Налоговая система в Российской Федерации и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

В связи с переходом к рынку резко возросла роль законодательной основы, регулирующей отношения между государством и налогоплательщиком, назначение которой помочь гражданам получить целостное представление о назначении, функциях и достоинстве действующей налоговой системы, преодолеть возникающие трудности, освоиться с существующим порядком налогообложения. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятия, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и научно-техническое развитие. Причем, размер этих сумм определяется в директивном порядке. В новых условиях роль налогов повышается: налоговые сборы становятся главным источником формирования бюджета, одним из основных элементов предпринимательского климата.

Вложенные файлы: 1 файл

Местные налоги и сборы в РФ и их роль в формировании дохода бюджета.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привеченные  к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих месяца.

Правительством РФ обсуждаются поправки в Налоговый кодекс РФ,

которые полностью изменят размер налога с физических лиц. Снизится в 2004 году максимальная ставка налога с нынешних 2% до 0,1%, то есть в 20 раз. Но облагать налогом будут впредь  не инвентаризационную стоимость жилья, которая числится в БТИ, а рыночную. Методику определения рыночной стоимости жилья Госстрой еще не определил.

Обладатели «обычного» жилья или дач вдали от городов налога, возможно,  не придется платить вовсе. А вот хозяевам элитной недвижимости нужно будет раскошелиться.

Регистрационный сбор с физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, установлен ст.21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г.№2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации».

Плательщиками регистрационного сбора являются физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельный размер ставки регистрационного сбора, а так же категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации.

Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства.Для регистрации физическое лицо представляет заявление.

Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ.

Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов (Приложение 3). Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Одни экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, а третий экземпляр-   направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации подлежит возврату в 15-дневный срок:

- по истечении срока, на который  выдано свидетельство;

-с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдающей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности;

 - в иных случаях, предусмотренных законодательством.

При регистрации полного товарищества в соответствии с действующим

законодательством либо при вступлении в такое товарищество физическому

 лицу-участнику этого товарищества выдается свидетельство о государственной регистрации. При этом регистрационный сбор не взимается. В случае утери предпринимателем свидетельства при наличии уважительных причин местная администрация выдает ему дубликат свидетельства за который взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора. В других случаях производится новая регистрация. Любые другие копии свидетельств и их дубликаты, в том числе фотокопии и ксерокопии, выданные в ином порядке, являются недействительными.

Физические лица, в том числе участники полного товарищества, занимаются тем видом или теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.

Свидетельства о государственной регистрации предпринимательской деятельности предъявляются по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществлении ими своих функций. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с нарушением закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

 

2.3 Анализ  эффективности  и пути

совершенствования налогообложения

Анализ эффективности налогообложения осуществляется для того, чтобы на основании имеющихся у налоговых органов документов выявить недостатки и положительные стороны по взиманию налогов в бюджет. Этот анализ проводит информационно-аналитический отдел по окончании каждого отчетного периода. Отдел проводит так же операции бухгалтерского учета начисленных и поступающих налогов и других обязательных платежей в бюджет. Анализирует выполнение бюджетных назначений. Выдает справки о недоимки платежей в бюджет предприятиям и организациям и осуществляет другие операции.

По состоянию на 01.01.2004 года в МРИ МНС РФ №6 по Николаевскому району состоит на учете 366 юридических лиц и 377 предпринимателей.

За 2003 год от налогоплательщиков в минувшем году поступило налогов в консолидированный бюджет 114,6 млн.руб. меньше уровня прошлого года на 4,9 млн.руб.(Таблица 2).

Таблица 2  

Состав поступления налогов (тыс.руб.)

Наименование налогов

2002 год 

2003 год

2003 год в % к 2002 году

Всего начислено

71094

119558

168

Всего поступило

119570

114645

96


 

Продолжение таблицы 2

Наименование налогов

2002 год

2003 год

2003 год в % к 2002 году

В том числе:

налог на прибыль

 

29022

 

25325

 

87

Налог на добавленную стоимость

14083

7404

52

Природные ресурсы

46381

50209

108

Налог на доходы

14420

17668

122

Поступило в местный бюджет

62173

57649

93


 

По Николаевскому району снижено поступление налога на прибыль на 3,7 млн.руб. (13%). Это объясняется тем, что Средневолжское предприятие СВП МЭС РАО «ЕЭС Россия», в мае 2002 года провели оплату авансовых платежей по налогу на прибыль в сумме 7,3 млн.руб.. Это было связано с тем, что предприятие в соответствии с Постановлением правительства РФ от 08.10.2001 года №710 в рамках урегулирования внешнего долга получило единовременную, значительную прибыль.Снижено поступление НДС на 6,7 млн.руб. в связи с передачей ОГУП «Ульяновскптицепром». От них в прошлом году поступило НДС 7,0 млн.руб.

23 налогоплательщика перешли на  упрощенную систему налогообложения. 4 налогоплательщика перешли в другие налоговые инспекции. В местный бюджет по Николаевскому району поступило 57,6 млн.руб. ниже уровня прошлого года на 4,5 млн.руб. (17%),что видно из таблицы 3.

Таблица 3.

Состав основных налоговых платежей поступающих

в местный бюджет Николаевского района (тыс. руб.)

Наименование налогов

2002 год

2003 год

2003 год в %  к 2002 году

Федеральные налоги всего:

54562

47761

90


Продолжение таблицы 3

Наименование налогов

2002 год

2003 год

2003 год в %  к 2002 году

в том числе:

Налог на прибыль организаций

30516

22828

75

Налог на доходы физических лиц

16999

17668

104

Акцизы

18

9

50

Лицензионные и регистрационные сборы на право производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции

 

10

 

14

 

140

Налог на имущество переходящего в порядке наследования или дарения

 

3

 

2

 

67

Платежи за пользование природными ресурсами

 

6948

 

7056

 

102

Государственная пошлина

68

184

271

Региональные налоги всего

в том числе:

4560

5766

126

Налог с продаж

1338

2279

170

Налог на имущество предприятий и организаций

3232

3487

108

Местные налоги и сборы всего

3043

4112

135

Налог на землю

2574

3775

147

Налог на имущество физических лиц

298

265

89

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

72

70

97

Прочие налоги и сборы

99

2

2

Не налоговые доходы

8

10

125

Всего поступило

62173

57649

93


 

Как видно из таблицы 3  доля налога на прибыль в бюджете района составляет 39%, налога на доходы физических лиц 30%.

К уровню прошлого года доля налога на прибыль сократилась на  7688 тыс.руб.. Это произошло в следствии переплаты по данному налогу по подстанции «Ключики», ЛПДС «Никулино», а также из-за разовых поступлений в 2002 году на сумму 7,5 млн.руб.. Наибольший вклад в пополнение бюджета района в 2003 году обеспечили следующие налогоплательщики: НПС «Клин» 13,3 млн.руб.; ЛДПС «Никулино» 7,0 млн.руб.; ОАО «Ульяновскнефть» 5,2 млн.руб.; подстанция «Ключики» 2,5 млн.руб.; Средневолжское СПБ 3,6 млн.руб.; Ключиковское предприятие (Ульяновск-нефтепродукт) 0,8 млн.руб..

От 6 этих крупных налогоплательщиков поступило в бюджет Николаеского района 32,4 млн.руб.. Все эти налогоплательщики являются структурно-обособленными подразделениями, головные предприятия которых, расположены вне района. Из предприятий района отмечены следующие крупные налогоплательщики: Славкинский лесхоз перечислил в бюджет района в 2003 году 685,0 тыс.руб., Николаевский лесхоз – 625,0 тыс.руб., ОАО «Ключикизерно» - 297,6 тыс.руб.. Это самые дисциплинированные плательщики нашего района.

В консолидированный бюджет по Николаевскому району налогоплательщиками было внесено 94,9 млн.руб. или 83% от общего поступления. 6,4 млн.руб. внесли бюджетные организации или 5,5%. От сельскохозяйственных предприятий и колхозно-фермерских хозяйств поступило 1,6 млн.руб., из них от сельскохозяйственных предприятий 1,2 млн.руб., а от колхозно-фермерских хозяйств 0,4 млн.руб.. Этими основными налогоплательщиками консолидированного бюджета являются: ОАО «Ульяновскнефть» - 43,4 млн.руб., НПС «Клин» - 17,6 млн.руб., ЛПДС «Никулино» - 7,5 млн.руб., узел связи НПС «Клин» - 0,9 млн.руб., Славкинское месторождение – 1,3 млн.руб., подстанция «Ключики» - 4,3 млн.руб., Средневолжское СПБ – 1,1 млн.руб., Николаевские районные электросети – 0,5 млн.руб., автодороги Николаевского района – 2,3 млн.руб., Николаевский цех Барышского РУЭС – 1,6 млн.руб., Ключиковское предприятие ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» - 1,5млн.руб., Николаевский лесхоз – 1,9 млн.руб., Славкинский лесхоз – 1,4 млн.руб., ООО «Симбирка» - 1,2 млн.руб., МПЖКХ -1,0 млн.руб., ОАО «Ключикизерно» - 0,9 млн.руб.,  Николаевский леспромхоз – 0,9 млн.руб., Николаевское ДРСУ – 0,9 млн.руб., Ключикинефтепродукт – 0,8 млн.руб., НМУП «Коммунальщик» - 0,7 млн.руб.,  Николаевское райпо – 0,6 млн.руб., Николаевский маслозавод – 0,6 млн.руб., ООО «Гранит» - 0,4 млн.руб., Николаевское РУПС – 0,4 млн.руб.,  Кунецкая дистанция пути – 0,4 млн.руб.

В структуре поступлений по местным налогам и сборам в бюджет органов местного самоуправления доля налога на землю составляет 92%, налога на имущество физических лиц 6%.

Информация о работе Налоговая система в Российской Федерации и ее значение