1 Налоговое законодательство России в XIX в.…………………………….
13
2.2 Государственные налоги России в XIX веке ……………………………..
14
2.2.1 История подушной подати в России……..…………………….………..
16
2.2.2 Косвенные налоги……………………………………………..……...…..
20
2.2.3 Прямые налоги..………………..…………………………………………
20
2.3 Налоговая политика Российского государства в отношении предпринимателей ……………………………………………………………..

22
2.4 Особенности системы налогообложения инородцев
по законодательству Российской империи 20-50 – х годов XIX века………

28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Налоговая система в России в начале 19 века(готово).doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

С самого своего возникновение подушная подать была сословным, а не общим налогом. Так, уже при Петре I не вносились в  ревизские сказки дворяне, попы и  др. Впоследствии от подушной подати постепенно были освобождены и другие сословия. В 1775 г. от нее было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. была отменена подушная подать с мещан, а вместо таковой был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Последняя мера была распространена на Сибирь только в 1873 г.

С конца ХVIII в. начались сильные повышение окладов  подушной подати, которые в 1818 г. равнялись 3 руб. 30 коп. ассигнациями в Европейской  России и 3 руб. в Сибири, так как  на последнюю не были распространены повышение подушной подати на устройство и содержание сухопутных и водяных путей сообщения. Затем довольно долго не происходило повышение подушной подати; в 1839 г. ее оклады по переложении на серебро составили 95 коп. для Европейской России и 86 коп. для Сибири.

Новые повышение  подушной подати начались с 1861 г. при Александре I, причем стали повышать оклады в среднем размере, так что для местностей, где платежная способность население была слабее, и подать повышалась в меньшем размере, чем для местностей, в которых население отличалось лучшим материальным благосостоянием. После 1867 г. уже не происходило повышений подушной подати, и оклады последней колебались от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп., смотря по местностям.

Взимание подушной подати происходило следующим образом: При Петре ее собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала его опять военным. При Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост, а в 1775 г. с учреждением Казенных Палат, последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати.

Раскладка подушной подати происходила следующим образом: подушная подать взималась по ревизским  душам, число которых от ревизии  до ревизии оставалось неизменным, так как умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в таковые. Впрочем, случайные причисление и исключение происходили и между ревизиями, например, вносились пропущенные при ревизии, возвратившиеся из бегов и т. п. Все эти дела ведались Казенными Палатами.

Распределение подушной подати между отдельными плательщиками  производилось самими крестьянскими  обществами, причем принимались во внимание разные обстоятельства: размер наделов, число наличных душ в семье и др. Источниками крестьянских платежей служили земледелие и крестьянские заработки, так что подушную подать, как часть этих платежей, следовало бы считать имущественно-личным налогом, хотя по названию она была личною податью. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество.

После того, как от уплаты подушной подати были последовательно  освобождены все сословия, кроме  крестьян, эта подать стала исключительно  крестьянским налогом. Существование  налога, уплачиваемого лишь частью населения, нарушало равенство населения перед податным законом.

Поэтому с самого начала 1860-х гг., вопрос об отмене подушной подати возбуждался неоднократно вместе с подготовкой отмены крепостного  права. А в 1879 г. состоялось Высочайшее повеление об образовании комиссии для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников государственных доходов ее замены. В 1882 г. уже при Императоре Александре III последовал Высочайший указ, которым было повелено совершить отмену подушной подати постепенно по мере взыскания источников для ее замены, но чтобы такая отмена была совершена в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.

Коронационным манифестом Александра III 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати, накопившиеся по 1 января 1883 г. В том же мае 1883 г. высочайше повелено освободить от подушной подати всех остальных безземельных, фабричных и заводских крестьян. Все бывшие помещичьи крестьяне, а в некоторых местностях и все другие плательщики получили сбавку подушной подати наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. Высочайше утверждено мнение Государственного Совета о совершенном прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: а) со всех крестьян, на которых распространяется действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; б) с состоящих на особом положении прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; в) с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. С 1 янв. l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.

Вместо подушной подати были введены пошлины с  безвозмездного перехода имуществ, повышены некоторые статьи таможенного тарифа, повышены на 1 коп. с градуса акциз  на спирт, увеличена оброчная подать государственных крестьян (с обращением ее в выкупные платежи) и приняты некоторые другие финансовые меры.

В последнее  время подушные сборы существовали еще в Сибири; но и там, за исключением  Приамурского края и Якутской области  и неземледельческих местностей Иркутской, Тобольской и Томской  губерний, они заменены по Закону 9 января 1898 г. государственною оброчною и поземельною податью.

В большинстве  же западноевропейских государств в  начале ХХ в. существовало пять личных налогов.

2.2.2 Косвенные налоги

Одним из важнейших  источников бюджетных доходов уже  не первый век служили косвенные налоги, которые накануне крестьянской реформы обеспечивали более 40 %. Самой доходной была налоговая накрутка на цену водки. В первой половине XIX века система взимания этой накрутки с населения опиралась на государственную монополию водочной торговли. Оставив за собой исключительное право продавать "хлебное вино", казна каждые три года продавала это право откупщикам. За счёт этого казна получала деньги не через три года, а откупщик зато продавал водку с дополнительной наценкой в собственную пользу.

По закону 4 июля 1861 года, с 1863 года откупа уничтожались, а взамен создавалась акцизная система. Это означало отказ от казённой монополии: торговать водкой теперь мог любой  желающий при условии уплаты акциза (сбора) за продаваемый товар.

2.2.3 Прямые налоги

В 1863 года император подписал два закона о двух реформах прямых налогов.

"В видах  улучшения быта многочисленнейшего  и наименее обеспеченного в  средствах к существованию городского  сословия" была отменена подушная  подать для мещан. Взамен для горожан установили налог с городской недвижимости. Платить его стали все владельцы недвижимой собственности (кроме совсем дешёвой) в городах. Таким образом, налог, взимаемый с определённого сословия (мещане) сменился налогом, взимаемый без разбора сословий с учётом лишь материальной состоятельности плательщиков.

Но до реформы  подушную подать платили два сословия – не только мещане, но и крестьяне. В законе 1863 года о крестьянах ничего не говорилось. Комиссия по пересмотру системы податей и сборов, созданная ещё в 1859 году, долго обсуждала, чем можно заменить подушную подать с крестьян, но до конца правления Александра II этот вопрос так и не получил решения. Львиная доля населения страны продолжала платить подушную подать.

Ещё одна реформа  связана с "Положением о пошлинах за право торговли и промыслов". Единую ставку для купцов второй гильдии сменила целая шкала ставок, зависящих от экономической развитости местности. Это был шаг к более точному учёту разницы в доходах разных плательщиков. За счёт этого налоговая система становилась более действенной. Но главное новшество реформы 1863 года состояло в том, что исчезло разделение торговых свидетельств на купеческие и крестьянские.

Прежде купеческое свидетельство 1-го разряда (дающее право  торговать по всей стране) стоило 2200 рублей в год, а такое же крестьянское – 2600 рублей. Купцам очевидно давалась фора (не говоря уже о сословных привилегиях, таких как свобода от телесных наказаний). Крестьянам же, чтобы получить купеческое звание, требовалось не только заявить необходимый капитал, но и получить разрешения от помещика (или – для черносошных крестьян – от общины) и местных чиновников. Теперь этого не стало. Всякий заявивший капитал определённого размера и уплативший вперёд определённую сумму за право торговли в течение года становился купцом. Купеческое сословие сохранилось, но оно стало более открытым; дискриминация крестьян в этом отношении исчезла.

2.3 Налоговая политика Российского государства в отношении предпринимателей

Государственная политика по отношению к частному предпринимательству в эпоху буржуазных отношений реализовалось посредством различных методов. К числу наиболее значимых принадлежат: таможенная политика, манипулирование тарифами на железнодорожные перевозки, налоговое обложение, практика распределения государственных субсидий и заказов, влияние через систему государственных кредитных учреждений и т. д., – все это различные аспекты налоговой политики [6].

Налоговая политика является составной частью финансовой деятельности государства и принадлежит к числу главнейших рычагов, с помощью которых оно воздействует на процессы, происходящие в экономической жизни страны. Основой налоговой политики является налоговое законодательство, в рамках которого формируется налоговая система.

К числу важнейших функций налогов принадлежат следующие:

  • фискальная, благодаря которой формируются денежные ресурсы государства, т. е. доходная часть бюджета;
  • функция экономического регулирования процессов, протекающих в хозяйственной жизни страны. При этом налоги могут использоваться как для подавления нежелательных тенденций, так и для стимулирования изменений в нужном для развития направлении;
  • социальная, состоящая в перераспределении доходов в целях обеспечения социально-экономической политики и решения социальных проблем общества. Основным инструментом здесь является прогрессивное налогообложение доходов.

Налогообложение бывает двух видов: прямое и косвенное. Прямое налогообложение – непосредственное налогообложение физических и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками. Прямой налог взимается непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогам относятся подоходный налог сфизических лиц, налог на прибыль, налог на имущество. Таким образом, прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности физического или юридического лица.

В России на протяжении всего ХIХ в. главным объектом промыслового обложения было не предприятие, а предприниматель.

Этот принцип  был заложен еще в 70-е гг. XVIII в., когда и начала складываться система  налогообложения торговли и промышленности. До этого времени предприниматели платили наравне с крестьянами и мещанами подушную подать. В 1775 г. Купечество было освобождено от подати, а взамен ее стало платить процентный сбор в размере 1% с объявленных по совести капиталов. По объявленному капиталу облагались и крестьяне – владельцы торговых и промышленных заведений с той лишь разницей, что на сумму налога они выкупали торговые свидетельства, т. е. патент на промысловые занятия. На протяжении последующих 50 лет ставки основного налога неоднократно менялись (главным образом в сторону их увеличения).

Позднее были введены  и добавились к процентному сбору  взносы на устройство путей сообщения, на земские повинности, пошлина за торговые книги. Помимо резкого увеличения налогового бремени в начале XIX в. российское купечество столкнулось с другими негативными факторами внешнеполитического характера: континентальная блокада и отечественная война 1812 г. В результате обновление делового мира России в этот период сопровождалось упадком прежних крупных купеческих родов и приходом им на смену более инициативных предпринимателей из среды крестьян и мещанства. Вышеперечисленные обстоятельства и стали основанием для недовольства старого купечества существующими постановлениями в области промыслового обложения. Все эти нежелательные явления вызывали беспокойство и со стороны правительства. Таким образом, возникла необходимость коренного пересмотра налоговой системы в области предпринимательства и составления нового фундаментального закона.

Таким законом  стало «Дополнительное постановление о гильдиях и о торговле прочих состояний» от 14 ноября 1824 г., автором которого был министр финансов Е. Ф. Канкрин. В данном документе произошел «коренной пересмотр самых основ прежней сословно-податной системы»: отказ от принципа процента с объявленного капитала и установления вместо этого патентной системы обложения. Отныне промысловый налог взимался в виде пошлины за свидетельство на право занятия предпринимательством и билетного сбора за лавки, магазины и прочие торговые заведения. Для установления налоговых ставок Е. Ф. Канкрин использовал метод номенклатурного перечисления торговых прав различных социальных групп, в том числе мещан и крестьян. Таким образом, каждый предприниматель, приобретая торговое свидетельство определенного разряда и получая вместе с ним торговые права, тем самым определял на будущее сферу своих коммерческих интересов.

Налоговые ставки были строго фиксированными и различались  прежде всего по сословному принципу. В частности, цена купеческого свидетельства в начале XIX в. для 1-й гильдии составляла 3075 руб., а крестьянского свидетельства первого рода – 3500 руб., т. е. на 13% больше. Разница значительно увеличивалась от высшего разряда к низшему; данное явление мотивировалось с целью, чтобы купцы не переписывались обратно в крестьянское сословие. По мнению дореволюционного историка И. Я. Рудченко, «Положение 1824 г., вводя патентную систему обложения торговли и промыслов, соизмеряло это обложение не столько с торговыми, сколько сословными правами, отводя каждому сословию как бы особые торговые права». В результате неравномерность обложения пошлинами лиц разных сословий за пользование одними и теми же правами на торговлю и промыслы была доведена в законопроекте Е. Ф. Канкрина до огромных размеров. Следовательно, реформа 1824 г., по замыслу имевшая целью развитие народной промышленности через стимулирование предпринимательской активности низших классов, не только не дала ожидаемых результатов, но и затормозила развитие частных промыслов.

Информация о работе Налоговая система в России в начале 19 века