Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:58, курсовая работа
В связи с переходом к рынку резко возросла роль законодательной основы, регулирующей отношения между государством и налогоплательщиком, назначение которой помочь гражданам получить целостное представление о назначении, функциях и достоинстве действующей налоговой системы, преодолеть возникающие трудности, освоиться с существующим порядком налогообложения. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятия, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и научно-техническое развитие. Причем, размер этих сумм определяется в директивном порядке. В новых условиях роль налогов повышается: налоговые сборы становятся главным источником формирования бюджета, одним из основных элементов предпринимательского климата.
Косвенные (иначе — адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров
(акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого
их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.
Основное отличие между прямыми и косвенными налогами - по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).
Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.
Данная классификация хотя и общепринята, однако она отнюдь не являются абсолютной, так как прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен. В то же время косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В частности НДС традиционно относится к косвенным налогам, но в том случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, НДС уменьшает прибыль производителя, т.е. становится прямым налогом.
По субъекту-налогоплательщику
В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
Налоги с физических лиц (налог на доходы с физических лиц, налог на
имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, курортный сбор и др.).
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, транспортный налог и др.).
По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п.1 ст.18 Закона «Об основах налоговой системы в РФ».
Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на прибыль с предприятий и организаций; налог на доходы физических лиц; государственная пошлина; налог на добычу полезных ископаемых; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий; транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог с продаж (отменен с 01.01.2004 года).
Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на рекламу. Курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др.; налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы – все они отменены с введением налога с продаж.
По порядку введения налога
По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами
Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе
Российской Федерации или решениями
органов государственной власти краев,
областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов и иных административно-
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы,
однако непосредственно вводиться они
могут законодательными актами республик
в составе Российской Федерации или решениями
органов государственной власти краев,
областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов и иных административно-
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж
В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонды.
Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и налог на доходы физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.
По целевой направленности введения налога
В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов.
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов такие, как раскладочные и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и систематические (регулярные, текущие) налоги. В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, т.е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно – переменные, которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т.е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений.
Американские экономисты Энтони Аткинсон и Джозеф Стиглиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд заработной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота).
По срокам уплаты
Различают следующие виды налогов по срокам уплаты: срочные, периодично-календарные. В свою очередь периодично-календарные делятся на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, ежегодные.
1.3 Развитие налоговой системы в России
История налогов насчитывает тысячелетия. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех, или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью (Таблица 1).
Таблица 1
Древний Рим (IV в.до н.э. – VI в. н.э.) |
Российская Федерация (1992 – 1997 гг.) |
Дорожная пошлина |
Налог на пользователей автодорог |
Налог на наследство |
Налог на имущество, переходящего в порядке наследования |
Пошлины ввозные и вывозные |
Таможенные пошлины |
Продолжение таблицы 1
Древний Рим (IV в.до н.э. – VI в. н.э.) |
Российская Федерация (1992 – 1997 гг.) |
Налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло |
Акцизы на отдельные группы товаров |
Сбор на воздвижение статуй |
Налог на рекламу |
Сборы с банщиков, работорговцев, проституток |
Лицензионные сборы за право осуществления видов деятельности |
Налог на содержание стражников |
Налог на содержание милиции |
Сбор на содержание бань |
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы |
Квартирный налог |
Налог на имущество |
В развитии налогообложения выделяют три периода:
Первый период
Хозяйственные системы древнего мира и средних веков. Характерные черты: неразвитость и случайный характер.
Возникновение налогов относят к периоду
становления первых государственных образований, когда появляется
товарное производство, формируется государственный
аппарат – чиновники, армия, суды.
Информация о работе Налоговая система в Российской Федерации и ее значение