Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений. Цель данного исследования состоит в разработке научно-обоснованной системы функционирования налогового администрирования, методологического обоснования его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности.
Налоговое администрирование
осуществляется в целях реализации
государственной налоговой
Таким образом,
налоговое администрирование
1.2 Характеристика форм и методов налогового администрирования
Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех
уровней и государственные внебюджетные фонды.
Налоговое администрирование, как организационно-управленческая
система реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.
Основными методами налогового администрирования являются
налоговое планирование,
налоговое регулирование и
Целью налогового администрирования, таким образом, является
обеспечение плановых
налоговых поступлений в
условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и
налогового контроля.
Рисунок 1.2 – Функциональные основы налогового администрирования
Главная цель налогового планирования состоит в экономическом
обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части
валового внутреннего продукта (ВВП) в разрезе основных бюджетообразующих налогов. Налоговое планирование может быть
краткосрочным (текущее или тактическое), среднесрочным и долгосрочным – на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое
прогнозирование).
Рисунок 1.2 – Методы и формы налогового планирования
Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию
объемов налоговых поступлений с учетом инфляции, валютного курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой России.
Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия ( Рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Методы и формы налогового регулирования
Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение
относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и
регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.
Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации
технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового
обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
Неотъемлемой
составляющей налогового регули
и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.
Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов (Рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 – Методы и формы налогового контроля
Эффективность
налогового контроля характеризуется
уровнем мобилизации в
Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.
Правовым обеспечением налогового администрирования выступает совокупность правовых норм, которая в науке финансового права определяется как налоговое право. Формы выражения норм налогового права или источники налогового права, составляющие систему правового обеспечения налогового администрирования, следующие:
– Конституция Российской Федерации;
– постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ);
– постановления и определения конституционных судов субъектов Российской Федерации;
– решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ);
– решения ВС РФ;
– решения ВАС РФ;
– законодательства о налогах и сборах.
Информационные письма Президиума ВАС РФ, будучи официальным выражением правоприменительной практики высшей судебной инструкции, не являются источники налогового права и, следовательно, не входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.
Согласно ст. 1 НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят:
– Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы;
– законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными органами власти субъектов Федерации;
– нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.
В настоящее время налоговые отношения регулируются не только налоговыми законами, но и так называемыми неналоговыми законами. Легитимность такого положения подтверждена Постановлением КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П. В постановлении указывается, что Правительство Российской Федерации вправе на основании федерального закона установить порядок взимания сбора и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства. Следовательно, неналоговые законы, в которых содержаться налоговые нормы, входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.
Источником налогового права может считаться также нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [6, с.21].
Следовательно,
в систему правового
Элементом системы
правового обеспечения
– указы и распоряжения Президента РФ;
– постановления и распоряжения Правительства РФ;
– постановления, приказы, распоряжения, письма субъектов налогового администрирования.
При помощи подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти оперативно обеспечивается работа субъектов налогового администрирования, регулируется его технология. Например, утверждаются форма и порядок заполнения деклараций, форма и порядок организации работы по представлению налоговых преференций и наложению санкций, регламентируется работа субъектов налогового администрирования, вводятся стандарты и критерии качества их работы, определяется порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам и т.д. [6, с. 22]
Особое место
в системе правового
– общие принципы и нормы международного права (основа для создания договоров об избежании двойного налогообложения);
– право международных договоров ( основной источник международного права);
– национальное право (система норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия национальных налоговых властей и налоговых властей других стран).
Примером правового обеспечения налогового администрирования международно-правовыми источниками налогового права может служить правовое обеспечение интеграционных процессов в области налогового администрирования в рамках Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).
Следовательно, международно-правовые источники налогового права не только входят в систему правового обеспечения налогового администрирования Российской Федерации, но и занимают в ней особое место.
Следует отметить,
что в налоговое
1) в ст. 1 НК
РФ убрана ошибка, согласно которой
Налоговый кодекс РФ