Налоговое администрирование: основные элементы, проблемы и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений. Цель данного исследования состоит в разработке научно-обоснованной системы функционирования налогового администрирования, методологического обоснования его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

Налоговое администрирование  осуществляется в целях реализации государственной налоговой политики, эффективного использования различных  методов, форм и инструментов налогового планирования и  регулирования, осуществления контроля  в сфере налогов и сборов, обеспечения плановых налоговых доходов бюджета, укрепления налоговой дисциплины.

Таким образом, налоговое администрирование можно  определить как урегулированную  нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики. В этой связи, задачами государства в сфере налогового администрирования являются планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему РФ; регулирование налоговых правоотношений государства и налогоплательщика; налоговый контроль и  применение мер ответственности за совершение налоговых правоотношений.

 

1.2 Характеристика форм и  методов налогового администрирования

 

Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех

уровней и государственные  внебюджетные фонды.

Налоговое администрирование, как организационно-управленческая

система реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых  призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Основными методами налогового администрирования являются

налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый  контроль (Рисунок 1.2) [45, c. 72]. Каждому из этих методов присущи свои формы способы и приемы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

Целью налогового администрирования, таким образом, является

обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную  систему в

условиях оптимального сочетания  методов налогового регулирования  и

налогового  контроля.

                                      




 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 –  Функциональные основы налогового администрирования

 

Главная цель налогового планирования состоит в экономическом

обосновании объемов  безвозмездного изъятия в бюджетную  систему части

валового внутреннего  продукта (ВВП) в разрезе основных бюджетообразующих налогов. Налоговое планирование может быть

краткосрочным (текущее или  тактическое), среднесрочным и долгосрочным – на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое

прогнозирование). 

 

   


 


 


 





 

 

Рисунок 1.2 –  Методы и формы налогового планирования

 

Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию

объемов налоговых  поступлений с учетом инфляции, валютного  курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой России.

      Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия ( Рисунок 1.3).


 




 



 


 





 

 

Рисунок 1.3 –  Методы и формы налогового регулирования

 

Система налогового стимулирования предполагает изменение  срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых  ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение

относительного  равновесия между налоговыми функциями: фискальной и

регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики. 

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации

технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового

обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

 Неотъемлемой  составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые

и административные санкции, а также меры уголовной  ответственности.

      Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов (Рисунок 1.4).

 










 



 

Рисунок 1.4 –  Методы и формы налогового контроля

 

Эффективность налогового контроля характеризуется  уровнем мобилизации в бюджетную  систему налоговых доходов и  других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением, числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

Оптимальное соотношение  перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовая база налогового  администрирования

 

      Правовым обеспечением налогового администрирования выступает совокупность правовых норм, которая в науке финансового права определяется как налоговое право. Формы выражения норм налогового права или источники налогового права, составляющие систему правового обеспечения налогового администрирования, следующие:

– Конституция Российской Федерации;

– постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ);

– постановления и определения конституционных судов субъектов Российской Федерации;

– решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ);

– решения ВС РФ;

– решения ВАС РФ;

– законодательства о налогах и сборах.

Информационные  письма Президиума ВАС РФ, будучи официальным  выражением правоприменительной практики высшей судебной инструкции, не являются источники налогового права и, следовательно, не входят в систему правового  обеспечения налогового администрирования.

Согласно ст. 1 НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят:

– Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы;

– законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными органами власти субъектов Федерации;

– нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.

В настоящее  время налоговые отношения регулируются не только налоговыми законами, но и так называемыми неналоговыми законами. Легитимность такого положения подтверждена Постановлением КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П. В постановлении указывается, что Правительство Российской Федерации вправе на основании федерального закона установить порядок взимания сбора и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства. Следовательно, неналоговые законы, в которых содержаться налоговые нормы, входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.

Источником  налогового права может считаться  также нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и  сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [6, с.21].

Следовательно, в систему правового обеспечения  налогового администрирования входят нормативно-правовые акты, которые  содержат правовые нормы, регламентирующие процедуру налогового контроля и регулирования налоговых платежей как элементов налогового администрирования.

Элементом системы  правового обеспечения налогового администрирования выступают также  внутриведомственные нормативные  правовые акты, которые обязательны только для применения соответствующими структурными подразделениями (инструкции, методические рекомендации и т.д.). Но, согласно ст. 4 НК РФ, они не могут изменять или дополнять законодательства о налогах и сборах. И в связи с этим подзаконные нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют вопросы налогового контроля, налогового регулирования и налогового планирования как элементов налогового администрирования, необходимо считать элементами системы правового обеспечения налогового администрирования. В их число входят:

– указы и распоряжения Президента РФ;

– постановления и распоряжения Правительства РФ;

– постановления, приказы, распоряжения, письма субъектов налогового администрирования.

При помощи подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти оперативно обеспечивается работа субъектов налогового администрирования, регулируется его технология. Например, утверждаются форма и порядок заполнения деклараций, форма и порядок организации работы по представлению налоговых преференций и наложению санкций, регламентируется работа субъектов налогового администрирования, вводятся стандарты и критерии качества их работы, определяется порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам и т.д. [6, с. 22]

Особое место  в системе правового обеспечения  налогового администрирования занимают международно-правовые источники налогового права. Появление большого количества международных договоров по вопросам налоговых отношений стало следствием развития рыночных отношений в России и расширения интеграционных процессов. Статей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров, содержащих положения, касающиеся налоговых отношений, над НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах. В настоящее время условно выделяют три уровня регулирования налоговых отношений:

– общие принципы и нормы международного права (основа для создания договоров об избежании двойного налогообложения);

– право международных договоров ( основной источник международного права);

– национальное право (система норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия национальных налоговых властей и налоговых властей других стран).

Примером правового  обеспечения налогового  администрирования  международно-правовыми источниками налогового права может служить правовое обеспечение интеграционных процессов в области налогового администрирования в рамках Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).

Следовательно, международно-правовые источники налогового права не только входят в систему правового обеспечения налогового администрирования Российской Федерации, но и занимают в ней особое место.

Следует отметить, что в налоговое законодательство внесены некоторые терминологические  уточнения, которые хотя и имеют частный характер, но вместе с тем несут определенную содержательную нагрузку. В частности:

1) в ст. 1 НК  РФ убрана ошибка, согласно которой  Налоговый кодекс РФ устанавливал не всю систему налогов и сборов, а только налоги и сборы, взимаемые в федеральный бюджет;

Информация о работе Налоговое администрирование: основные элементы, проблемы и направления совершенствования